Найти тему

Проблемы современного политического толкинизма. О чём на самом деле книги профессора Т.?

Вульгарный политический толкинизм в настоящее время является твёрдой идейной основой для западных и прозападных либерал-глобалистов. Самая простая и незатейливая идея, которую можно вынести из книг профессора Толкиена: что Запад - это свет, добро, свобода и прекрасные эльфы, а Восток - это зло, тьма, рабство и уродливые орки. Себя поставить на место прекрасных эльфов, а врагов - на место уродливых орков, и voila. Можно делать всё, что хочешь, потому что ты - светлый эльф с хорошим лицом и в белом пальто, а все те, кто смеет тебе противоречить - орки. А, да, и ещё потому, что твоя любимая сторона света правильно расположена, в соответствии с книгами профессора Т. Даже райская обитель Валинор - она где-то за морем, на Западе.

В чём здесь ошибка? В том, что подобный взгляд на произведения профессора Т. - это полуправда, если не сказать - четверть-правда.

Для того, чтобы понять больше правды о произведениях профессора, нужно прочитать/посмотреть не только "Властелина Колец" и "Хоббита", но также прочитать неэкранизированный "Сильмариллион", ибо эта книга раскрывает жизненную философию и мировоззрение профессора.

Кем был профессор Толкиен? Профессором филологии? Человеком с большой фантазией? Великим британским (а значит, западным) писателем? Всё это правда, но основой его личности является то, что он был верующим христианином-католиком. Если посмотреть на произведения профессора Толкиена внимательно, то их смысл - в любви к ближнему своему, той любви, которую людям завещал Христос.

Те, кто на стороне правды - любят ближнего своего.

Те, кто на стороне неправды - любят вещи и ради обладания вещами готовы уничтожить ближнего своего.

Айнур Мелькор возжелал единоличной власти над всем сотворённым миром, через то отдалился от своих братьев и сестёр и восстал против воли отца своего - Илуватара, Единого Создателя Мира, причинив мирозданию впоследствии неисчислимые беды и горести.

Ремесленник-искусник Феанор со своими сыновьями заявил жестокое единоличное право на обладание благими алмазами Сильмариллами и через то совершил многочисленные злодеяния против своих братьев и сестёр из эльфийских народов. Разорение гавани Альквалондэ, сожжение кораблей в Лосгаре, которое вынудило дом Финголфина идти через вздыбленные льды Хелкараксэ, после гибели Феанора - предательство Финрода во время его совместного похода с Береном, сожжение Гаваней и убийство Диора Элухиля - вот только малый список. А ведь Феанор с сыновьями не были орками и были вроде как на стороне добра и света, но тем не менее, по иронии судьбы, их деяния, вызванные притязаниями на Сильмариллы, работали именно в пользу врага - Мелькора-Моргота.

И знаете что в конце концов оказалось? Что все эти злодеяния, которые были вызваны исполнением Клятвы Феанора, оказались напрасными. Потому что алмазы были благословлены Вардой, королевой Валинора, а такое благословение было несовместимо с нахождением в руках злодея.

"...Но камень сжигал длань Маэдроса невыносимой болью, и понял сын Феанора, что правду сказал Эонвэ: право на Сильмарилл потеряло силу, и клятва была напрасна. В отчаянии и муке Маэдрос бросился в расселину, что дышала подземным огнём, и так встретил свой конец, а Сильмарилл, что был с ним, сокрылся в недрах земных".

В записях, касающихся грядущего уничтожения и перерождения сотворённого мира в соответствии с изначальными замыслами Всеотца-Илуватара (ещё одно доказательство христианской натуры Толкиена!) говорится, что Сильмариллы будут извлечены из недр мироздания как единственные вместилища изначального света. Дух Феанора будет призван из Чертогов Ожидания и явится на зов валаров. Ему зададут тот же вопрос, что и в старые времена, после уничтожения Древ: отдашь ли ты нам свет, что заключён в твоих камнях, сын Финвэ?

И на этот раз, после окончания Последней Битвы, гибели Мелькора-Моргота и уничтожения Арды, Феанор скажет: да, я отдам свет, ибо за долгие века в Чертогах я осознал, в чём была моя ошибка: я дорожил Сильмариллами, но при этом забыл о тех, кто был мне дорог, кто любил и ценил меня. После чего он без сожаления разобьёт Сильмариллы, чтобы выпустить древний свет и даровать его мирозданию.

В той или иной степени мысль о главенстве любви к ближнему и тленности материальных приобретений выражена и в "Хоббите", и во "Властелине Колец".

На берегу подземного озера скользкая тварь Голлум чахнет над золотым колечком, которое позволяет становиться невидимым. Это единственное, что у него есть. Нет у него ни родных, ни близких, никого. Только колечко, с которым он разговаривает и называет его "моя прелесть". Уже во "Властелине Колец" мы узнаём, что Голлум когда-то был полуросликом, но Кольцо развратило его, и он был изгнан из своего племени. С другой стороны - Кольцо наделило его бессмертием, но все 5 веков, данных Кольцом, Голлум провёл в одиночестве на берегу подземного озера, питаясь подножным кормом, как зверь.

Наследник Короля-под-Горой Торин Дубощит, заполучив в свои руки богатство предков, становится непомерно алчным, и отказывает в справедливой компенсации жителям Эсгарота, пострадавшим от нападения дракона Смауга Ужасного, который решил отомстить людям, якобы приведшим воров в его пещеру.

Только после окончания Битвы Пяти Воинств лежащий на смертном одре Торин в последнем прозрении осознаёт, в чём была его ошибка: нужно ценить добрые отношения с ближним своим, а не золото и серебро.

"...– Прощай, добрый вор, – сказал он. – Я ухожу в чертоги ожидания к моим праотцам до той поры, когда мир изменится к лучшему. Я оставляю все золото и серебро, так как там, куда я ухожу, оно мало ценится. Я хочу проститься с тобой по-хорошему и взять обратно свои слова, произнесенные тогда у ворот, и загладить свои поступки. ...В тебе хорошего больше, чем ты думаешь, недаром ты родился в доброжелательном краю. Доля отваги, доля мудрости, сочетающихся в меру. Если бы наш брат побольше ценил вкусную пищу, застолье и песни и поменьше золото, то в мире было бы куда веселее. Но какой этот мир ни есть – печальный или веселый – а я его покидаю. Прощай!".

"Властелин Колец" - опять же не про хороший Запад и плохой Восток. Он про то, что никто не может противостоять соблазну простого и совершенного золотого Кольца Власти - Единого. Все потерпели неудачу - от Исилдура до Фродо. Даже стойкости Фродо оказалось недостаточно в средоточии силы - жерле Ородруина. Кольцо - это проклятое золото, которое заставляет забыть всех родных и близких ради обещания безграничной власти. Кольцо - это единственная ценность для Саурона, местоблюстителя Моргота, отринувшего в себе всякую любовь. С Кольцом в руках он всемогущ, без Кольца он - ничто, жалкий, бессильный и бесплотный дух, обречённый на вечные мучения: мечтать о всевластии и не иметь решительно никаких возможностей воплотить свои мечты.

А что же существа, которые были прислужниками Моргота, а затем Саурона - орки, гоблины и тролли? - спросите вы. Я отвечу: Толкиен внедрил этих существ в свой мир, чтобы подчеркнуть старую христианскую идею о том, что "дьявол - это обезьяна бога". Орки - это "переделанные" мятежным Мелькором порабощённые эльфы. Мелькор, несмотря на всё своё могущество, не имеет власти создавать живых существ, обладающих собственной волей и разумом - такое во всём мироздании под силу только одному существу, Отцу Илуватару. Поэтому Мелькор порабощает живых существ, сотворённых Илуватаром, и портит труд своего отца. Поэтому-то орки в мире Толкиена и не обладают никакими положительными качествами. Для своего "создателя" они - просто инструмент, который нужен, чтобы уничтожить силы, мешающие достичь всевластия.

А теперь применительно к текущему моменту. Кто атомизирует общество, превращая его в конгломерат Голлумов, чахнущих над своими материальными "прелестями"? Кто совершенно наплевательски относится к жизням подвластных, отправляя их на мясо и надеясь выиграть числом? Кто, в конце концов, стремится властвовать над всем миром на основании своей "исключительности"?

Уж точно не Россия и русские.