Найти в Дзене
От Питера до…

Волхов наизнанку, или как пройти в музей Графтио

Где: Октябрьская наб. 27, г. Волхов, Ленинградская область

Как добраться: на машине до музея или на электричке до станции Волховстрой-1 от Московского или Ладожского вокзалов, далее до остановки "Музей": автобусы №26, №3, №3А.

Много раз проезжала Волхов на машине, в этот раз тоже была за рулем, но решила прогуляться пешком в знаменитый музей Графтио и заодно полюбоваться городом. Машину припарковала у вокзала и пошла. Но сказать оказалось проще, чем сделать. Несмотря на то, что музей и вокзал находятся на одном берегу Волхова, цивилизованного пешего сообщения между ними не существует. Местные добираются либо на автобусах, что ходят не слишком часто, либо на своих машинах, либо на такси.

Яндекс.навигатор предложил мне два маршрута: первый через ж/д пути и по каким-то малонаселенным пустырям, второй - по обочине шоссе. Так как ни тот ни другой мне особо не понравились, а использовать транспорт я принципиально не хотела, я решила туда идти по более сложному маршруту, а обратно вернуться по шоссе.

Сперва зашла на вокзал.

-2

Здание очень красивое, в прекрасном состоянии.

Станция основана в 1904 году.

-4

Паровоз Эу 708-64, на котором была доставлена первая партия продовольствия из Волховстроя в блокадный Ленинград.

Волхов - крупный железнодорожный узел, поэтому перейти через пути, просто перепрыгнув через пару рельсов, не получится. Иду через пешеходный мост.

Метафизика труб.

-7

Гордость РЖД.

-8

Еще один памятный паровоз.

-9

На сей раз времен Революции 1905 года. Тогда стация называлась Званка.

Эволюция Локомотивного депо с 1905 года до наших дней.

На деревьях снега уже нет!

-12

Вагон-тренажер.

Пожарный поезд.

-14

Синие вагоны, непонятного назначения.

-15

Если отбросить все неприятные истории, связанные с РЖД, коих у каждого порядочно наберется, железные дороги - это красиво.

-16

Ну а меня ждали вот такие дороги.

-17

И вот такие пейзажи.

Через 4 километра от вокзала хляби и грязи наконец закончились, и я оказалась в частном секторе Волхова.

По пути встретилась церковь Архангела Михаила. Эта церковь построена в 1820 году, но стоит на месте древней деревянной церкви XV века. Старинное кладбище тоже не сохранилось. На месте кладбища установлен большой поминальный крест в память о покоящихся там.

В 1938 году церковь закрыли. В ее здании поочередно находились учебное заведение, аптечный склад, цех молокозавода и, наконец, химическое предприятие, которое сильнее всего повредило храму. К началу 1990-х гг. церковь подошла без колокольни, почти в виде руин. В 1990-х церковь отремонтировали, отреставрировали, а в 2009 году появился новый иконостас.

-19

Рядом с церковью вот такая ветхая часовенка-беседка.

-20

Примерно через час ходу от вокзала я пришла к музею истории города Волхова или к дому-музею Графтио, так как знаменитый инженер-проектировщик действительно много лет жил в этом доме.

-21

Музей находится на берегу Волхова почти напротив Волховской ГЭС.

К сожалению, сфотографировать здание музея снаружи, а также ГЭС у меня не получилось - тротуаров пригодных для пешеходов, в этот день в Волхов не завезли - на тротуары и обочину сгребли снег, который лежал там брустверами высотой почти в человеческий рост.

Но Музей выглядит так.

Фото отсюда: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fwww.lenoblmus.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Finline-images%2F11.jpg&lr=120590&pos=15&rpt=simage&text=музей%20истории%20города%20волхова
Фото отсюда: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fwww.lenoblmus.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Finline-images%2F11.jpg&lr=120590&pos=15&rpt=simage&text=музей%20истории%20города%20волхова

А ГЭС - вот так.

Фото отсюда: https://vokrug-ladogi.ru/dostoprimechatelnosti/dejstvuyushhie-plotiny/volxovskaya-ges/
Фото отсюда: https://vokrug-ladogi.ru/dostoprimechatelnosti/dejstvuyushhie-plotiny/volxovskaya-ges/

Волховский музей замечателен тем, что потолки, полы, деревянные стенные панели, лестницы и мелкая расстекловка - оригинальные.

Вся экспозиция располагается на первом этаже.

Первый зал рассказывает об истории возникновения города Волхова.

-25

На землях, что сегодня занимает Волхов, ранее стояли: села Петропавловское, Симанково, Ильинское, деревни Вельцы, Пороги, Стуглево, Дубовики и другие. Некоторые из сел и деревень принадлежали семейству камергера Шкурина, а ему были пожалованы Екатериной II в 1769 году.

Название одной из деревень - Пороги - связано с тем, что деревня расположена была у Волховских порогов, существовавших до строительства Волховской ГЭС. Самый крупный камень порогов был у деревни Вельцы и назывался Вельская голова.

Город Волховстрой был образован 27 декабря 1933 года постановлением ВЦИК. Поселение территориально привязали к железнодорожной станции Званка, но как видно, земли эти были давно и густо заселены. Старинные поселения объединились в новообразованный город. Не на пустом месте возник Волхов!

-26

Следующий зал посвящен Генриху Осиповичу Графтио (1869 - 1949 гг). Он родился в семье железнодорожного техника, потомка дворянского рода, выходца из Нидерландов.

Г.О. Графтио. Фото отсюда: https://oam-spb.ru/projects/obekt-kulturnogo-naslediya-federalnogo-znacheniya-dom-g-o-graftio-restavracziya-i-prisposoblenie-pod-muzejnye-funkczii/
Г.О. Графтио. Фото отсюда: https://oam-spb.ru/projects/obekt-kulturnogo-naslediya-federalnogo-znacheniya-dom-g-o-graftio-restavracziya-i-prisposoblenie-pod-muzejnye-funkczii/

Г.О. Графтио получил два высших образования: первое - на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе, второе - в Санкт-Петербургском университете путей сообщения. Стажировался за границей. По возвращении в Россию разрабатывал проекты:

  • строительство электрических трамвайных сетей в Петербурге (до тех пор в городе работала только конка - трамвай на конной тяге)
  • строительство ГЭС на реках Вуокса, Нева, Свирь, Малая Иматра
  • строительство гидросиловой установки на реке Волхов
  • строительство ГЭС на реке Волхов
-28

Проекты по строительству ГЭС на реках Волхов и Свирь Графтио начал разрабатывать до Революции, но реализовать их стало возможно уже при советской власти.

-29

Графтио был назначен начальником строительства Волховской ГЭС в 1921 году, но в том же году был арестован. Освободить его и вернуть к работе удалось только после личного вмешательства Ленина и Кржижановского.

Строительство Волховской ГЭС длилось с перерывами 8 лет. 5 декабря 1926 года станция дала первый ток. Торжественное открытие Волховской ГЭС состоялось 26 декабря 1926 года.

Строительство Нижне-Свирской ГЭС началось в 1928 году, а закончилось в 1933. Строительство велось в основном силами политзаключенных.

-30

Жена Генриха Осиповича - Антонина Адамовна Графтио - была его личным секретарем и незаменимым помощником. А в ходе строительства Волховской ГЭС официально работала в должности секретаря мужа "без оклада и пайка".

В музее можно увидеть машину ГАЗ М-11, принадлежавшую Графтио.

Музею ее подарил владелец, которому она досталась после Графтио.

-32

Следующие залы рассказывают о плане ГОЭЛРО вообще

-33

и о Волховской ГЭС в частности.

-34

Картина Исаака Бродского "Ленин на Волховстрое". Это фантазия художника. На самом деле Ильич умер за 2 года до открытия Волховской ГЭС.

-35

Все начиналось так:

-36

И даже так:

-37

Не все шло гладко.

-38

Иногда гибли люди.

-39

Но в итоге ГЭС заработала.

-40

Выполняла план.

-41

Волхов - это не только ценный мех ГЭС, но еще и алюминиевый завод.

-42

Строительство Волховского алюминиевого завода началось в 1930-м году, а уже в 1932 году завод дал первый советский промышленный алюминий.

Примечательно, что как Волховская ГЭС стала первой советской ГЭС, так и Волховский алюминиевый завод - стал пионером советской алюминиевой промышленности. Завод, к сожалению, не дожил до наших дней. Сегодня часть его площадей занимает предприятие по производству минеральных удобрений ФосАгро.

Следующий зал рассказывает о Волхове в годы Великой Отечественной войны.

-44

В Волхов эвакуировали жителей блокадного Ленинграда.

-45

Ленинградская продуктовая карточка 1941 года.

-46

Волховская ГЭС давала электроэнергию Ленинграду.

Отдельный зал посвящен удивительному месту - острову Милосердия, основанному священником Отцом Алексеем Колоколовым, или Успенскому острову, или острову Октября. О нем подробно рассказывала здесь.

-48

На острове были 2 храма, больница, богадельня, школа, училище, а также пожарная машина, 3 водокачки, собственный пароход "Дар", водопровод, телефонная станция на 5 номеров, кладовая для продуктов, 2 ледника, малярная, столярная, 2 пристани - пассажирская и багажная, ветряная мельница, каменная кузница, кирпичный завод. В музее много архивных фотографий, можно увидеть, как были устроены больница, богадельня, как вообще была организована жизнь на острове.

Также один стенд рассказывает о крестах в деревне Прусынская горка. Об этом месте рассказывала здесь.

-50

Последний зал музея посвящен советскому быту.

-51

Можно посмотреть и поностальгировать.

-52

Кроме того, в этом зале выставлены детские рисунки на тему музея Графтио.

Очень приятный, интересный музей. Рекомендую.

Уже на выходе разговорилась со смотрительницей. Она же и проводила меня до шоссе, по которому я вернулась к вокзалу. Кстати, она сказала, что никогда не ходила от вокзала той дорогой, что выбрала я.

Дорога к шоссе тоже шла через пустыри и пустынные улицы:

-54

Еще немного геометрической красоты железных дорог:

-55

Путь по шоссе тоже сложно назвать приятным - проезжающие мимо машины никто не отменял. Правда, надо отдать должное водителям - все притормаживали, чтобы не окатить меня водой.

На дороге встретилась вот такая царь-лужа.

-56

На обратном пути заехала в Старую Ладогу. Там тоже все в снегу и во льду. Но и мартовские котики тоже были.

Итого: музей истории города Волхова посетить рекомендую, но добираться лучше на транспорте, так оно все же попроще.

Друзья, если вы дочитали этот текст до конца, поставьте лайк, и мне будет очень приятно, и его прочитает больше людей!

Оставляйте комментарии - я их все читаю и постараюсь ответить каждому.

Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций 😊🍀💜