Найти тему

Городские истории: Центральный аэроклуб им. В.П. Чкалова

фото автора
фото автора

В 1920-х годах наша страна активно развивала самолётостроение. В 1927 году создается ОСОАВИАХИМ, и молодежь, активно увлечённая идеями покорения неба, начала его осваивать. Единственный в Москве аэродром в то время находился на Ходынском поле и не справлялся с резко возросшим потоком авиаперевозок, потому выбирается место для нового аэродрома - обширный участок в низовье Москвы-реки.

А на противоположной стороне Волоколамского шоссе начинают строить корпуса Центрального аэроклуба СССР. Архитектором здания стал В.И. Светличный. Именно он проектирует и строит главное и административное трехэтажные здания, жилые корпуса.

В глубине - старый жилой одноэтажный корпус.
В глубине - старый жилой одноэтажный корпус.

Главное здание выходит парадной лестницей на Волоколамское шоссе, обрамленной балюстрадой. С высоты птичьего полета его силуэт напоминает аэроплан.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Перед входом, в центре парадной лестницы, установлена скульптура В. И. Ленина. Правда изначально это был огромный бюст, а не ростовое изображение.

Центральный аэроклуб имени А. Косарева. Фото до 1938 года
Центральный аэроклуб имени А. Косарева. Фото до 1938 года

Второй этаж оформлен балконом-трибуной, где располагались члены политбюро и правительства во время важных мероприятий.

Трибуна аэроклуба на одном из парадов в 1930-е гг. Фото из открытых источников интернет
Трибуна аэроклуба на одном из парадов в 1930-е гг. Фото из открытых источников интернет

В дни авиапарадов члены советского правительства во главе с Иосифом Сталиным с балкона второго этажа наблюдали показательные выступления "сталинских соколов".

Общий вид корпусов главного и административного здания тяготеет к конструктивизму, большие окна и прямой ритм которых подчеркивает эту стилистику.

Здание авиаклуба со двора
Здание авиаклуба со двора

Ещё до постройки здания авиаклуба, в мае 1933-го, здесь - в Тушино, на авиаполе, была создана Высшая парашютная школа. А 11 марта 1935 года Центральный совет ОСОАВИАХИМа и ЦК ВЛКСМ принимают специальное постановление о создании ЦАК. В июне 1935 года аэроклубу было присвоено имя генерального секретаря ВЛКСМ Александра Косарева, который курировал работу авиаклуба. А буквально через месяц - в июле 1935 года в Тушино состоялся первый авиационный праздник - для руководителей партии и правительства был организован показ достижений воздушных спортсменов.

В сентябре 1935 г. ЦАК был принят в члены ФАИ. С этих пор аэроклуб стал кузницей авиационных кадров, под руководством опытных инструкторов здесь готовили пилотов, парашютистов, планеристов.

В 1938 году аэроклубу было присвоено имя легендарного лётчика В. П. Чкалова.

За годы своего существования в аэроклубе прошли подготовку тысячи летчиков, планеристов, парашютистов. Из стен аэроклуба вышли в будущем выдающиеся авиаконструкторы. На Тушинском аэродроме ставились авиационные рекорды таких лётчиков как В. П. Чкалов, М. П. Громов, В. К. Коккинаки. Первые пять лет работы клубы ознаменованы 124-мя мировыми рекордами, что составило более трети всех мировых рекордов. В его рамках формировались сборные команды СССР по авиационным видам спорта, организовывались Всесоюзные соревнования, регистрировались новые авиационные и космические рекорды и осуществлялось представительство и защита интересов Советского авиационного спорта в Международной авиационной федерации (ФАИ).

Воспитанники клуба проявили героизм на фронтах Великой Отечественной войны, установили множество рекордов в самолётном, вертолётном и парашютном спорте уже и в послевоенное время.

Разбор полётов на Тушинском аэродроме. фото из открытых источников интернет
Разбор полётов на Тушинском аэродроме. фото из открытых источников интернет

Хожу вокруг явно требующего ремонт здания аэроклуба. Вокруг тишина ( относительная конечно) весеннего солнечного воскресного дня. А я ловлю себя на том, что иду туда, где советская история просто вот - под руками и ногами.

Лестница, ведущая к главному входу, а рядом с ней традиционные бетонные вазоны

-11

Ещё одна лестница, которая ведёт на маленькую смотровую площадку-балкончик.

-12

А вот и сам он. Сколько людей здесь побывало во время парадов?

-13

Кстати, отсюда открывается прекрасный вид на противоположную сторону Волоколамского шоссе со стадионом

-14

А ещё я гляжу вниз и понимаю на сколько подняли вверх Волоколамку: территория аэроклуба просто "ушла" вниз

-15

Сзади здания есть окружённая забором со всех сторон площадка с авиатехникой и памятником стратонавтам. Я покрутилась вокруг и ушла, лишь посмотрев на всё сквозь прутья забора.

Тем кому повезло больше сделали более красивые фотографии. Но искать кого-то из людей с ключами от забора в воскресенье в 8 утра? Меня же просто... отругают.

Пока я ходила и фотографировала всё подряд, вышел странный дядечка, который стал на меня обеспокоенно посматривать. Пришлось улыбнуться и уйти.

Уже дома "догналась" информацией:

- В 1985 году ЦАК награждён орденом Красной Звезды.

-1991 году ЦАК преобразован в Национальный аэроклуб России имени В.П. Чкалова.

-В 1993 году, на его основе был создан ФГУП "НАК России им. Чкалова", который существует по настоящее время и физически размещается в том же здании. Является организацией подведомственной Минспорту России. А потом запуталась:

Также была создана организация с похожим название - НОУ «Центральный аэроклуб им. В.П. Чкалова ДОСААФ России», в 2019 году преобразованная в АНО "ЦАК им. В.П. Чкалова ДОСААФ России". Подведомственная, соответственно, ДОСААФ России.

Смотрю на табличку на здании. Вроде проясняется - аэроклуб жив!

-18

Сегодня Центральный аэроклуб СССР им. В. П. Чкалова зарегистрирован как Национальный аэроклуб России им. Чкалова (ФГУП «НАК России им. Чкалова»), его авиационная деятельность сосредоточена в филиале - авиационном центре "Борки" в Тверской области. На этом аэродроме продолжается деятельность аэроклуба: подготовка летчиков, парашютистов, авиамоделистов. Активное сотрудничество осуществляется с Федерацией парашютного спорта России, Федерацией вертолётного спорта России, Федерацией воздухоплавания и другими федерациями авиационного спорта.

А в главном здании аэроклуба теперь находится небольшой музей его истории. Здесь выставлены многочисленные кубки и награды спортсменов, портреты авиаторов-рекордсменов. Интерьеры здания обновились, о советском прошлом напоминают фрески на стенах фойе, люстры и бра в кабинете.

Что ж, прогулка в этот раз порадовала не только информацией, но и погодой. Вот бы и дальше так!

-20

Переходить дорогу не надо. Сажусь на лавку на остановке и просто жду свой автобус. Не долго. Только согреться на солнышке успела...

-21

Гул Волоколамского шоссе, как ни странно, меня успокаивает. Я улыбаюсь сама себе, радуюсь солнцу и отсутствию людей рядом. Да, я такая.

Ну - скоро снова идти дальше. А пока - поехала домой!

Лайки помогают развитию канала!