Последние фильмы о войне, как правило, сопровождаются убийственно-разгромными комментариями: «Чем дальше, тем хуже»! «Воздух» тоже поругаю, но более сдержанно, так как всё же хватило терпения досидеть до конца сеанса.
Пишут, что фильм Алексея Германа-младшего посмотрело уже более миллиона человек. Рискну поделиться впечатлениями от увиденного.
Конечно, можно бы ограничиться перечислением вопиющих исторических ляпов, нелепиц и несуразиц, которыми изобилует лента.
К примеру:
Ну, право, не строились полевые аэродромы в считанных метрах от Ладоги. Поскольку шторма здесь бушевали нешуточные, с волнами высотой с дом! Даже корабли захлёстывало - недаром для безопасного судоходства построили Новоладожский канал.
И не направлялись туда в массовом порядке девушки, спешно набранные из выпускниц лётных школ ОСОАВИАХИМА. По фильму, защищать Дорогу Жизни к осени 1942 г. было уже некому из-за катастрофической убыли мужского лётного состава.
Реальная же проблема тогда состояла отнюдь не в отсутствии «сталинских соколов» - с началом войны в стране было развернуто 128 лётных училищ, в т.ч. 60 (!) истребительных. Беда, скорее, заключалась в уровне лётной выучки. Подготовка курсантов зачастую сводилась к элементарным навыкам взлёта-посадки.
Девушки-лётчицы отправлялись на фронт исключительно в добровольном порядке.
По ходу действия героини нещадно ругают плохие радиостанции: мол, не чета хорошим немецким. Однако в небе женские экипажи ведут между собой интенсивный радиообмен, команды с земли слышатся отчётливо, и даже грохот моторов не мешает лётному составу заслушиваться классической музыкой.
А на аэродроме девушки постоянно сетуют на то, что самолеты у них старые, со слабенькими изношенными движками, брызгающими маслом: «От немцев мы отстали на годы»!
Меж тем, в кадре присутствуют отнюдь не «Чайки» или И-16. Судя по форме фонаря, это новейшие истребители ЯК-1Б с форсированным двигателем М-105ПФ увеличенной мощности 1180 л.с. Их выпуск был начат как раз осенью 1942 г. То есть, при всех художественных вольностях, возраст этих машин на момент показанных событий никак не мог превышать нескольких месяцев, а скорее, даже недель.
Более того, крайне сумбурна сама сюжетная канва фильма. 2,5- часовая лента представляет собой серию раздёрганных, слабо связанных между собой эпизодов.
Вот главная героиня участвует в жестокой воздушной схватке. Но почему-то не открывает огня, даже из чувства самосохранения. И на земле суровый комполка решительно искореняет неуместную гуманность, принуждая её убить ни в чём не повинную лошадь: «Иначе пойдешь под трибунал»! И она убивает!
Вообще, во многих сценах шокирует запредельный натурализм. Первые полчаса экранного времени представляют собой этакое жуткое видение Апокалипсиса с массовым избиением невинных младенцев. В обширной панораме, изображающей Дорогу Жизни в сентябре 1942 г., горят десятки подбитых полуторок с жителями блокадного Ленинграда. В кузовах корчатся от боли окровавленные дети, старики с оторванными ногами. И усилия мечущихся вокруг красноармейцев выглядят обречённо-бессмысленными.
Один за другим погибают бойцы, пытающиеся отстреливаться из винтовок Мосина. Сиротливо торчит ствол зенитки, оставшейся без расчёта. И над всем этим, подобно демонам преисподней, безнаказанно реют немецкие «Мессеры», неся смерть и разрушение.
Возникает резонный вопрос – а чего ж, собственно, не ушел из зала, раз такая лажа?
Возможно, причина в том, что в натянутой как струна, нервозной атмосфере фильма вдруг возникает образ могучих сил возмездия, зреющих для отпора сатанинскому нашествию.
Титульную тему «воздуха» Герман-младший изобразил совсем неплохо. Яростные небесные баталии сняты весьма убедительно и достоверно. И что важно, без всяких 3D прибамбасов! Пишут, что в кадрах использовались динамические макеты реальных самолетов на фоне огромных «воздушных» экранов.
В страшной небесной коловерти, пронизанной огненными трассерами, легко узнаются и наши краснозвездные «Ястребки», и немецкие Ме-109 с черными крестами. Асы Геринга и наши «валькирии» в чудовищной схватке выписывают в облаках немыслимые виражи, «горки», «бочки» и мёртвые петли.
И здесь Герман-младший невольно выступает антиподом многих современных историков, огульно изображающих Великую Отечественную войну цепью чудовищных поражений Красной Армии. Мол, на две подбитых немецких «Пантеры» под Прохоровкой приходилась тысяча сгоревших «тридцатьчетвёрок». И Ржев был «страшным поражением маршала Жукова». Хотя не отступили там ни на шаг перед сильнейшей группой армий «Центр». И штурм Берлина стал «страшной катастрофой», поскольку на Зееловских высотах были большие потери. Хотя рядом Конев начисто раздолбал огромную армию Буссе.
В фильме «Воздух» наши лётчицы гибнут одна за другой, прошитые в кабинах пулемётными очередями, в падающих на землю горящих машинах.
Но со слезами на глазах, с отчаянными криками «Ой мамочка, страшно»! их оставшиеся подруги продолжают ловить в прицелы узкие силуэты «Мессеров». И приблизившись, остервенело жмут на гашетки: «Умри, гад»!
Борьба в кадре идёт если не на равных, то с явным ущербом для врага. И здесь точно не коробит натурализм, с каким возникает кровавая дыра в черепе немецкого аса. Равно как не вызывает жалости истошный вопль его напарника: «Отто, я горю»! Ибо наши девушки вершат возмездие святое и справедливое.
Впечатлила сцена штурмовки звеном Жени Беловой немецкого аэродрома.
На сей раз фашисты в ужасе мечутся под огнём наших самолетов: страшно горят на земле их «Мессеры», гибнет расчёт зенитной батареи.
Признаюсь, понравилась сцена боя в Сталинграде осенью 1942 г. Снято сильнее, чем одноименный опус Фёдора Бондарчука.
Будучи сбитой, лётчица Женя спускается на парашюте на развалины квартала, постоянно переходящего из рук в руки. И почти сразу же идет врукопашную с остатками роты под командой военфельдшера – единственного оставшегося в живых младшего командира. На руинах дома она убивает подвернувшегося фашиста, на сей раз без всяких колебаний.
Наследственная «германовская» детальная проработка эпизодов показалась здесь вполне уместной. Сам антураж места сражения: искореженный, но ещё живой танк БТ-26, красноармейцы в кровавых бинтах и изодранных ватниках, немцы, столь же сильно потрёпанные, в перепачканных глиной шинелях – всё выглядит вполне правдоподобно.
И в данном случае создателей фильма трудно упрекнуть в чрезмерных фантазиях. В годы войны на истребителе ЯК-1Б сражалась «Белая Лилия Сталинграда», легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Участвовала в штурмовках, сбивала «Юнкерсы» и «Мессеры»! На её счету числится 11 побед! И девушкой она была красивой, под стать довоенным актрисам.
Лидия погибла в воздушном бою над Донбассом. На момент последнего вылета ей было 22 года.
Но, можно ли назвать фильм «Воздух» творческой удачей? Пожалуй, нет. Сюжетный сумбур всё же перевешивает. Как-то слабо угадывается в ленте долгожданное «движение вверх» от безликих «стрелялок» типа «Т-34».
И что есть творческая удача? Даже в довольно неплохом фильме Карена Шахназарова «Белый тигр», полное отторжение вызвала сцена хладнокровного расстрела целого полка наших тридцатьчетвёрок единственным немецким танком, пусть и овеянным мистическим флёром. Либеральная аллегория Прохоровки? Хотя, главного танкиста-мстителя, сержанта Ивана Найденова, артист Алексей Вертков сыграл у Шахназарова отлично.
По большому счету, нет претензий и к творческому составу «Воздуха». У девушек - отважных лётчиц - хорошие лица. Внешне они совсем не похожи на рафинированных красоток, наспех переодетых в шинели.
Подобно Верткову, главная героиня фильма Женя Белова (арт. Анастасия Талызина) предстает девушкой с характером и обострённым чувством достоинства. Хотя сценического мастерства ей нужно ещё набираться и набираться.
Понравилась обаятельная Маша (арт. Кристина Лапшина). Органично вписались в канву фильма Елена Лядова и Аглая Тарасова.
Запомнилась «девушка со шрамами» из партизанского отряда. Не добавил никаких особых красок к образу комполка Сергей Безруков.
А вот присутствие в титрах Константина Эрнста (продюсера фильма) сразу насторожило – ну, всё, жди какого-нибудь либерального глюка! И верно, в конце концов в сюжете появляется избитая линия «кровавой гэбни».
Оказывается, отец Жени, знаменитый лётчик, был расстрелян вместе с матерью героини «за вредительство» в виде порчи секретного авиационного мотора. Осиротевшая Женя, оказавшаяся в детдоме, а потом в балетной школе, подвергается жестокому насилию со стороны наставника-педагога.
Маньяк неожиданно появляется в кадре, и по старой привычке собирается насиловать Женю. Но не тут-то было. Разъярённая героиня повергает его наземь ловким броском, и пристреливает из своего штатного нагана. Но дальше идёт явный перебор – два пожилых авиатехника тянут жребий, определяясь, кому из них идти под трибунал, взяв всю вину на себя.
Не слишком ли много безвинных жертв во благо героини? - лошадь, а теперь еще и дед, потерявший семью в оккупированном Киеве?
Столь же надуманным выглядит эпизод с младенцем, по просьбе матери вывезенным Женей из партизанского отряда на боевом истребителе. Случившийся по пути воздушный бой заканчивается победой нашей героини. Однако, ребенок умирает в кабине от запредельных перегрузок.
Женя приезжает в Ленинград, чтобы передать тело младенца его бабушке. Наверно, можно было найти и другой повод для показа панорамы блокадного города: лиц изможденных голодом жителей, зрителей на спектакле Имре Кальмана «Сильва» в действующем (!) Театре Оперетты, похорон в братской могиле умерших ленинградцев.
Откровенно скомкана в сюжете и любовная линия. От признания героини до кончины её избранника от сердечного приступа проходит не более 5-ти минут экранного времени. Толком не успеваешь ни вникнуть, ни поверить в их чувства.
Хотя есть в финале и хорошие сцены: триумф лётчиц при известии о Сталинградской победе, выступление на фронте оперной певицы (прекрасно поёт), прибытие нового пополнения.
Хорошие слова произносит героиня перед своим последним вылетом:
«Часто задавалась вопросом: - Что важнее, Родина или человек? Потом поняла, что это одинаково важные вещи. Без Родины – мы, это уже не мы, кто-то другой. А без нас нет Родины».
Право, по нынешним меркам звучит актуально. Фильм (опять же невольно?) вступает в полемику с одиозным заявлением Макаревича: «Не они уехали из России, а Россия уехала от вас». Или с недавним отпадным демаршем «народной артистки»: «Не собираются нормальные люди возвращаться туда (в Россию)». Да, гасить этакое … нужно прилюдно, в том числе и с экрана. Ведь как бы «релоканты» не злобствовали, без России они ничто.
Женя погибает в бою. Но на её место встают новые бойцы. В финале в полк возвращается чудесно спасшаяся Маша: «Сбили меня за линией фронта, бабы в избе прятали» …
В целом, не отрицая режиссерских находок Германа-младшего, показалось, что фильм сильно проигрывает из-за сумбурной драматургии, отсутствия слаженного сюжетного повествования. Которым отличались, к примеру, «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева, или те же «Зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого