Не смотря на простейшую конструкцию,радиатор с годами тоже теряет эфективность.
Разказываю как вернуть тепло в машину.
Радиатор отопителя (в обиходе — печки) является неотъемлемой частью любого автомобиля и входит в контур охлаждения. Принцип действия данного элемента крайне прост и повторяет таковой у любого теплорассеивателя, вплоть до комнатных батарей. По патрубкам системы охлаждения часть потока отводится к отопителю.
Проходя через змеевик мелкоячеистого радиатора, горячая жидкость отдает тепло, а далее воздух нагнетается вентилятором отопителя к дефлекторам. Радиатор печки обычно располагается за моторной перегородкой со стороны салона или непосредственно в салоне под торпедо.
Ввиду простейшей конструкции неисправностей у радиатора печки может быть только две: потеря герметичности и закупоривание продуктами окисления змеевика (трубок) самого радиатора. Первая устраняется запаиванием или заменой детали, а вторую можно решить промывкой, способы которой описаны далее.
Чем промыть радиатор печки в домашних условиях
Вариантов применения самодельных составов, бытовых средств и даже пищевых продуктов несколько.
1.Кислоты: уксусная, лимонная, молочная. Или знаменитая среди гаражных баек «кока-кола». Все перечисленные реагенты традиционно входят в топ «дедовских советов» по промывке радиатора печки (и основного радиатора тоже). Рецептов множество, каждый бывалый шофер хвалит свой, и потому сказать что-то определенное касательно концентрации невозможно.
2.Щелочи: например каустическая сода. По рекомендуемой концентрации соды сказать что-то определенное также невозможно.
3.Бытовые составы на баз натрия или хлора. Самые «убойные» средства, используемые, в том числе, для прочистки канализационных труб. Также иногда встречающийся в интернет-советах компонент для промывки, использовать который в обсуждаемых целях однозначно недопустимо.
Опасность домашних условий
Несмотря на все легенды, транслируемые старожилами касательно эффективности достижений бытовой химии, нельзя не отметить крайне важный нюанс. Да, действительно, хороший концентрат той же лимонной кислоты при должном старании выбьет из печки радиатора (да и вообще из контура) всю грязь. Вот только если элементы системы охлаждения оказались из неподходящего сплава, такая промывка может закончиться плачевно.
Дело в том, что детали контура на разных автомобилях изготавливаются из разных сплавов, точный состав которых знают только инженеры его разрабатывавшие. И что кислотные, что щелочные составы, приготовленные разведением концентрата в воде в вольных пропорциях, могут нанести системе охлаждения непоправимый вред.
Особенно если все элементы старые (а новые промывать просто незачем). Не говоря уже о химии для растворения отложений в канализации и подобных местах — те способны растворить заодно и часть системы охлаждения — примеров в Интернете достаточно. Поэтому самым правильным будет покупка специализированных промывок радиатора.
Химия для промывки радиатора печки
На сегодняшний день средств для промывки системы охлаждения, включая отопитель, великое множество. Помимо отсутствия необходимости гадать над рецептом приготовления (все описано на этикетке) такие составы часто работают эффективнее, а главное — безопаснее для системы охлаждения, нежели кислотные или щелочные растворы, наведенные вручную.
Рекомендовать конкретные бренды, разумеется, не будем. Отметим лишь, что, несмотря на общую универсальность и относительную безопасность всех современных промывок радиатора, ознакомиться с инструкцией все же стоит. Как минимум ввиду предписаний по получению максимально эффективной концентрации. Не стоит обходить вниманием и предупреждения.
Например, производитель может указать, с какими системами охлаждения использовать данное средство нельзя. Однако в подавляющем большинстве случаев любая современная промывка на любом относительно современном автомобиле (возрастом, скажем, до 25 лет) будет работать эффективно и безопасно.
Как промыть радиатор печки
Точная последовательность действий при промывке радиатора печки без съема будет зависеть от конкретной модели. Но общий алгоритм примерно одинаков и заключается в следующем.
1.Прогреть двигатель до рабочей температуры. Любое средство, будь то «самодел» или фирменная химия, действует тем эффективнее, чем выше температура. Да и отложения на стенках станут более податливыми. Конечно, после прогрева необходимо какое-то время подождать, пока температура ОЖ опустится до приемлемого для работы с ней уровня.
2.Отсоединить два патрубка идущих на печку в салон. Нужно быть готовым к пролитию части охлаждающей жидкости и заранее подготовить емкость и тряпки. В идеале — предварительно слить часть ОЖ, чтобы она стала ниже уровня снимаемых патрубков и самого радиатора отопителя.
3.Подготовить заливную емкость с раствором промывочного средства и вторую емкость для слива.
4.Через шланг подсоединить к одному патрубку подходящую водяную электропомпу, опущенную в емкость с промывочным раствором. Многие используют недорогой перекачной насос охлаждающей жидкости от «Газели». Второй шланг подсоединить ко второму патрубку и опустить в подготовленную емкость.
5.Включить помпу и дождаться, пока весь состав не выйдет обратно в сливную тару, пройдя через радиатор отопителя. Пропуская слитое моющее средство через фильтр (можно использовать тряпицу или чулки), процесс необходимо повторять до тех пор, пока на выходе не будет чистой жидкости без крупных фракций и абразива. Систему можно закольцевать, забирая жидкость помпой сразу из сливной тары через фильтр. Также нелишним будет периодически менять направление движения жидкости, чтобы отслоение грязи шло эффективнее.
В остальном стоит придерживаться рекомендаций инструкции производителя промывочного средства.
Прочие способы
Обсуждая алгоритм промывки радиатора печки нельзя вскользь не упомянуть и другие варианты удаления загрязнений. Помимо прокачки помпой химии применяются и другие методы. Самый элементарный — просто поменять патрубки на печку местами и поездить какое-то время так. В этом случае охлаждающая жидкость, двигаясь «против шерсти» сама вынесет часть наслоений радиатора в систему.
Очевидно, что долго так ездить нельзя (лучше ограничиться одной поездкой не более часа), а после поездки следует как можно скорее слить еще горячую ОЖ. Да и эффективность такого метода, по сравнению с другими, минимальна.
Еще один простой способ — использовать две пластиковые бутылки, присоединенные к патрубкам печки. Перед этим саму печку необходимо заполнить моющим составом, как и бутылки, заполнив каждую на 2/3. Далее, используя бутылки как груши, поочередно надавливать на них, гоняя тем самым состав по змеевику отопителя в обе стороны.
Наконец, некоторые специализированные составы предполагают не перегон раствора через отсоединенные элементы системы, а заливку (засыпку) химии непосредственно в антифриз. С последующей работой двигателя и сливом отработанной охлаждающей жидкости.
Часто задаваемые вопросы
Что дает промывка радиатора печки?
Система отопления начинает работать эффективнее. Также снижается риск загрязнения и снижения эффективности работы системы охлаждения в целом.
Как часто стоит выполнять промывку радиатора
По факту наличия признаков ухудшения теплоотдачи. Типичный сигнал: салон медленно прогревается, даже когда двигатель достиг рабочей температуры, а термостат заведомо исправен. Профилактическую промывку системы охлаждения можно провести через 10 лет с даты выпуска автомобиля, а далее повторять каждые 5-7 лет.