Найти тему

Компакт-кассета как носитель

аудиокассета
аудиокассета

Изобретение аудиокассеты

Идея собрать магнитофонный носитель вместе с катушками в целое устройство, для удобства использования, появилась ещё в 1930-е годы. Как пишет "Википедия", немецкая фирма «Лоренц» с середины тридцатых годов применяла в своих проволочных магнитофонах цельнометаллическую кассету с двумя шпулями для проволоки. Первая кассета для пластмассовой магнитной ленты появилась предположительно также в пятидесятые годы в ФРГ. В этом же десятилетии разработаны ещё несколько решений подобного типа, но ни одно не стало популярным.

Компакт-кассета была запатентована компанией Филипс в 1963 году. В 2018 мир отметил 55-летие создания кассеты. Тогда еще не никто не знал, что этот носитель с нами останется так надолго! Итак, чем запомнился и полюбился рядовому пользователю этот формат и для чего вообще создавался этот носитель? Прообраз компакт-кассет (именно такое название было поначалу, чтобы выделить смысловое отличие от магнитофонной катушки-бобины) создавался и ранее, но то были так называемые прототипы, пилотные образцы.

На мой взгляд − во-первых, для удобства и во-вторых, для создания портативной техники. Даже самые маленькие бобинники, что ни говори, были громоздкими. А портативные катушечники − те, которые являлись самыми компактными и могли работать автономно, не остались с нами в быту надолго, так как были созданы уже после изобретения компакт-кассеты. Да и они были как минимум в два раза тяжелее кассетных портативников при той же акустической мощности. Относительно дешёвая и удобная в обращении компакт-кассета долгое время (с начала 1970-х до конца 1990-х годов) была одним из самых популярных аудионосителей (и самым популярным записываемым), однако со временем начала вытесняться компакт-дисками.

Итак, кассета начала завоевывать мир. Как и любое новшевство, поначалу сталкиваясь с сопротивлением. Но пройдя лет за десять этот путь − путь внедрения и становления, кассета и портативная аудиотехника открыла людям целый мир! Мир музыки на природе, при пикниках и путешествиях, занятии спортом и многих других увлечениях!

Создание кассеты помогло уменьшить габариты и вес магнитофонов в разы, в будущем подогнав размеры кассетников буквально под линейный формат носителя. Еще бы − со временем магнитофоны стали весить не больше, чем один только двигатель громоздких стационарных бобинников!

Первый отечественный магнитофон под такой формат носителя появился в 1969 г, выпускался в Харькове и имел название «Десна», был создан по образу и подобию Philips EL3300. А также в то же время началось и производство кассет. Советские кассеты имели маркировку МК с указанием длительности проигрывания и модификации.

"Десна". фото с сайта rw6ase.narod.ru
"Десна". фото с сайта rw6ase.narod.ru

Итак, немного о технических характеристиках кассеты.

Прямоугольный корпус кассеты сделан из пластмассы; в дешёвых моделях каждая половинка корпуса представляет собой единую деталь из прозрачного пластика. Имелся образец кассеты в литом металлическом корпусе, исключающем какие-либо деформации[3]. Внутри кассеты находятся два сердечника внешним диаметром 20…22 мм, на которых закреплены концы ленты. Кассета имеет так называемую «полуторную» конструкцию, то есть расстояние между осями рулонов меньше, чем их максимальный диаметр. Это возможно благодаря особенности, что место подающего рулона занимает намоточный и наоборот. Кассеты могут иметь разборный или цельнолитой корпус.

Продолжительность воспроизведения кассеты указывается на коробке (в минутах), а также на самой кассете. Помимо стандартных лент на 60 и 90 минут (толщина 27 и 18 мкм), в разное время в продажу выпускались ленты на 30, 45, 46, 50, 52, 54, 64, 70, 74, 100, 110, 120, 150 минут. Сверхтонкие плёнки кассет на 150 и 180 минут (честно, я такие никогда не видел, и про такие даже не слышал) оказались непрочными и по этой причины были сняты с производства. Кассеты длительностью свыше 90 минут обычно встречались редко.

Понятие типичной продолжительности аудиокассеты применимо только для чистых кассет. В случае "тиражных" кассет со студийной записью продолжительность может быть самой разной и отличаться от стандартной в меньшую или большую сторону, длина пленки определяется самой студией звукозаписи, подгоняя под суммарную продолжительность фонограмм, записанных на эту кассету.

Расцвет кассетной индустрии произошел между 1975 и 1985 годами. В этот период разработаны три основные типа аппаратуры: качественные стационарные магнитофоны (деки), переносные (бумбоксы) и компактные переносные магнитофоны, а также плееры.

Со временем кассета в результате непрерывного совершенствования аудиотехники превратилась из портативного носителя в основной, при этом, однако, так и не выдавив до конца бобины. Несмотря на относительно низкую скорость протягивания магнитной ленты (4,76 см/сек), кассета выдавала потрясающие чистоту и диапазон звука − лучше, чем ряд катушечных магнитофонов. К концу 70 − началу 80-х годов на основе кассетного лентопротяга начинает впервые создаваться стационарная техника! Формат кассеты перестал быть исключительно портативным. В восьмидесятые годы появляются музыкальные центры − стационарные устройства с расширенным функционалом, имеющими устройства для проигрывания разных форматов. А также с конца семидесятых наступает эра так называемых бумбоксов − портативных (батареечных), но при этом очень мощных и тяжелых стереомагнитофонов. И это положило начало музыкальной уличной субкультуре рэпа, баскетбола и игр на открытом воздухе, экстремального времяпровождения, просто уличных тусовок под музыку...

Кассеты в отличие от бобин с музыкой стали сами по себе, даже отдельно от воспроизводящей аппаратуры, предметом культа, обмена, зависти и коллекционирования! Ведь они отличались завидным разнообразием! Черные и белые, прозрачные и сияющие хромом, с самыми разными этикетками или спартанско-аскетичные, каких только их не было!! Даже с декоративными бумажными или тонкопленочными "бобинками" с обеих сторон кассетных сердечников. Любители кассетного культа стали коллекционировать даже девственно-чистые, нераспакованные кассеты в футлярах, обтянутые фабричной пленкой, причем ценность коллекции тем выше, чем более нетронутая упаковка на них. Такие обладатели даже ни разу не видели, как выглядит-то данная кассета под упаковкой...

Уже к 1980 году флагманские модели бытовых кассетных дек (Nakamichi 1000) достигли потолка объективных показателей кассетной технологии.

Резкое снижение спроса и производства аудиокассет, записи на них альбомов и выпуск устройств, воспроизводящих их, в конце 1990-х годов — начале 2000-х годов связано прежде всего с доступностью цифровых технологии и упрощением копирования, передачи, хранения и воспроизведения такой аудиоинформации

По данным Университета Калифорнии (Беркли), между 2000 и 2003 годами продажи чистых кассет сократились на 30 %, с 184 до 128 млн единиц (то есть выпуск чистых кассет в несколько раз меньше, чем выпуск кассет с записью)[31]. При этом с рынка исчезли качественные ленты типа Metal, а ленты типа CrO2 остались только в каталоге TDK (при этом выпускающиеся ленты уступают в объективных показателях и качестве звука лучшим лентам этого типа 1980-х годов). Возможности для распространения аудиокассет сохраняются.

На долгий период аудиокассеты продолжали использоваться в автомобилях — магнитофоны, в отличие от ранних моделей CD-плееров, устойчивы к дорожной тряске, однако с появлением буферизованных плееров в конце 1990-х годов и это преимущество оказалось несущественным.

В 2010-е годы на компакт-кассеты, как и на грампластинки, наблюдается некоторый всплеск популярности и роста спроса и на аудиокассеты. В 2018 году французская компания Mulann начинает производство аудиокассет и новой ленты Fox C60 Type I под брендом Recording The Masters, используя химические формулы BASF и AGFA. Стоимость одной аудиокассеты на день начала продаж в Европе составила 3,49 евро[