Иремель – это, конечно же, священная гора и место силы, а для меня ещё и любимое место отдыха на протяжении уже многих лет. Хотя сложно назвать отдыхом восхождение на Иремель. От подножия до вершины идти 15 километров и столько же обратно.
В этот раз поехали вшестером: мы с женой, её брат Александр с подругой Диной и друг брата Арсен со своей новой девушкой Ириной. Была середина лета и дни стояли длинные, поэтому поехали без ночёвки. Я так делал уже много раз, если всё пойдёт по плану, то домой должны вернуться до двенадцати ночи.
Дорога выдалась потрясающей, в том смысле, что её давно не ремонтировали, и нас изрядно потрясло, особенно, последние 50 километров.
Приехав на место, перекусили и выдвинулись в гору. Шли налегке, погода стояла хорошая. Только мы с женой бывали на Иремеле раньше, остальные приехали в первый раз.
- А здесь комаров нет? - тоненьким голосом спросила Ирина, невысокая девушка, худая и в очках.
- Комаров почти нет...
- Хорошо! Терпеть не могу комаров!
- ... но внизу много слепней.
- *Нецензурная брань 18+*! Их ещё не хватало!
Мы с женой переглянулись: очень сильно контрастировал внешний вид Ирины с её манерой выражаться.
Тяжелее всех подъём давался Дине. Она шла медленно, тяжело дышала и глядела себе под ноги, ни с кем не разговаривая. Силы её почти покинули, но воля была ещё жива. Скорее всего, она больше не захочет ехать на Иремель.
У меня же были забиты ноги: вчера пробежал 25 километров. Я готовился к марафону и, по-хорошему, сегодня стоило дать ногам отдохнуть, а не лазить по горам. Но идти можно, боли не было, только усталость.
Мы подошли к шлагбауму. Здесь, в домике, сидели работники заповедника, которые записывали, сколько человек отправилось в гору, и собирали с каждого по 30 рублей. Я не любил отдавать деньги за проход, а тут оказалось, что никто из моих спутников не взял с собой денег, и пришлось платить за всех. Шлагбаум появился несколько лет назад. И всё, что изменилось с тех пор - появились метки на деревьях вдоль и так хорошо нахоженной тропы и указатели, сколько километров осталось до вершины.
- Половину пути прошли, можно перекурить.
- Всего лишь половину?! - и без того грустная Дина стала ещё грустнее.
Все расположились на короткий отдых. Ирина приняла моё предложение буквально: достала сигареты и закурила. Остальные открыли термосы с чаем и принялись заедать усталость конфетами.
От шлагбаума к вершине вели две тропы. Одна - широкая земляная тропа с указателями и пологим подъёмом, по ней ходила основная масса туристов. Другая - более интересная и более сложная тропа, она была короче первой, но встречались камни, крутые подъёмы и пересечения с горной рекой. Решили подниматься по более короткой тропе, а спускаться - по длинной.
В начале тропы дорогу нам преградил жук с огромными усами и похожий на таракана. Александр заметил жука первым и встал так, чтобы никто не смог случайно его раздавить. Александр любил животных, он защищал котят во дворе, если их кто-то обижал, иногда особо обездоленных забирал домой. О жуке тоже позаботился: бережно перенёс его с тропы в сторону. Теперь жук был в безопасности, а мы пошли дальше.
Подъём прошёл успешно: никто не свалился в реку, не отравился ягодами и не получил каких-либо серьёзных травм, если не считать стёртых мозолей на ногах у Александра.
Закончился лес и мы вышли на горное плато. Впереди увидели огромную насыпь из камней, на ней и располагалась наша цель - вершина Иремеля. Эта насыпь носила собственное название - Кабан. Склоны его были крутые и сплошь покрыты курумником - большими камнями различной формы. Здесь не было тропинок, а чтобы забраться, надо карабкаться по камням, помогая себе руками.
Дойдя до подножия Кабана, Дина внимательно посмотрела вверх на его склоны, немного подумала и сказала:
- Я не полезу.
Уговаривать её никто не стал, но оставлять одну тоже не хотелось. Самым очевидным решением было отправить Дину вместе с Александром, её парнем, обратно к стоянке машин. Александр не согласился, он хотел покорить Иремель во что бы то ни стало. Другие тоже хотели положить в свою копилку вторую по высоте вершину Южного Урала, к тому же она была так близко. Тогда я предложил:
- Раз мы решили спускаться по другой тропе, то можно Дине дойти до неё и там нас ждать. Тропу найти несложно: надо идти вдоль подножия Кабана и минут через 15 будет табличка "1 км". Вот около этой таблички мы и встретимся. Мы придём через 2 часа.
- Отличная идея! - поддержал Александр.
На том и порешили. Дина бодрой походкой отправилась, куда ей указали, радуясь, что не надо лезть в гору. Остальные пошли на штурм вершины.
Поднявшись по склону Кабана, вновь оказались на плато. Теперь оставалось найти небольшую возвышенность, которая и есть вершина Иремеля. Сделать это было нетрудно - к ней тянулись другие группы туристов, и из неё торчали всевозможные флаги и ленточки.
На вершине было ветрено, безоблачно, и открывался отменный вид на десятки километров вокруг. Теперь, когда цель достигнута, можно немного отдохнуть, полюбоваться видами и даже загадать желание, не зря же Иремель считают священной горой. Мы с женой загадали купить большую квартиру и сделали жертвоприношение - бросили в расщелину между камней десятирублёвую монету. Скажу наперёд, желание наше не сбылось - в итоге купили дом.
Пора было отправляться в обратный путь, чтобы успеть засветло вернуться к стоянке машин. Спускались с Кабана по северному склону, к нему подходила вторая тропа, где нас должна была ждать Дина. Но спустившись к тропе не обнаружили ни Дины, ни таблички с надписью "1 км". Что за шутки?! Где табличка? Место было то самое, здесь тропа уходила в лесок и здесь уже несколько лет стоял указатель. Но сейчас его не было. Чёрт с ним, с указателем. Где Дина?! Она на Иремеле в первый раз и могла заблудиться. Александр начинал паниковать. Надо что-то решать и быстро. Вариантов было несколько. Дина могла, не обнаружив таблички, вернуться к первой тропе и там нас ждать. Могла, вслед за другими туристами, пойти по второй тропе вниз в поисках этой таблички или другой, например, "2 км". И могла заблудиться, разыскивая табличку. Последний вариант был самый плохой и неправдоподобный - всё-таки здесь ходят другие туристы, есть у кого спросить, и подножие Кабана имеет чёткую границу, к нему всегда можно вернуться.
Решили разделиться: я вернусь к тропе, по которой мы поднимались, а остальные отправятся по второй тропе во главе с моей женой, она дорогу знает, встретимся у шлагбаума. Но идти надо быстро, чтобы догнать Дину до шлагбаума. Выдвинулись не медля.
Мой путь был длиннее: ребята сразу начали спуск, а я должен был сначала дойти до первой тропы. У места, где мы расстались с Диной, никого не было. Пойду вниз к шлагбауму. Спускаться с горы всегда сложнее, чем подниматься, потому что при подъёме ноги просто устают, а при спуске начинают ещё и болеть. К тому же мои ноги почти не отдохнули после вчерашней тренировки. Я шёл быстро как мог, местами бежал.
К шлагбауму я пришёл первым, чему немного удивился, ведь у ребят дорога была ровнее и короче. Дины тоже не было. Оставалось сидеть и ждать.
Первое время я вглядывался в лес, не идёт ли кто из наших. Но наших не было. Прошла семья: молодые родители с дочкой и сыном, дошкольниками. Мальчик бился в истерике, плакал и кричал: "Я устал! Я хочу домой!" Родители смотрели на него с жалостью и виной и как могли пытались успокоить. Девочка же была абсолютно спокойна и в её взгляде читалось иное: "Зачем так кричать? Нормально ведь гуляем".
Я сбегал на родник, пополнил запасы воды. Наших до сих пор не было. Прошёл уже час. Что могло случиться? Неужели все заблудились?
Вдруг из леса показались очередные туристы: парень с девушкой, высокие, одетые по последней туристической моде. А с ними - Дина. Ура, нашлась!
- Привет! - сказал я Дине, как будто ничего не случилось.
- Вы её знаете? - немного недоверчиво спросила меня девушка.
- Знаю и давно жду здесь. Спасибо, что привели!
Мне рассказали как всё было. Ребята возвращались с горы и увидели плачущую Дину, узнали, что случилось, и предложили пойти с ними в деревню до стоянки машин. Дина поколебалась и согласилась.
Ребята какое-то время постояли с нами, всё ещё глядя на меня с подозрением, потом спросили у Дины, останется она здесь или проводить её до стоянки. Дина сказала, что останется, поблагодарила их, и они ушли.
Темнело. Мы с Диной сидели в беседке у шлагбаума и ждали остальных. Туристов на горе почти не осталось, и мимо нас уже никто не проходил. Через какое-то время заметили две фигуры, идущие по тропе из леса, ими оказались Арсен и Ирина.
- Почему так долго? Где остальные?
- Ну, мы не сразу пошли, сначала посидели, перекусили. А потом Александр вдруг решил сам вернуться к первой тропе, поискать Дину. Твоя жена с ним пошла, чтобы он тоже не потерялся, а мы вниз пошли.
- За что мне это?! Ждите здесь!
Я побежал вверх по тропе. Становилось совсем темно, ещё немного и надо будет включать фонарик. Мелькнул один километровый столбик, затем другой. За очередным поворотом я увидел Александра, жена шла позади него метрах в пятидесяти. Ну наконец-то! Я их знатно обругал, и мы отправились вниз.
К стоянке машин пришли почти ночью. Арсен и Ирина приехали на одной машине, а все остальные - на другой. Первые 20 километров дорога была грунтовой, Арсен на ней отстал. Как только выехали на асфальт, я остановился и включил аварийку, чтобы Арсен нас заметил и не проскочил мимо. Мы остановились на перекрестке, и я не обратил внимания, что рядом уже стояла компания местных деревенских ребят, а они на нас внимание обратили. К нам подошли двое парней:
- Чё, ребята, проблемы?
Вопрос был задан неожиданно, я не уловил интонации: парни предлагали решить наши проблемы или хотели добавить нам новых? На всякий случай я постарался дать ответ сразу на обе ситуации и сказал максимально брутально:
- Нет. Остановились подождать наших пацанов, они сзади едут.
Парни развернулись и ушли к своим, а я, на всякий случай, отъехал подальше и выключил аварийку. Дождались Арсена и поехали домой уже без остановок. Дома были часа в 4 ночи - в план уложиться не удалось.
Я потом подсчитал, это был мой тринадцатый поход на Иремель.