Найти тему
Я делаю шаг

А корень где?

Как-то раз, на перемене, ко мне подошёл Никита, ученик 8 класса, и хитро так спросил:

-Вы говорили, что корень есть в любом слове, да?

-Да, в любом,- отвечаю ему.

-То есть, нет ни одного слова без корня, да?

- Нет.

-А в слове «ВЫНУТЬ»?

-А что со словом «ВЫНУТЬ»?-спрашиваю Никиту.

-Вот смотрите.

И он начал разбирать слово на доске:

-ТЬ- окончание, так?

-Да,- говорю ему.

-НУ- суффикс глагола, ВЫ- приставка,- продолжает донимать меня Никита.- Так ведь?

-Вроде так.

-Так где же тогда корень?

А, правда, где корень?!!Куда он подевался? Скорее всего, он просто «спрятался» за суффиксом. Так должно быть, но надо проверить!

Прозвенел спасительный для меня звонок и переключил наше внимание на другие темы.

После уроков я, вконец озадаченная вопросом, стала биться над загадкой. Обложилась справочниками, словарями. Ищу!

В словаре А.Н Тихонова нахожу разделение на морфемы – вы/ну/ть.

Ищу дальше. И вот она, нужная мне статья:

« Глагол вынуть утратил этимологический корень. Его вычленить нельзя. На современном этапе выделяется корень -н-, который совпал с суффиксом -н- (аппликация). Современное морфемное членение – вы/н/у/ть. Процитируем Н.М. Шанского: «…приставка вы-, непроизводная основа -н-(«чередующаяся» с -ним-, -ем-, ср. вынимать, выемка), суффикс однократного действия -н-, суффикс -у-, выступающий как классовый показатель, подобный -а-, -о-, -е- в словах звать, колоть, тереть, и инфинитивное -ть; корень -н- и суффикс -н- накладываются друг на друга, все остальные морфемы располагаются в „принятой" линейной последовательности, одна за другой».

Да, произошла аппликация корня и суффикса, как я и думала.

Довольная, иду утром в школу. Если что, к провокации готова.

На уроке Никита вновь задаёт свой вчерашний вопрос о корне. В классе с интересом наблюдают за тем, что происходит. В ожидании очередной выходки от Никиты, все посматривают на нас двоих. И время потянуть можно, и повеселиться.

-Так что есть корень в слове «ВЫНУТЬ»?-опять начинает он.

-Есть,- говорю.

-И где же он, этот корень?

- А вот где…

И я начинаю расписывать ему на доске всю цепочку образования слова и показывать те процессы, что с ним произошли. Рассказываю про аппликацию в слове.

-Ну как, понял где корень?

-Ничего не понял.

-Ещё раз объяснить?- спрашиваю его.

-Не-е, не надо. Мой мозг взорвётся.

-Не взорвётся, я дозированно буду пояснять,- иронизирую над ним.

- Я понял, не надо.

-И что понял?

-Что в любом слове есть корень. Без него никак.

-Да, никак. И не только слова без корня нет. Нас без него тоже нет.

-Это как?- уже недоуменно спрашивает класс.

--А так, - отвечаю.- Без корней вообще ничего нет. Вот у дерева, цветка есть корень? Есть. Без него они засохнут. Помните, у Крылова «коль корни обнажишь, оно засохнуть может». Так и человека без корней нет. Только корни эти - его род, семья. Именно ими он цепляется за мир и держится крепко, стоит устойчиво.

Вот такие они, эти корни: то прячутся, а мы их ищем, а то порой, наоборот, мы пытаемся их выкорчевать, а потом сами же и страдаем от этого, думаем: «Где же корень, где?!!»