Как-то раз, на перемене, ко мне подошёл Никита, ученик 8 класса, и хитро так спросил:
-Вы говорили, что корень есть в любом слове, да?
-Да, в любом,- отвечаю ему.
-То есть, нет ни одного слова без корня, да?
- Нет.
-А в слове «ВЫНУТЬ»?
-А что со словом «ВЫНУТЬ»?-спрашиваю Никиту.
-Вот смотрите.
И он начал разбирать слово на доске:
-ТЬ- окончание, так?
-Да,- говорю ему.
-НУ- суффикс глагола, ВЫ- приставка,- продолжает донимать меня Никита.- Так ведь?
-Вроде так.
-Так где же тогда корень?
А, правда, где корень?!!Куда он подевался? Скорее всего, он просто «спрятался» за суффиксом. Так должно быть, но надо проверить!
Прозвенел спасительный для меня звонок и переключил наше внимание на другие темы.
После уроков я, вконец озадаченная вопросом, стала биться над загадкой. Обложилась справочниками, словарями. Ищу!
В словаре А.Н Тихонова нахожу разделение на морфемы – вы/ну/ть.
Ищу дальше. И вот она, нужная мне статья:
« Глагол вынуть утратил этимологический корень. Его вычленить нельзя. На современном этапе выделяется корень -н-, который совпал с суффиксом -н- (аппликация). Современное морфемное членение – вы/н/у/ть. Процитируем Н.М. Шанского: «…приставка вы-, непроизводная основа -н-(«чередующаяся» с -ним-, -ем-, ср. вынимать, выемка), суффикс однократного действия -н-, суффикс -у-, выступающий как классовый показатель, подобный -а-, -о-, -е- в словах звать, колоть, тереть, и инфинитивное -ть; корень -н- и суффикс -н- накладываются друг на друга, все остальные морфемы располагаются в „принятой" линейной последовательности, одна за другой».
Да, произошла аппликация корня и суффикса, как я и думала.
Довольная, иду утром в школу. Если что, к провокации готова.
На уроке Никита вновь задаёт свой вчерашний вопрос о корне. В классе с интересом наблюдают за тем, что происходит. В ожидании очередной выходки от Никиты, все посматривают на нас двоих. И время потянуть можно, и повеселиться.
-Так что есть корень в слове «ВЫНУТЬ»?-опять начинает он.
-Есть,- говорю.
-И где же он, этот корень?
- А вот где…
И я начинаю расписывать ему на доске всю цепочку образования слова и показывать те процессы, что с ним произошли. Рассказываю про аппликацию в слове.
-Ну как, понял где корень?
-Ничего не понял.
-Ещё раз объяснить?- спрашиваю его.
-Не-е, не надо. Мой мозг взорвётся.
-Не взорвётся, я дозированно буду пояснять,- иронизирую над ним.
- Я понял, не надо.
-И что понял?
-Что в любом слове есть корень. Без него никак.
-Да, никак. И не только слова без корня нет. Нас без него тоже нет.
-Это как?- уже недоуменно спрашивает класс.
--А так, - отвечаю.- Без корней вообще ничего нет. Вот у дерева, цветка есть корень? Есть. Без него они засохнут. Помните, у Крылова «коль корни обнажишь, оно засохнуть может». Так и человека без корней нет. Только корни эти - его род, семья. Именно ими он цепляется за мир и держится крепко, стоит устойчиво.
Вот такие они, эти корни: то прячутся, а мы их ищем, а то порой, наоборот, мы пытаемся их выкорчевать, а потом сами же и страдаем от этого, думаем: «Где же корень, где?!!»