Отправляясь в дом Кривдина, знала, что ищу – завораживающую парадную в голубых тонах с модерновыми окнами. Все внутри там оформлено в холодных тонах, и кажется, будто стекла покрыты коркой инея.
Дело было за малым – понять, какая именно дверь нам нужна? Их было около трех, и все для меня закрытые – проход только с жильцами.
Выбрали первую дверь – на Малом Казачьем переулке. Ждать не пришлось долго – совсем скоро к нам подошла женщина.
Даже не успела войти в образ человека, который отвлекся и поэтому не зашел в парадную, как она спросила:
- Вы изнутри хотите посмотреть?
Вот это поворот! Такое нечасто от местных жителей услышишь – конечно же, сказали правду.
На удивление, незнакомка не прогнала нас, а наоборот - пригласила прогуляться по лестнице и рассказала немного об истории дома. Например, что во время блокады в него попал снаряд и уничтожил половину здания. О том, как растащили из парадных витражи...
Как оказалась, она и сама занимается историей города. Наша спасительница работала в музее «Разночинный Петербург». Пригласила однажды заглянуть туда. Отметила, что иногда там проходят выставки - как раз про витражи из парадных города.
К моему стыду, наша встреча произошла 1,5 года назад, а я так и не дошла до этого музея. Теперь вот призналась вам на страницах этого блога и понимаю – точно нужно будет зайти.
Мы распрощались с доброй женщиной на лестнице. И казалось бы – вот счастливый финал нашей истории. Но только была одна проблема - это была не та парадная, которая мне нужна...
Мы вышли и углубились во двор – теперь уже по Большому Казачьему переулке. Интуиция подсказала, что нужно целиться в угловую дверь, хоть это и был новодельный новодел.
Как раз их нее кто-то выходил... Почти в наглую побежала придержать закрывающуюся дверь – благо мужчина проигнорировал мой выпад. Дело в том, что уже смеркалось, а, как много раз уже говорила, витражи нужно смотреть при солнечном свете.
Мы оказались в круглом тамбуре. Внезапно. В таких парадных бывала нечасто (если вообще бывала). По краям тамбура красовались здоровенные ниши – наверное, до революции там стояли статуи.
От роскоши вокруг даже стало немного не по себе. Из тамбура шли две двери – на черную лестницу и, да, – на ту, которую я так искала! Ура!
На закате дня главная лестница казалась особенно холодной. Настоящее царство Снежной королевы.
Здесь много лепнины. Стены украшают барельефы в виде вазонов. Но, конечно, взгляд невозможно отвести от окон.
Как понимаю, рамы сохранились оригинальные. Информации, были ли ранее стекла цветными, не нашла, поэтому могу предположить, что матовое заполнение окон изначально было продумано архитектором. Благодаря этому эффекту свет в парадной рассеивающийся, не резкий.
К сожалению, не всем окнам дома так повезло. В Сети можно найти снимок 1970 годов. На нем со стороны двора запечатлены оригинальные окна и балконы дома.
Сейчас уже во многих местах стоят стеклопакеты. Понятно, что жильцам теплее, но смотрится ужасно...
Чье царство?
И хоть при упоминании дома назвала фамилию Кривдин, хотелось бы начать рассказ про историю этого дома чуть раньше.
Первый дом на этом участке принадлежал некому купцу Андрею Зайцеву. Он был построен в 1832 году. Семье Зайцевых он принадлежал около 30 последующих лет.
Потом владельцем стал некий Федор Гречушкин – купец второй гильдии. Следующие 40 лет дом переходил из рук в руки к разным купцам, пока в 1904 году участок не приобрел Федор Кривдин.
По его распоряжению архитектор Алексей Шильцов перестроил здание, добавив угловой корпус. Кстати, видела информацию, что старый дом был полностью снесен для постройки нового. Честно скажу – и такое могло быть. Одно известно точно: дом проекта Шильцова мы можем видеть по сей день.
Домом, правда, Федор Кривдин и его семья провладели недолго – до 1907 года. Продали его графу Андрею Шувалову.
Но Шувалов жил в другом месте - в этом доме его никто никогда не видел. Да и в его владениях здание не задержалось. Последним хозяином этого особняка считают отставного генерал-майора Николая Невельского.
Сейчас на главной лестнице в основном коммунальные квартиры. Последний этаж, когда была тут, был сильно прокурен. Увы.
Но есть жильцы, которыми дом мог бы похвастаться (не считая той прекрасной женщины – работницы музея). Так, в начале ХХ века тут снимал квартиру писатель Алексей Ремизов.
В 1910 году он написал повесть «Крестовые сёстры». Говорят, в ней он точно описал жизнь героев, проживавших именно в этом доме. В своей книге он назвал его «Бурков дом».
Но есть еще одна любопытная гипотеза - якобы этим произведением Ремизов хотел отомстить обидчику - известному критику Александру Измайлову, который в 1909 году обвинил его в плагиате. И если читать между строк, то можно найти в действующих персонажах и актрису Веру Комиссаржевскую, и поэта Николая Гумилева и, конечно же, самого Ремизова и его врага Измайлова...
📍Адрес: Большой Казачий переулок, 9
Большой Казачий переулок «впадает» в Гороховую улицу. Как раз недалеко от дома Кривдина находится та самая легендарная Ротонда - место, которое окутано мифами и легендами. Посмотреть, как там внутри, - можно здесь.
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории и места.