Найти тему

Если бы прадед вел дневник, что бы он написал?

289 прочитали

Сейчас в работе у меня уникальный документ - дневник прабабушки заказчика. Я всегда трепетно отношусь к расшифровке старинных (и не очень) документов. Потому что это такая невероятная возможность читать, о чем думали или что происходило с людьми в то время.

Читаешь, как будто книгу, причем жанр бывает самый разный: драма, любовный роман, семейная сага, детектив. Любопытно, что фантастику обычно не пишут, а передают устно генеалогу на интервью.

Сейчас в работе у меня уникальный документ - дневник прабабушки заказчика. Я всегда трепетно отношусь к расшифровке старинных (и не очень) документов.

Для меня в генеалогии год создания документа не так важен:

  • Когда я в нашем новом доме разбирала вещи прошлых хозяев, и нашла родословную книгу, где описывалась жизнь женщины советского времени и 2000-х годов.
  • Когда у меня на расшифровке был документ конца 18 века, где два соседа в суде выясняли, кто кому подпортил поле.
  • Когда набирала письма, охватывающие период 1940 - 1990 годов.
  • И многое-многое другое.

И всё это одинаково очень интересно, увлекательно. А может быть, я просто очень люблю читать книги и разгадывать загадки.

Об ожиданиях и реальности

Так вот, читая дневник праба, я подумала вот о чем. Об ожиданиях и реальности. Потому что с января мы с моими старшими детьми каждый вечер делаем записи в их личные дневники. Они рассказывают события за день, а я записываю.

И вот я представляю, что через 100-120 лет потомки обнаружат хотя бы один из этих дневников, написанный в 2024 году. Чтобы они ожидали там увидеть?

Я сама от гипотетического "Дневника прадедушки" ожидала бы рассказ о его семье, о соседях, о событиях в мире или родной стране. В общем, какие-то информативные истории, полезные с точки зрения родословной.

А что же на самом деле написано в дневнике моих детей. Например. "Встал в 5 утра. На завтрак была каша с яблоком. Поиграл в компьютерную игру HS... Лег спать в 20.00". И так почти каждый день. В будние дни дополняется историями из школы, которые мы также записываем. Но практической ценности они не несут.

Ну а может быть, мне просто это кажется. Может быть, это какие-то мои собственные ожидания от "дневника".

Я об этом подумала, и решила сделать детский дневник немножко более информативным. Составила для них список вопросов, ответы на которые мы и запишем.

Список вопросов для ребенка, которые можно внести в дневник или в родословную книгу

  1. Когда у тебя день рождения, где ты родился.
  2. Где ты сейчас живешь и в какой школе, классе учишься.
  3. Как зовут твоих папу и маму, дата их рождения и место рождения.
  4. Кем и где работают папа и мама.
  5. Как зовут бабушек и дедушек, где они живут сейчас, когда у них день рождения.
  6. Как зовут твоих брата и сестру, когда у них дни рождения и где они родились.
  7. Как зовут прабабушек и прадедушек (если знаешь, то и их годы жизни, места жизни). Тут родители могут помочь ребенку и написать то, что знают сами.
  8. Обязательно указать дату ответов на эти вопросы, попросить ребенка поставить подпись.

Вообще, можно дополнить каждую персону подробностями, которые понятны ребенку - где учились родители, где и кем работали бабушки и дедушки и так далее. И эти вопросы актуальны не только для ребенка, на них может ответить и взрослый, чтобы сохранить свои знания о прямых предках.

P.S. опросила своего среднего сына, и выяснилось, что его бабушку зовут... бабушка. Времена меняются, а бабушки остаются инкогнито для своих внуков. И если имена обеих его бабушек еще удалось идентифицировать в итоге. То о фамилии, отчестве и тем более девичьей фамилии останется только вздыхать и регулярно напоминать.

А старший сын думал, что я работаю архенологом. Ну ладно, он хоть имя-отчество бабушки знает...

Письма от бабушек и прабабушек

И еще я попросила мою бабушку написать небольшое письмо каждому из ее правнуков, дать им 10 персональных напутствий. Посмотрим, справится ли она. Возможно, опубликую фрагмент.

А какие у вас есть ожидания от гипотетического дневника прабабушки/прадедушки? Если бы была такая возможность получить от них какую-то записку или целую книгу, что было бы в них написано?

Ведь мы с вами и сами чьи-то будущие пра. Пора бы написать о себе и близких что-нибудь. В моем случае, похоже, это обязательно должно быть имя и род занятий.

Сейчас в работе у меня уникальный документ - дневник прабабушки заказчика. Я всегда трепетно отношусь к расшифровке старинных (и не очень) документов.-2

Где и как вести генеалогическое дерево

Как подготовиться к составлению родословной

Мои предки хотят, чтобы их нашли! Подсказки для поисков

Хотите узнать историю своей семьи, но не знаете с чего начать? Консультация по составлению вашей родословной. Подробности: https://yulianovozhilova.ru/consult/

Мой ютуб канал

Телеграм "История одной семьи"