Найти тему
diletant.media

Аббасидский халифат: гражданская война под чёрными знамёнами

В 750 году в халифате завершилась третья гражданская война. Она привела к крушению правящей династии Омейядов. И халифат стал Аббасидским.

Претензии Аббасидов на власть

Ближе к середине 8-го столетия в Омейядском халифате начался очередной кризис, затронувший все сферы жизнедеятельности государства. Особенно сильные проблемы испытывала экономика. После затяжной военной кампании и последующий территориальных приобретений халифат «забуксовал». Центральная власть не могла должным образом осуществлять контроль над отдалёнными провинциями. Усугублял тяжёлое положение халифата и острый религиозный вопрос. Разногласия между суннитами и шиитами достигли своего пика, а правящая верхушка никак не пыталась урегулировать конфликт. Всё это привело к массовым бунтам и мятежам.

Постепенно халифат начал разваливаться, что грозило новой гражданской войной. Наместники в отдалённых провинциях фактически перестали подчиняться Дамаску. Они вели собственную политику, отталкиваясь лишь от своих интересов и потребностей. Центральная власть попыталась решить эту проблему с показательной жестокостью. Наместников меняли, законы ужесточались, проходили массовые репрессии. Однако таким подходом халифы добились лишь обратной реакции. Бунты стали происходить всё чаще и чаще. И правитель ал-Валид II, пришедший к власти в 743 году, уже не контролировал халифат. В его власти, по сути, осталась лишь Сирия. А вскоре уже и там, в «колыбели» Омейядов, стали происходить бунты.

За 744 год в халифате сменилось два правителя. Затем к власти пришёл Марван II ибн Мухаммад. Он сумел удержаться на троне, но успокоить ситуацию в стране у него не вышло. В 747 году халифат захлестнула новая гражданская война — Третья фитна. Во главе мятежников стояли Аббасиды, сильная династия, у которой были претензии на власть.

Монета Марвана II. (Wikimedia Commons)

Аббасиды принадлежали к одной из ветвей династии мекканского клана Хашимитов. К ней же относился и сам пророк Мухаммед. На протяжении длительного времени они не предъявляли претензий на власть. Наоборот, старались придерживаться нейтралитета. Они занимали высокие должности, пользуясь всеми благами власти. Абу ал-Аббас Абдуллах ибн Аббас ал-Курайши и вовсе стал одним из основных теоретиков исламского права, а также предложил собрать хадисы. Его ум отмечали не только в халифате, но и за пределами государства. Например, византийский наместник в Северной Африке Георгий считал Абу ал-Аббаса самым образованным из всех арабов.

«Колыбелью» Аббасидов являлся город Куфа. Именно оттуда они медленно, но уверенно распространяли своё влияние на другие провинции халифата. Постепенно Аббасиды начали создавать подпольные ячейки, занимавшиеся пропагандой. Представители династии общались с местным населением, мягко и аккуратно выясняли причины недовольства властью, после чего предлагали решение проблемы. Аббасидские агенты рассказывали о «неизвестном имаме» и собирали для него деньги (закят). Таким образом шло финансирование подпольной организации. При этом они никогда открыто не выступали против Омейядов. А у халифов было слишком много проблем, чтобы обращать внимание на некоего «неизвестного имама».

В 747 году произошло важное событие. Представителем имама в Хорасане на тот момент являлся Абу Муслим. Он являлся вольноотпущенным рабом, который собирал закят для «неизвестного имама». Набрав определённую сумму, он передал деньги тайной организации. Сам же прибыл в Мерв, где ему поручили возглавить восстание. В Хорасане Абу Муслим сумел подготовить народ для готовящегося бунта. Он наладил отношения арабов и представителей других национальностей. Принял у себя беглых рабов, а также всех людей, которые были недовольны Омейядами.

Третья фитна

В июне 747 года Абу Муслим, собрав войско под чёрными знамёнами, поднял мятеж. Началась Третья фитна. Удача сопутствовала мятежникам. За короткий срок они захватили несколько важных городов, сумели разбить правительственные войска.

Постепенно мятеж распространялся на другие провинции Омейядского халифата. Здесь-то как раз и сыграли важную роль аббасидские ячейки. Агенты «пробудились», начав более активную и агрессивную пропаганду. Первое время центральная власть не понимала всей опасности мятежа. В представлении халифа Марвана II ибн Мухаммада — это был обычный мятеж. Но ситуация развивалась с такой скоростью, что вскоре вспыхнуло всё государство. В городах действовали проповедники, которые подстрекали население на восстание, чтобы свергнуть халифа.

Когда Марван II понял, что происходит в его государстве, было уже слишком поздно. Массовые репрессии не помогали. Даже когда за решёткой оказался Ибрахим ибн Мухаммад, которого считали «неизвестным имамом», ситуация не изменилась. Его место занял представитель аббасидской организации Абу Салама. Однако реальная власть была сосредоточена в руках именно Абу Муслима. Затем роль лидера восстания взял на себя Абуль-Аббас Абдаллах, брат Ибрахима. И осенью 749 года население Куфы присягнуло ему.

-2

Рукопись эпохи Аббасидов. (Wikimedia Commons)

Марван II, который к тому времени уже совершенно не контролировал государство, попытался исправить ситуацию. В 750 году произошло сражение на реке Большой Заб. Победу одержали мятежники под чёрными знамёнами, которыми командовал Абу Муслим. В том сражении погибли почти все представители царского семейства Омейядов. Сам же Марван сбежал в Египет. Но в августе того же года его поймали и казнили. А к власти пришли Аббасиды.

Изначально они действовали в интересах шиитов, но затем пересмотрели свою политику. Новым правителем Аббасидского халифата стал Абуль-Аббас ас-Саффах. В государстве начались многочисленные реформы. Первым делом халиф лишил арабов привилегированного статуса. Соответственно, теперь высокую руководящую должность мог получить любой мусульманин, вне зависимости от его национальности. Этот шаг привёл к быстрому росту популярности ислама как в Персии, так и в Средней Азии. С приходом Аббасидов сильно возросло влияние персов на жизнь государства. Это привело к тому, что в халифате стала использоваться сасанидская форма государственного управления, то есть арабскую племенную аристократию сменили чиновники разных национальностей, объединённые религией.

После победы Аббасидов у них оставался лишь один враг — Абу Муслим. Он как лидер восстания и блестящий полководец пользовался огромным авторитетом. И представлял для действующей власти опасность. При этом Абу Муслим являлся наместником в Хорасане и не претендовал на верховную власть. В начале 750-х годов он подавил несколько восстаний, урегулировал отношения между представителями разных вероисповеданий. При нём сунниты и шииты, зороастрийцы и христиане жили в Хорасане мирно. И это вызывало опасения у Абуль-Аббаса ас-Саффаха. Он понимал, что в руках у Абу Муслима сосредоточено слишком много власти. И в 755 году тот был убит по приказу уже нового халифа Абу Джафара аль-Мансура.

Избавившись от опасного противника, Абу Джафар аль-Мансур подавил несколько восстаний и основал Багдад. Город, который стал столицей Аббасидского халифата.