В 1920-х годах наша страна активно развивала самолётостроение. В 1927 году создается ОСОАВИАХИМ, и молодежь, активно увлечённая идеями покорения неба, начала его осваивать. Единственный в Москве аэродром в то время находился на Ходынском поле и не справлялся с резко возросшим потоком авиаперевозок, потому выбирается место для нового аэродрома - обширный участок в низовье Москвы-реки.
А на противоположной стороне Волоколамского шоссе начинают строить корпуса Центрального аэроклуба СССР. Архитектором здания стал В.И. Светличный. Именно он проектирует и строит главное и административное трехэтажные здания, жилые корпуса.
Главное здание выходит парадной лестницей на Волоколамское шоссе, обрамленной балюстрадой. С высоты птичьего полета его силуэт напоминает аэроплан.
Перед входом, в центре парадной лестницы, установлена скульптура В. И. Ленина. Правда изначально это был огромный бюст, а не ростовое изображение.
Второй этаж оформлен балконом-трибуной, где располагались члены политбюро и правительства во время важных мероприятий.
В дни авиапарадов члены советского правительства во главе с Иосифом Сталиным с балкона второго этажа наблюдали показательные выступления "сталинских соколов".
Общий вид корпусов главного и административного здания тяготеет к конструктивизму, большие окна и прямой ритм которых подчеркивает эту стилистику.
Ещё до постройки здания авиаклуба, в мае 1933-го, здесь - в Тушино, на авиаполе, была создана Высшая парашютная школа. А 11 марта 1935 года Центральный совет ОСОАВИАХИМа и ЦК ВЛКСМ принимают специальное постановление о создании ЦАК. В июне 1935 года аэроклубу было присвоено имя генерального секретаря ВЛКСМ Александра Косарева, который курировал работу авиаклуба. А буквально через месяц - в июле 1935 года в Тушино состоялся первый авиационный праздник - для руководителей партии и правительства был организован показ достижений воздушных спортсменов.
В сентябре 1935 г. ЦАК был принят в члены ФАИ. С этих пор аэроклуб стал кузницей авиационных кадров, под руководством опытных инструкторов здесь готовили пилотов, парашютистов, планеристов.
В 1938 году аэроклубу было присвоено имя легендарного лётчика В. П. Чкалова.
За годы своего существования в аэроклубе прошли подготовку тысячи летчиков, планеристов, парашютистов. Из стен аэроклуба вышли в будущем выдающиеся авиаконструкторы. На Тушинском аэродроме ставились авиационные рекорды таких лётчиков как В. П. Чкалов, М. П. Громов, В. К. Коккинаки. Первые пять лет работы клубы ознаменованы 124-мя мировыми рекордами, что составило более трети всех мировых рекордов. В его рамках формировались сборные команды СССР по авиационным видам спорта, организовывались Всесоюзные соревнования, регистрировались новые авиационные и космические рекорды и осуществлялось представительство и защита интересов Советского авиационного спорта в Международной авиационной федерации (ФАИ).
Воспитанники клуба проявили героизм на фронтах Великой Отечественной войны, установили множество рекордов в самолётном, вертолётном и парашютном спорте уже и в послевоенное время.
Хожу вокруг явно требующего ремонт здания аэроклуба. Вокруг тишина ( относительная конечно) весеннего солнечного воскресного дня. А я ловлю себя на том, что иду туда, где советская история просто вот - под руками и ногами.
Лестница, ведущая к главному входу, а рядом с ней традиционные бетонные вазоны
Ещё одна лестница, которая ведёт на маленькую смотровую площадку-балкончик.
А вот и сам он. Сколько людей здесь побывало во время парадов?
Кстати, отсюда открывается прекрасный вид на противоположную сторону Волоколамского шоссе со стадионом
А ещё я гляжу вниз и понимаю на сколько подняли вверх Волоколамку: территория аэроклуба просто "ушла" вниз
Сзади здания есть окружённая забором со всех сторон площадка с авиатехникой и памятником стратонавтам. Я покрутилась вокруг и ушла, лишь посмотрев на всё сквозь прутья забора.
Тем кому повезло больше сделали более красивые фотографии. Но искать кого-то из людей с ключами от забора в воскресенье в 8 утра? Меня же просто... отругают.
Пока я ходила и фотографировала всё подряд, вышел странный дядечка, который стал на меня обеспокоенно посматривать. Пришлось улыбнуться и уйти.
Уже дома "догналась" информацией:
- В 1985 году ЦАК награждён орденом Красной Звезды.
-1991 году ЦАК преобразован в Национальный аэроклуб России имени В.П. Чкалова.
-В 1993 году, на его основе был создан ФГУП "НАК России им. Чкалова", который существует по настоящее время и физически размещается в том же здании. Является организацией подведомственной Минспорту России. А потом запуталась:
Также была создана организация с похожим название - НОУ «Центральный аэроклуб им. В.П. Чкалова ДОСААФ России», в 2019 году преобразованная в АНО "ЦАК им. В.П. Чкалова ДОСААФ России". Подведомственная, соответственно, ДОСААФ России.
Смотрю на табличку на здании. Вроде проясняется - аэроклуб жив!
Сегодня Центральный аэроклуб СССР им. В. П. Чкалова зарегистрирован как Национальный аэроклуб России им. Чкалова (ФГУП «НАК России им. Чкалова»), его авиационная деятельность сосредоточена в филиале - авиационном центре "Борки" в Тверской области. На этом аэродроме продолжается деятельность аэроклуба: подготовка летчиков, парашютистов, авиамоделистов. Активное сотрудничество осуществляется с Федерацией парашютного спорта России, Федерацией вертолётного спорта России, Федерацией воздухоплавания и другими федерациями авиационного спорта.
А в главном здании аэроклуба теперь находится небольшой музей его истории. Здесь выставлены многочисленные кубки и награды спортсменов, портреты авиаторов-рекордсменов. Интерьеры здания обновились, о советском прошлом напоминают фрески на стенах фойе, люстры и бра в кабинете.
Что ж, прогулка в этот раз порадовала не только информацией, но и погодой. Вот бы и дальше так!
Переходить дорогу не надо. Сажусь на лавку на остановке и просто жду свой автобус. Не долго. Только согреться на солнышке успела...
Гул Волоколамского шоссе, как ни странно, меня успокаивает. Я улыбаюсь сама себе, радуюсь солнцу и отсутствию людей рядом. Да, я такая.
Ну - скоро снова идти дальше. А пока - поехала домой!
Лайки помогают развитию канала!