729 подписчиков

Фильмы по Бличу (мнение)

Небольшой разбор ответвлений по франшизе Блича. Почти состоявшаяся любовь, никому не нужный недодруг, попытка в красную нить судьбы и разборки в маленьком Аду.

Некоторые иллюстрации, к слову, делал сам Кубо Тайто:  частности, к ранобе, по которому сняли первый фильм.
Некоторые иллюстрации, к слову, делал сам Кубо Тайто: частности, к ранобе, по которому сняли первый фильм.

Здравствуй, дорогой читатель!

Как и всякая уважающая себя популярная франшиза, Блич не мог ограничиться одним сериалом, посему параллельно показу основной истории успело выйти четыре фильма, что кстати говоря, мало, если сравнивать с теми же Ван-Писом и Детективом Конаном, по которым фильмы выходят стабильно каждый год. Какими же вышли фильмы-ответвления по Бличу? Насколько каждому из них удалось рассказать свою историю? О грамотно и не очень используемых шаблонах, попытке в романтику, унылой ерунде и ещё раз о ней же и пойдёт речь в статье с некоторыми спойлерами.

Итак, начали!

1. Воспоминания ни о ком.
Студия: Pierrot (для всех четырёх фильмов). Год выхода: 2006. Средневзвешенная оценка: 7,43 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 181 688); личная оценка – 7,4.

Один из постеров фильма. Кроме Ганрю (мужчина с белыми волосами) и Сенны (девушка с волосами, завязанными в хвост), всех героев мы уже знаем. Источник: zerochan.net.
Один из постеров фильма. Кроме Ганрю (мужчина с белыми волосами) и Сенны (девушка с волосами, завязанными в хвост), всех героев мы уже знаем. Источник: zerochan.net.

Однажды в Каракуре появляются некие загадочные души, без воспоминаний с неясными целями, именующими себя «чистыми». На главного же героя, Ичиго Куросаки, буквально с неба падает таинственная задорная и улыбчивая девица с мечом шинигами Сенна, что ни помнит ни отряда, ни номера – вообще ничего. До кучи объявляются некие «Тёмные» души с лидером Ганрю, чьи намерения, как понятно из самоназвания, отнюдь недобрые. Со всеми этими проблемами, а также с неожиданной аномалией в виде отображения Каракуры напротив Сейрейтея (раньше этого не было, миры были чётко разделены) и предстоит разобраться главному герою, пока небо не упало, а Сенна не исчезла.

Естественно, фильм не лишён недостатков: происходящее местами скачет быстрее некуда, отчего есть чувство сумбура и желание, чтоб фильм шёл подольше, а то феномен промежуточного мира «чистых» между ОД и Каракурой толком не объяснён. Как и то причудливое обстоятельство, что в Каракуре «чистые» сильнее капитанов, а своём собственном слабее (ну или я упустил тот момент, когда с последних сняли печати на ограничения сил). И естественно, самая главная беда в противниках: тут все без исключения, включая главгада, лишены истории и мотивации, не считая буквально пары реплик (даже не флешбек минуты на полторы!) о Несправедливости Общества Душ: темы, которую и в оригинальном сериале обмусолят так, что любому противнику, для коего месть ОД не самоцель, возрадуешься. Всё бы ничего, да вот без этого драчки максимально чёрно-белые и в отличие от бывших в арке Арранкар, не особо-то интересно поставленные.

И тем не менее, лично для меня это лучший фильм по Бличу из вышедших. На то повлияли два аспекта. Во-первых, сама проблема воспоминаний, а точнее их отсутствия, и того, а что тогда определяет нас нами. А если этих и воспоминаний не было изначально, как и случилось в истории Сенны, то вопрос, кто такой человек вообще и откуда он обретает особую остроту. И ведь даже так она остаётся простым человеком, со своими чувствами и простыми девичьими желаниями по типу сходить на колесо обозрения. Даже если нет и не было памяти о прошлом, живя в настоящем полной грудью можно создать уже свои воспоминания. Которые ещё и можно разделить с кем-нибудь и тогда даже девушка без прошлого не будет забыта. Авторы фильма точно не зря уделили часть хронометража повседневным приключениям Ичиго и Сенны в Каракуре, болтовне ни о чём, да планах не сбывшееся ближайшее будущее. Пусть и за короткие сроки но создаётся связь, что просто так не разорвать. Посему и желание главного героя спасти ту, которую он знает не так долго, выглядит более обоснованным, чем в том же фильме про Маюри в «Рандеву».

И надо сказать, не с только со стороны главного героя показано желание защитить новую подругу. Со стороны Сенны чувства удалось показать не слабее, а даже сильнее, поскольку именно она произносит заветные слова о спасении. В которых ставит спасение Ичиго выше всего остального, включая собственную жизнь и даже спасение мира; в данном случае оно именно что прилагается, а не первостепенно, и это важный момент. А поскольку привязанность была более чем обоснована ранее (первый человек, с которым удалось сблизиться и который со своей стороны тоже не задумываясь бросился спасать её), сомневаться в силе её чувств не приходится. Да и события финала показывают, что то была не просто бравада (хотя таких слов главному герою больше нигде не говорили и вообще он спасал всех исключительно в соло), отчего на самых последних сценах можно даже невольно пустить скупую слезу. Также единственную за всё время просмотра Блича. Стоит ли говорить, что за весь сериал лишь несколько моментов по уровню романтики сопоставимы с этим фильмом?

Краткий итог: однозначно самый понравившийся мне фильм по франшизе. Не смотря на отсутствие внятного раскрытия антагонистов, за один фильм авторам удалось почти невозможное: сделать так, чтобы не только главный герой, но и зритель проникся наспех введённым персонажем, причём даже без особой предыстории (воспоминаний-то нет и не было!), а показанная связь смотрелась крайне убедительно. Заложенная идея вполне ясна, а сама история не нова, но подана настолько хорошо, что смотрится неплохо даже в отрыве от остальной истории. Сама Сенна тоже способна запомниться, причём надолго.

2. Восстание алмазной пыли.
Год выхода: 2007. Средневзвешенная оценка: 7,42 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 156 465); личная оценка – 5,25.

Небольшой разбор ответвлений по франшизе Блича. Почти состоявшаяся любовь, никому не нужный недодруг, попытка в красную нить судьбы и разборки в маленьком Аду. Здравствуй, дорогой читатель!-4

Как-то раз решили в Обществе Душ перевезти особо важный артефакт, некую «Королевскую печать» из пункта A в пункт B. Но поскольку охраняли вещь государственную важности рядовые статисты, двигались со скоростью черепахи под транквилизаторами, а в нападении на них участвовал главгад, то вещь крадётся уже в первые десять минут фильма. Поскольку при краже видели ледяного дракона, что так похож на Дзанпакто Тоширо, естественно последнего клеймят предателем и объявляют в розыск. И совершенно естественно, что Ичиго, Рендзи и Мацумото в это не верят и ищут капитана 10-го отряда, который, конечно же, не был никаким предателем, а сам ищет гада, чтоб покарать. И по злой иронии судьбы, им оказывается его бывший друг, у которого тот же дзанпакто и которого, получается, надо покарать. Но справится ли Тоширо?

Если говорить о плюсах фильма, коих очень и очень мало, то это улучшение картинки по сравнению с первым фильмом, а также увеличение экшен-сцен, в которые залипать, за неимением интересного в сюжете и новых персонажах (да и Хицугае в общем-то тоже), можно. Как аттракцион сменяющихся драчек с пафосными речами и мощнейшими ударами, не задумываясь ни о чём, смотрится вполне бодро, пусть и забывается через день. Даже со всеми своими косяками.

А их ой как немало.

Поскольку объяснять тупость завязки не требуется (из её описания уже можно сделать вывод, каким местом сценарий писался), то давайте сразу к весёлому: какого ангела в этом же фильме введённое правило о смерти одного из владельцев парных Дзанпакто (в манге Кубо креативил и не давал одинаковые силы разным шинигами) вот так запросто нарушено и главгад спокойно себе выжил, более того – всё разузнал про артефакт и похитил его играючи? Чтобы ещё раз подчеркнуть тупость и бессилие Совета 46-ти, способного только кошмарить, но абсолютно беспомощного не то что против Айзена, но и против вообще любого из капитанов (хотя товарищ Тоширо даже до капитана не дослужился, но в этом случае ситуация ещё позорнее)!? Что самое забавное, изначально вопрос о том, кому оставить Дзанпакто, должен был решиться в дуэли между Тоширо и Содзиро (так главгада звали), но Совет не был бы сборищем тупорылых злых дебилов, не реши он убить Содзиро и не обосрись он ещё и в этом.

Что до кольца, из-за которого весь сыр-бор формально и шёл... это просто нескончаемое харкание в лицо отсутствием логики и баланса, будто в Бличе и так проблем с оным мало: то оно даёт главгаду силу призвать орду неубиваемых пустых и натравить их на Сейрейтей (и вообще оно пространством и временем по идее может управлять), то совершенно внезапно оказывается бессильно защитить своего собственного носителя от смерти. Оно через реяцу заряжается или как!? С другой стороны, начни авторы следовать своим собственным же правилам, им пришлось бы удлинять хронометраж, мучая зрителя ещё больше, так что такой выход видится даже меньшим злом.

И естественно, нельзя не затронуть Хицугаю, ради которого и про которого весь фильм по сути и делался (ну или ради его фанаток). С этой точки зрения всё тоже очень плохо. По идее, в фильме он должен был предстать пред зрителем с другой стороны: не просто повёрнутого на долге робота, делающего всего по правилам, даже если это и будет означать смерть близкого, но хоть сколько-нибудь сомневающегося или хоть как-то рефлексирующего после этого. На сомнения у Хицугаи касательно того, стоит ли убивать лучшего друга в прошлом (их дружбе посвящён небольшой флешбек, ничего, впрочем, не вызывающий), уходит от силы секунд десять, а дальше он спокойно идёт его убивать и даже после его гибели не показывает ни внешне, ни внутренне (додумать можно что угодно, но я не буду), что его это вообще задело. Втройне забавно, что в филлерной арке про Души+, когда на самого Тоширо напал клон, причём запрограммированный на служение хозяину и никаких чувств оригинала к Хицугае не питавший, тот всё равно оказывается бессилен руку поднять на действительно дорого ему человека, даже если сходство только внешнее. Причём там это убедительно показано за каких-то десять минут. Их хватило, чтобы из одухотворённого болванчика Тоширо стал более человечным, сомневающимся, но имеющим то, что на самом деле стремится защитить и ради чего он идёт дальше. В полутарочасовом фильме, посвящённом ему же, он всё такой же непримечательный плоский правдоруб без капли сомнения.

Краткий итог: даже если не брать в расчёт контраст с предыдущим фильмом (между их просмотром у меня прошлого больше 1,5 месяцев), вышло крайне тупо, поверхностно и абсолютно безыдейно как в плане раскрытия (главгад с той же партии отфабрикованных ОД, про него и говорить нечего), так и реализации. Хвалить фильм за что-то, что не фигурировало в сериале (то есть экшон, бои, пафос и харизму), невозможно, поскольку такого попросту нет.

3. Уходя в пустоту, зову тебя по имени.
Год выхода: 2008. Средневзвешенная оценка: 7,51 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 146 322); личная оценка – 6,8.

Ичиго сражается с Тёмной Рукией (можно не запоминать, в сериале её не будет). Источник: gelbooru.org.
Ичиго сражается с Тёмной Рукией (можно не запоминать, в сериале её не будет). Источник: gelbooru.org.

В ходе очередного эксперимента капитана Маюри в Сейрейтей из Уэко Мундо вернулись две души, пропавшие без вести много-много лет назад. А затем в Сейрейтее начинаются странные взрывы, после которых сам Маюри, а также все остальные в Обществе Душ теряют память и забывают о существовании Рукии Кучики. Ичиго, заподозривший неладное, бежит на всех парах в Общество Душ, дабо обнаружить страшное: про него тоже все забыть успели, так что теперь он снова (вспоминаем первую большую арку сериала) враг! Естественно, надо разобраться, что к чему, а заодно спасти столь дорого товарища Рукию (хотя фильм пытается намекнуть на что-то большое, приплетая красную нить судьбы, но концовка манги, которую в адаптации вряд ли поменяет, смачно на это плевала) и, попутно, всё Общество Душ от неизвестного врага.

Недостатки здесь вполне очевидны и следуют уже из завязки, структурно так похожей на первую арку: фильм вторичен по отношению к ней, ибо понабрал как сюжетных ходов и самого течения сюжета (вновь Рукию надо спасать, вновь все капитаны и лейтенанты против Ичиго, только теперь он один), так и дух и атмосферу (а вот это на самом деле очень даже в плюс по итогу выходит). Не говоря про то, что ход с амнезией один из самых частых костылей для ленивых сценаристов. Ещё одной вторичностью, правда по отношению уже ко второму фильму, оказывается финальная битва с ещё одной хтонической дрянью, предпосылок для появления которой всё так же не было, кроме как показать экшен на все деньги. Чего не скажешь про прорисовку бедняжки Рукии, с которой порой халтурили почти также, как во втором фильм. Также, хотя фильм и следует духу арки прибытия в ОД, своей историей он ей отчасти противоречит: где и когда Рукия познакомилась с парой антагонистов и почему Рендзи вообще не при делах оказался? Это, увы, останется без ответа. Как и природа сверхсил (видано ли дело, всему ОД память переписывать!) тех антагонистов, сестры Хомуры и братца Сидзуки: всё ограничивается тем, что где-то они её получили.

В остальном же история вполне себе удалась. Не на все сто, но передана та самая атмосфера первого прибытия, где все вокруг считают тебя врагом, а значит – надо защищаться. Неизвестность первой половины фильма, когда враг ещё не найден, а значит может быть кем и чем угодно, также подстёгивает интерес к просмотру. Равно как и то: а вспомнит ли кто ещё пропавшую из памяти у всех Рукию? Занятно, что если это и не получается, то подсознательно нехватка чего-то дорого всё равно ощущается (прежде всего Абараем и Бьякуей как наиболее близкими к Рукии шинигами), отчего первому и оказывается проще поверить тому же Ичиго, уже во второй раз став с ним из врагов в союзников. Причём в кои-то веки над подлинными врагами, Хомурой и Сидзуку, поработали и дали вполне объяснимую мотивацию: дабы вновь воссоединиться с Рукией, которую бы потом никто другой не отнял по долгу службы или дружбы, они и решили украсть её из самого мира. Да, решение очень глупое, но иного ожидать от беспризорных детей, у которых кроме этой самой названой старшей сестры никого и не было, странно. И даже финальное решение выглядит не только как месть ОД, но и как отчаяния, поскольку никак им отгородиться от этого мира не удаётся. В этом плане антагонисты получились вообще лучшими за все четыре фильма.

Краткий итог: очень даже смотрибельная картина, где помимо очередного экшена и пафоса действительно удивили местные злодеи. Из минусов оказываются самоповторы и просто избитые клише, но поскольку реализованы они вполне на уровне, то и не вызывают приступов ярости или уныния. Крепкий середнячок фильмов по Бличу.

4. Дыхание из Ада.
Год выхода: 2010. Средневзвешенная оценка: 7,63 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 132 749); личная оценка – 5,6.

Постер к последнему фильму. Источник: shikimori.one.
Постер к последнему фильму. Источник: shikimori.one.

Последний же фильм по Бличу стартует с показа выжженой адской пустоши, где известный по сериалу Заэльпорро следит за битвой Ичиго с Улькиоррой (а что ещё в аду делать?), как его самого вдруг отправляют, к моей пущей радости, ещё куда подальше. А отправляет его в ад ада (или как-то так) главгад, что хочет вырваться из Ада, да цепи мешают (благо хоть бои в других мирах смотреть можно), а посему он ворует сестру Ичиго (цепи и тут не мешают, настолько они удобные!). Куросаки, естественно, это не может так оставить и с друзьями отправляется прямо в Ад, где в результате серии вроде как удивительнейших «вотэтаповоротов» сражаться надо против подлинного главгада, а вместо спасённой сестры спасать уже своих друзей (только порадуешься, что не Рукию, как тебя и тут обламывают). За сим по сюжету всё.

Если говорить о плюсах, то здесь не подкопаешься к мотивации главного героя, ведь она проста как три копейки: спасать, спасать и ещё раз спасать дорогих людей. Да, это было во всех предыдущих фильмах (и половине арок сериала), но зато работает. Вообще, поскольку в последнем фильме больше всего фокус на Ичиго и тому, какой же он крутой и сверхсильный, то за счёт харизмы ГГ смотрится получше, скажем, второго фильма, где экранное время заметно отнимал менее харизматичный Тоширо. Также в плюс фильму можно занести расширение лора вселенной: как-никак добавили Ад и немного рассказали про его принципы работы. Поскольку задел на сиквел остаётся (зря что ли детей в эпилоге показывали), в теории что-то можно придумать.

А теперь про всё остальное.

По уже совсем нехорошей традиции, разочаровывает главгад: да, авторы ввели типа неожиданный (ага, будто я арку Касумиодзи в сериале не видел) поворот и подлинный злодей скрывался в тени, манипулировал каким-то дурачком, но поскольку это, во-первых, уже третично, а во-вторых, опять отсутствует толковая мотивация (да, он что-то говорил про сестру, но поскольку её даже во флешбеке не показали, может он просто Ичиго по ушам ездил), то на всё происходящее плевать от слова совсем. У лжеглавгада (по именам я даже не собирался их запоминать на сей раз) тоже ничего интересного не вышло, а мелкие злые сошки запомнятся только тем, что и в аду тоже неплохо кормят. Друзья Ичиго кроме забития хронометража драчками с сошками главгада и тем, что во второй половине фильма уже они становятся мотивацией Ичиго драться, ничего не делают; Орихиме, как и во всех предыдущих фильмах, появляется один раз, если не реже. И поскольку все эти махачи никакого следа на сердце у ГГ не оставляют, в отличие от того же первого фильма, то и смысла в нет никакого. Именно бессмысленность происходящего, создающая впечатление просмотра хентая ради хентая, только вместо сцен секса тут битвы.

Остальное уже не так критично, но тоже стоит отметить. В частности, очередной павер-ап главного героя, что смог сломать врата Ада, а потом ещё и одолжить силу у него, причём даже без продажи души, и всё ради смачнейшего пендаля главгаду! Дабы потом откатиться к прошлому уровню сил, ибо по факту это ещё один филлер, ни на что не влияющий. Сам Ад вышел тоже крайне скучным и унылым местом, под стать фильму: кроме Стражей, которых вообще не боишься и которые угрозы главному герою с товарищами не представляют, в Аду попросту никого нет. Безжизненная пустота, вот только в отличие от того же Уэко Мундо (с Бездной сравнивать не будем, чтоб совсем не добивать), авторы вообще не пытались хоть как-то прописать интересную локацию. Возможно, кто-то найдёт в этом ещё одно альтернативно одарённое толкование природы ады как места абсолютного покоя и тоски, но когда при просмотре фильма чувство, что герои не по аду бродят, а по заброшенному пустырю, то очевидно: у авторов явные проблемы. По этой же причине не работают как надо неплохо в принципе сделанные битвы: серьёзно, кому какое дело до мегамощных взрывов, сопоставимых с ядерными ударами, когда они проходят на таких пустырях, где вообще никаких следов жизни нет? На что это повлияет, кроме поднятия столбов пыли в радиусе нескольких километров? И вновь упираемся в бессмысленность, с которой начинали.

Краткий итог: пожалуй, самый лучший с технической точки зрения фильм по Бличу (и до выхода арки ТКВ лучший по всей франшизе), но вместе с тем однозначно один из самых унылых, помимо уже привычных тупостей и осточертевших штампов срезавший хоть какую-то глобальную угрозу Каракуре или ОД, бывших в прошлых фильмах. От полного провала, т. е. второго фильма, его спасает лишь безусловно правильный акцент на одном из самых харизматичных персонажей, а именно главном герое (вряд ли бы кто-то снял фильм про Урахару, да?).

5. По итогу.

При создании фильма по крупной франшизе, крепко с ней связанного и создающемуся по сути для фанатов, много обычно и не требуют: главное удовлетворить хотелки последних. Однако какие-никакие минимальные требования к качеству, как со сценарной, так и с технической точек зрения, соблюдать необходимо.

И к сожалению, удалось авторам далеко не во всём: помимо мелких ляпов, все фильмы так или иначе зиждятся на штампах, построены по весьма однотипной схеме, когда всё сводится к финальному бою, где Ичиго всех спасёт (апогей сего в последнем фильме) и почти во всех случаях имеют просто отвратительных в своей картонности антагонистов. Многие ещё и имеют и очень большие дыры в логике, дабы оправдать экшен и битвы, которые не цепляют из-за отсутствия интереса.

Тем не менее, местами получалось очень даже хорошо. Это относится к первому и тртеьем фильмам, где помимо битв были и какие-никакие идеи, получившие развитие и запомнившиеся. Будь то новый друг без прошлого или старый друг со стёртым прошлым, если связь ваша сильна, то она сможет преодолеть и это. Конечно, это наивно, но поскольку на показ и обоснование этого уделено время, то смотрится более убедительно. Более того, сам процесс формирования такой связи (как и Ичиго с Сенной) или напоминание о ней (как с Рукией) смотрится лучше и запомнится больше обычных драк.

Дать какую-то однозначную оценку всем фильмам нельзя. Всё-таки слишком разные и даже затронут разных фанатов и просто интересовавшихся франшизой.
Лично я для себя выделяю прежде всего первый фильм, который настоятельно рекомендую к просмотру (после 64 или 108 серии, в зависимости от того, смотреть филлеры или нет), а также третий фильм (после 198 серии). Четвёртый и второй фильмы смотреть можно разве что со смертельной скуки, притом последний даже фанатом Тоширо рекомендовать сложно, ибо персонаж никак по-новому не раскрывается.
В заключении ещё раз скажу про штампы. Они есть во всех жанрах и так или иначе используется во всех без исключения произведениях, либо напрямую, либо в качестве деконструкции. И в большинстве своём хорошее произведение от плохого отличается именно умелостью их использования. Об этом важно помнить, ведь даже слышанная сто раз раньше песня может зазвучать несколько иначе, исполняй её на разных инструментах. Вот только надо постараться, чтобы звучание вышло приятным.
Незаслуженно забытая отличная девушка Блича...
Незаслуженно забытая отличная девушка Блича...

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!