Найти в Дзене
Тайны портретов

Огненная Джо

Джоа́нна Хи́ффернан (Джо) (ок. 1843 — после 1903) — ирландская натурщица. Родилась в Ирландии в 1843 году в неблагополучной семье сильно пьющего отца. Вскоре переехала в Лондон, в 1862 после смерти матери осталась без средств к существованию. Художник Джеймс Уистлер впервые повстречал Джоанну в одном ателье в Лондоне. Впервые она позировала Уистлеру для его портрета «Симфония в белом № 1, девушка в белом» в его парижском ателье на бульваре Батиньоль. Вокруг картины сразу развернулась бурная полемика. Одни считали ее воплощением литературного образа «Женщины в белом» — героини популярного романа Уилки Коллинза. Другие усматривали в картине явный символический подтекст: лилия в руке Джоанны означала утраченную невинность, а волчья шкура, на которой она стоит – агрессивную женскую сексуальность. В течение следующих шести лет она была его возлюбленной и моделью. Д. Уистлер не раз запечатлел Д. Хиффернан на своих полотнах («Симфония в белом N 2: девушка в белом» Девушка превратилась в

Джоанна Хиффернан, натурщица
Джоанна Хиффернан, натурщица

Джоа́нна Хи́ффернан (Джо) (ок. 1843 — после 1903) — ирландская натурщица.

Родилась в Ирландии в 1843 году в неблагополучной семье сильно пьющего отца. Вскоре переехала в Лондон, в 1862 после смерти матери осталась без средств к существованию.

Художник Джеймс Уистлер впервые повстречал Джоанну в одном ателье в Лондоне.

Джеймс Уистлер. Автопортрет, ок. 1872.
Джеймс Уистлер. Автопортрет, ок. 1872.

Впервые она позировала Уистлеру для его портрета «Симфония в белом № 1, девушка в белом» в его парижском ателье на бульваре Батиньоль.

Джеймс Уистлер
Симфония в белом № 1: девушка в белом. 1862
Джеймс Уистлер Симфония в белом № 1: девушка в белом. 1862
Вокруг картины сразу развернулась бурная полемика. Одни считали ее воплощением литературного образа «Женщины в белом» — героини популярного романа Уилки Коллинза. Другие усматривали в картине явный символический подтекст: лилия в руке Джоанны означала утраченную невинность, а волчья шкура, на которой она стоит – агрессивную женскую сексуальность.

В течение следующих шести лет она была его возлюбленной и моделью.

Д. Уистлер не раз запечатлел Д. Хиффернан на своих полотнах («Симфония в белом N 2: девушка в белом»

«Симфония в белом N 2: девушка в белом»
«Симфония в белом N 2: девушка в белом»

Золотая ширма. 1864
Золотая ширма. 1864

Симфония в белом № 3 1865—1867.
Симфония в белом № 3 1865—1867.

Девушка превратилась в знаковую фигуру лондонской богемной тусовки. С легкой руки художника она получила прозвище Огненная Джо за необыкновенный темно-рыжий оттенок волос.

Мать Уистлера и его родня не были рады его связи с Джоанной, поскольку в их глазах незамужняя женщина, служащая моделью художнику — по распространённому мнению того времени — считалась проституткой.

Мать Уистлера (1871)
Мать Уистлера (1871)

При посещении матерью Уистлера в Лондоне Джоанна Хиффернан даже на время выезжала из их совместного жилья.

Окончательный крест на близости Д. Уистлера и Д. Хиффернан поставило ее знакомство в 1865 с маститым и признанным французским художником Густавом Курбе.

Гюстав Курбе
Гюстав Курбе

Гюставом Курбе в том же году было написано полотно «Прекрасная ирландка»

Курбе: «Прекрасная ирландка» Портрет Джо. 1866
Курбе: «Прекрасная ирландка» Портрет Джо. 1866

В 1866 году, когда Уистлер был в Чили, он поручил Джоанне Хиффернан продать свои картины. Она называла себя в ту пору миссис Абботт, по имени Уистлера. В том же году Джоанна прибыла в Париж, чтобы быть моделью для одной из обнажённых женщин на эротическом полотне Курбе «Спящие».

По всей вероятности, при создании художник вдохновлялся образами «Проклятых женщин» Ипполиты и Дельфины из поэтического сборника Шарля Бодлера «Цветы зла» (1857).

Вероятно, у Джоанны в то время был роман с Курбе. После возвращения из Чили Уистлер оставил её.

Сведений о последних годах жизни Джоанны Хиффернан практически не сохранилось. Сестра Густава Курбе, Жюльетта, упоминает, что однажды встретила в Ницце ирландку, которая распродавала наброски картин Г.Курбе. Некоторые современники припоминали, что во время похорон Д. Уистлера возле гроба долго стояла пожилая огненноволосая женщина со следами былой красоты на лице.

Джоанна умерла 3 июля 1886 года в возрасте 60 лет. Наиболее вероятной причиной смерти была дыхательная недостаточность.

Всё было у Джоанны и красота, и ум, и смекалка в делах, и заботливость, и трудолюбие и надёжность, а замуж так никто и не позвал.

Пишите✍🏻, надеюсь на вашу отзывчивость и внимание 🙂❤❤❤