Путешествие детей в неизвестность. Закручивающаяся спираль жестокости, странности и привлекательность неизведанного мира.
Здравствуй, дорогой читатель!
Сегодня речь пойдёт об аниме-адаптации манги, повествующей о путешествии двух (впоследствии трёх) детей к центру всего неизвестного в мире – Бездне, манящей и поглощающей людские души и надежды. О том, что вышло хорошо, а что нет, перегибах, странных и порой мерзотных вставках и вместе с тем воистину жестоким нутром природы и человека, безграничности потенциала людского и жажды к познанию, и пойдёт речь в обзоре.
Итак, начали!
1. Сюжет.
Студия: Kinema Citrus. Годы выхода: 2017 (первый сезон), 2020 (фильм), 2022 (второй сезон). Средняя оценка за два сезона и фильма: 8,66 (взяты сайты MAl и Shikimori; всего голосов 1 156 924); личная оценка двух сезонов – 7,85; фильма – 7,4.
Прогресс человечества шёл вперед, и вот настал тот момент, когда почти весь мир оказался исследован вдоль и поперёк. Кроме аномально глубокой впадины посреди некоего острова, именуемой Бездной, что уже не один десяток лет притягивает к себе самых разных людей – от искателей приключений до отчаявшихся людей и сирот, которым просто надо найти реликвии на продажу. Немудрёно, что вокруг такого чуда раскинулся целый город Орф. Одна из юных жительниц которого, сирота Рико, чья мать также спустилась в Бездну (имея высший ранг Белого свистка, она смогла попасть на шестой уровень Бездны), также с детства хотела погрузиться в мрачные тайны неисследованного мира. И как свезло, что на первом уровне она находит мальчика-робота Рэга, которому даже проклятье Бездны, делающее восхождение обратно с первых уровней болезненным, а с нижних практически невозможным – нипочём! Наскоро собрав пожитки, Рико и Рэг сбегают из приюта и начинают свой спуск в Бездну, дабы узнать, жива ли мать Рико, Лайза, и если получится, увидеть воочию, а какое оно – дно Бездны...
1.2 О пучинах жестокости и отвращения.
В целом я отношусь с пониманием к жестокости, жести и всяким гнусностям, показываемым на экране, если они действительно нужны сюжету и атмосфере. В этом плане пожалуй единственным недостатком сериала оказываются как раз такие совершенно странные и нафиг не нужные двусмысленные сцены с попытками окружающих (Рики, какого-то дядьки, Фапуты) проникнуть в трусы Рэгу и всё в таком духе. И ладно Фапута, что о человеческих нормах приличия не в курсе, но остальных понять оказывается сложнее. Сюда же и отдельные диковины навроде живого унитаза, заботливо сжирающего все отходы за двенадцатилетней девочкой. Иногда прям напрашивался вопрос: что вообще должно прийти в голову человеку, чтоб придумать подобное?
Ежели говорить о вещах глобальных, то хотя в целом по сезонам грамотно выдержан баланс между обычной, насколько возможно в Бездне, жизнью исследователей и жестокостью сего загадочного мира, то вот в фильме, на мой взгляд, с этим не справились, сделав заметный крен в сторону жести. Притом ожидаемой, ведь по первому сезону, рассказывая о прошлом Наначи, не могли не затронуть и Бондрюда с его экспериментами, лишёнными человечности. Чтобы удивить зрителя, жесть пришлось расширять не только вширь (рост охвата детишек, подвергаемых мучениям), но и вглубь (качественно иные пытки). И знаете, даже человека вроде меня, видавшего откровенно мерзоточные хентаи, нашли чем удивить! Это прям видеть надо, только на деле нифига не надо. Притом разбавлено это не чем-то расслабляющим, позволяющим хоть ненадолго перевести дух, а импульсивными поступками той же Наначи: она мне нравится, но вот эта склонность принимать решения, не принимая в расчёт друзей, стабильно плохо аукается последним. Да и антагонист с его мотивацией откровенно мимо меня. Ну и к большому сожалению, во втором сезоне ни разу не показали, а как там дела на поверхности или у той же Озен, жизнь которых идёт своим чередом. Хотя в глобальном плане это детали малозначимые.
1.3 О дивный жуткий новый мир!
Ибо в глобальном плане аниме более чем удалось. В первую голову, своим концептом исследования аномальной золи, который хоть и не нов (уже и игре «Сталкеа» больше десятка лет), до сих пор притягателен, ибо трогает за одни из самых чувствительных струн человеческой натуры – тягу к неизвестному. Как бы ни страшна и опасна была Бездна, неизвестность манит, и появляется желание её развеять, покорить воле и разуму силу природы. Конечно, всё оказывается куда сложнее, ибо есть проклятие, работающее как ловушка: спускаться можно хоть до самого дна (при условии, что естественных врагов сразишь и пропитание найдёшь), а вот подняться уже с верхних слоёв за счёт аномалии в виде «проклятья Бездны» будет просто сопряжено с болью и кровотечениям, а с нижних превращением в зверушку, и это в самом лучшем случае. Причём подаётся жесть и суровость мира не сразу, а постепенно, с дальнейшем спуском, что также отлично работает на атмосферу, волей-неволей временно умиротворяя и хорошо играя на контрасте.
И вообще Бездна крайне суровое и жестокое место: каких-то скидок на то, что герои дети, тут не делается. И хотя главное трио проповедует идеалы человечности, есть и много гнилого, того, что подчинённо исключительно своим интересам и ради них обращающее в фарш всё, что потребуется. Отлично передано и то, что всё имеет свою цену: от мелочей навроде того, что сверхмощная пушка в руке Рэга после выстрела выключает сознание владельцу на пару часов, делая его ношей, до того, а что есть такое Белый свисток, высший в их иерархии (сама она не особо продумана, и в целом свистки не играют значимой роли в повествовании), и какую цену нужно уплатить за то, чтоб его получить. Как правило, это серьёзная жертва и кто-то, как Бондрюд, фактически жертвует собственной человечностью, чтобы получить возможность спуститься глубже и узреть ещё одну из тайн этого великого бездонного океана. Да что уж там, истинная природа человека, готового на всё ради своих целей, тоже проявляется, порой в максимально неприглядном виде.
Разумеется, не все в мире заражены подобным духом исследования и поиском приключений: в первом сезоне как раз были показаны те сироты из приюта с их лидером, что остаются на первом-втором уровнях и выбирают тихие радости бездонной яме. Не стоит забывать и про Озен, что получила Белый свисток, но не отправилась в последний поход на 6-й уровень (информация об уровнях ниже до сих пор не подтверждена, ибо оттуда даже записки до поверхности не доходили). На любой точке невозврата есть выбор, а у людей и их стремления познать мир тоже есть предел. Однако если уж было решено отправиться вперёд и только вперёд, с трудностями тоже предстоит столкнуться лицом к лицу. Претерпевая все сложности, которые бывают не только в Безднах, но и классических экспедициях: нужно озаботиться провизией, источником воды, укрытием от диких животных и иметь хоть что-то, имеющее лекарственные свойства, ибо в такой жизни раны, кровотечения (правда, очень редко, когда из глаз) и диарея оказываются крайне неприятным, но реалистичным спутником. Притом и то, что бывает в случаях заболеваний, отравлений или местного проклятия также показано ужасающе жестоко, но реалистично: спуск в Бездну даже на первом уровне может быть не вполне безопасным, а чем дальше, тем больше это схватка с окружающей тебя действительностью, самой природой, отнюдь не настроенной доброжелательно.
Также аниме неоднородно по структуре: если первый сезон охватывает как жизнь на поверхности, так и несколько уровней Бездны (с первого по четвёртый), то весь фильм посвящён пятому этажу (а точнее, Бондрюду с его опытами), а весь второй сезон – этажу шестому, попутно рассказывая историю о пилигримах, впервые попавших туда во времена, когда ещё Лайзы на свете не было. И не смотря на такое серьёзное замедление темпов повествования (да и из новой информации лишь немножко о прошлом Рэга), рассказ не вширь, а вглубь показал все свои преимущества: нелинейное повествование позволило сравнить настоящее в Золотом городе с его прошлым и понять, откуда он стал таким. Попутно вновь затронув такие страшные темы, как выживание в экстремальных условиях, из которых нет ни выхода наверх (шестой уровень же), ни вниз, ибо монстров здешних бить нечем. Но и выжить просто так здесь нельзя, и приходится принимать поистине чудовищные с точки зрения морали решения, меж тем необходимые для выживания большинства. И вновь вводя зрителя в состояние шока, на сей раз понимания и сопереживания гораздо больше, чем в случае с волей одного исследователя с его, мягко скажем, специфичной любовью к своим подопытным и до конца не прояснённой мотивацией и предысторией. Ибо одно дело исследование одного или малой группы и совсем другое – выживание многих.
2. Персонажи.
Рико – юная блондинка, растущая в сиротском приюте, ибо мать отправилась покорять Бездну. Желая последовать её стопам и познать тот неизведанный мир в глубине, сбегает из приюта с Рэгом. Крайне оптимистичная девочка, из которой так и пышет энтузиазм, а шило в попе не даёт покоя. Неплохо осведомлена о мире Бездне и может и покушать сготовить, и план действий придумать. Хотя изначально спускается в Бездну в поисках матери, со временем эта цель отходит на второй план.
Рэг – андроид-мальчик (проверено Рико), который спас её в самом начале. По всей видимости, прибыл на поверхность с нижних уровней, однако сам сказать не может, ибо получил амнезию. Быстро сходитстся с Рико и тоже решает отправится на дно Бездны, дабы узнать правду о себе и своём прошлом. Сильно переживает за других, особенно за Рико и Наначи, но и другим старается помогать по мере сил. По большей части отвечает за защиту от всяких внешних угроз.
Наначи – живущая в глубинах бездны зверушка (предположительно, женского пола), у которой есть очень невесёлая история становления такой с виду мягкой и пушистой. Хорошо приспособлена к выживанию в условиях бездны, в частности, видит те самые силовые поля, что мешают подъёму наверх, однако готовить не умеет. Очень привязана к зверушке Мигги, с которой жила вместе. Хотя и присоединяется к компании Рико и Рэга в исследовании Бедны, порой принимает решения под влиянием эмоцией и без учёта мнения друзей.
Озен – исследовательница ранга Белого свистка, которая, тем не менее, решила не спускаться на 6-й уровень, а осталась выше, взяв в ученики Марулка и нарядив его в женское. Довольно грубая и не шибко тактичная, однако заботу проявлять умеет и на путь выживания наставить может. Была наставницей и подругой Лайзы, матери Рико. Её CV, Саяка Охара, озвучила Айрисфиль в «Fate/Zero», Яскуко Такацу в «Торадоре», Нин Гуан в «Геншине» и др.
Лайза – мать Рико, искательница приключений, что в своих исследованиях Бездны получила ранг Белого свистка и решила спускаться дальше, оставив дочь на поверхности. На удивление не самая плохая мать, ибо выбором своим терзалась и чувствовала вину перед дочерью.
Бондрюд – также Белый свисток, «Повелитель рассвета», чья база расположена аккурат над входом на 6-й уровень Бездны. Крайне жестокий нездоровый ублюдок, способный ради достижения своих целей перемолоть в фарш всё, что движется, одновременно являя собой логический предел исследователя, для которого познание превыше всего, включая привязанностей (какие-никакие у него они есть, включая дочь Прушку) и человечности. Не особо понятно, как он пришёл к такому и действительно ли его познание ради самого себя, но надо признать, что антагонист из него вышел поистине устрашающий и внушающий тревогу.
Прушка – приёмная дочь Бондрюда, живёт на его базе и о экспериментах отца не в курсе. Улыбчивая и разговорчивая девушка, с которой постоянно бегает животное Мейня. До встречи с Наначи и Ко друзей не имела и искренне радовалась, когда они у неё наконец-то появились.
Вуэро Эруко – участница одной из первых экспедиций на 6-й уровень Бездны. Имея тяжкое прошлое на поверхности, сожалений о покидаемом мире не имеет. Имеет же она мечту стать матерью и подарить кому-то любовь и заботу, коих сама была лишена. Немного скромная, неуверенная в себе, хотя и много чего знающая; в отряде отвечала за лечение больных и раненых. Ныне одна из трёх мудрецов Золотого города. Как по мне, лучшая из всех введённых во втором сезоне персонажей.
Арташес Гагикович Вазукян – лидер той самой экспедиции в Бездну, что застряла на 6-м уровне, умелый повар. На удивление невозмутимый и непоколебимый лидер отряда, ставящий выживание большинства превыше абсолютно всего. Когда-то желал покорить Бездну, но нынче вынужден обходиться ролью одного из трёх мудрецов.
Белаф – юноша, также участвовавший в экспедиции пилигримов. Старается поступать по совести и справедливости, но не всегда ему это удаётся, о чём он сокрушается. В хороших отношениях с Вуэро Эруко. На настоящий момент один из трёх мудрецов, ставший куда более жадным, чем был вначале, однако хранящим в глубине души сожаления.
Ирумюи – маленькая девочка, что по причине бесплодия была создана племенем дикарей на дно Бездны и присоединилась к отряду Вазукяна. За ней постоянно присматривает Вуэро Эруко, для которой она стала почти как дочь. Сама Ирумюи желала иметь большую семью и... надо же местным аналогам монолита из Сталкера так извращать было это желание.
Фапута – неведмоая зверушка с отменной регенерацией и ненавистью к Золотому городу, которая она желает истребить. Хорошо знает Рега, вплоть до обнюхивания где можно и где нельзя, а вот он её вспомнить никак не может, что Фапуту расстраивает. В конце концов решает оставить тропу ненависти.
3. Анимация, саундтрек.
Говоря о картинке, в первую очередь бросается в глаза нарочитая детскость героев: они не просто сами по себе дети в большинстве своём, но и дизайн многих из них выглядит кукольным; это касается и подростков вроде Лидера или даже Лайзы, что даже при финальном спуске не выглядит прям как мать. Со взрослыми же в целом таких проблем нет, как и с монстрами. Ну и конечно же, как не похвалить отменные живописнейшие фоны Бездны, где даже на шестом уровне найдётся чем удивить. Воистину это то, что надо видеть, созерцать, поражаясь в очередной раз красоте неизведанного.
Саундтрек в целом вышел вполне нормальный, а отдельные темы могут и запомниться надолго. Любопытный настрой задаёт эндинг первого сезона: нарочито позитивный и тоже волей-неволей ослабляющий бдительность (а то вот в Мадоке эндинг, напротив, прежде времени задавал напряжение). Во втором настрой уже немного иной, однако планку держат и там.
4. По итогу.
Аниме «Созданный в Бездне» является одним из удачных примеров истории о путешествии, в основе которой лежит жажда познания. Притом сериал драматичен и показывает относительно реалистично тяготы и невзгоды, что сопутствуют в походах.
Конечно, не обошлось без нюансов: местами проскальзывает что-то странное и нужное не сюжету, а фетишу (притом нездоровому), да и не всегда удаётся соблюсти баланс между жестокостью и драмой и периодами относительного спокойствия и затишья.
Однако глобальную задумку о путешествии, длиною в жизнь (и аллюзии Бездны на саму жизнь как путь) это не отменяет и всех достоинств не перечёркивает. Сопереживание и понимание выпадает не только главному трио, но и многим второстепенным: боль некоторых воспринимаешь довольно близко к сердцу, ибо большинство тут люди со своими целями и желаниями, которые хотели выжить ли, остаться людьми внутри ли, познать этот мир или найти духовное умиротворение. Увы, ничего Бездной просто так не даруется и надолго хрупкое счастье не задерживается...
Заканчивая обзор, скажу, что не смотря на порой специально создаваемое отторжение и отвращение при просмотре, «Созданный в Бездне» это то аниме, что способно зацепить и увлечь за собой в неизведанную пучину.
Посему я рекомендую к просмотру как минимум первый сезон. А дальше, принимая во внимание, рост жестокости и драмы по нарастающей, уже можно решить самостоятельно, продолжать спуск или нет. Ведь с четырёх верхних уровней ещё можно выбраться, а вот дальше наступает точка невозврата, как упоминали и в самом аниме.
Пусть подлинные возможности человека огромны, они также имеют свой предел. Что занимательно, предел духовный зачастую гораздо ниже предела физического. Преодолеть первый, конечно, можно, но всегда стоит задавать себе вопрос: а стоит ли оно того? действительно это подлинное желание или лишь блажь, которую лучше отбросить, пока не поздно? Важно помнить, что после пути назад не будет и даже если изначально это было не тем стремлением, в которое вложишь тело и душу, оно способно им стать поневоле. Если, конечно, выдержать все тяготы, что уготовил избранный путь.
Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!