Многие советские актёры, будучи звёздами экрана в СССР, так не нашли себя в новом российском кино. Одних перестали приглашать режиссёры, другие, как, например, сёстры Вертинские, сами посчитали ниже своего достоинства съёмки в том. Что предлагают. Но многие актрисы всё же продолжают сниматься, а некоторым повезло сыграть по-настоящему яркие роли в российском кино и сериалах нового времени.
1. Нонна Мордюкова (1925-2008)
«Мама» (1998)
Мордюкова не стала идеальной матерью для своего единственного сына, но в конце 90-х Денис Евстигнеев организовал для неё фильм, где она смогла исполнить роль самоотверженной матери шестерых сыновей, готовой для них на всё. И хотя ушла из жизни актриса лишь 10 лет спустя, «Мама» стала для неё последней работой в кино.
2. Вера Алентова (р.1942)
«Ширли-Мырли» (1995), «Зависть богов» (2000)
Все свои главные звёздные роли Вера Валентиновна сыграла в фильмах своего своему мужа. Через 15 лет после международного триумфа мелодрамы «Москва слезам не верит» Алентова снялась в комедии «Ширли-Мырли» в паре с Валерием Гаркалиным, сыграв сразу несколько ролей. В 2000 году актриса, которой уже перевалило за 60, стала главной героиней пронзительной истории любви между москвичкой и французом в СССР начала 80-х.
3. Валентина Теличкина (р.1945)
«Бригада» (2002)
Теличкина по сей день востребована в российских мелодрамах, которые обожают домохозяйки. Но настоящим прорывом на новом ТВ для советской актрисы стали съёмки в культовом криминальном сериале, где она сыграла роль матери главного героя в исполнении Сергея Безрукова.
4. Ирина Купченко (р.1948)
«Приходи на меня посмотреть» (2001), «Училка» (2015)
Купченко много снимается по сей день, но по-настоящему ярких главных ролей в новом кино у неё не так много. Одна из наиболее запомнившихся – «Приходи на меня посмотреть», где она играет привычную ей роль одинокой, сильной и независимой женщины. «Училка» – смелая российская адаптация французской драмы «Последний урок» с Изабель Аджани. Кажется, такой Купченко зрители увидеть не ожидали.
5. Римма Маркова (1925-2015)
«Ночной дозор» (2004), «Дневной дозор» (2006)
Роль ведьмы в двух «Дозорах» далась Марковой физически и эмоционально нелегко, но отказываться она не стала, потому что в то время это была редкая возможность для актрисы в таком возрасте сняться в кино и неплохо заработать. Зрители не остались разочарованными, потому что эта роль идеально подходила громкой и темпераментной Марковой.
6. Лариса Удовиченко (р.1955)
«Даша Васильева. Любительница частного сыска» (2003)
Поклонники Дарьи Донцовой критиковали и то, каким вышел сериал, и выбор Удовиченко на главную роль. По мнению многих зрителей, Даша Васильева – это никак не аристократичная и утончённая Удовиченко. Но как из песни слов не выкинешь, так и не выбросишь и актрису из состоявшегося детектива, который стал для неё запоминающейся работой на телеэкране начала 2000-х.
7. Светлана Крючкова (р.1950)
«Похороните меня за плинтусом» (2009), «Ликвидация» (2007)
Крючкова и в советское время снималась очень избирательно, от многого отказываясь, поэтому её роли в период уже российского кино для режиссёров и зрителей были на вес золота. Роль гиперопекающей бабушки главного героя и колоритной одесситки тёти Пёси стали настоящими «жемчужинами» нового российского кино и ТВ.
8. Ирина Муравьёва (р.1949)
«Не родись красивой» (2005)
Муравьёва всегда предпочитала семью актёрству, выбирая обычно театр, а не кино, поэтому снималась не так много, как могла бы. Роль заботливой матери Кати Пушкаревой, постоянно пекущей пирожки и прочие вкусности, стала редким исключением в карьере актрисы. Здесь Муравьёва и играла практически себя, и поучаствовала в громком проекте, который открыл российскому зрителю массу новых имён.
9. Алиса Фрейндлих (р.1934)
«Женская логика» (2002), «Большой» (2017), «Карп отмороженный» (2017)
Фрейндлих поздно начала получать центральные роли в кино, будучи востребованной на театральной сцене. Тем не менее, в зрелом возрасте она не осталась не у дел.
Её не обошла мода на детективные сериалы в начале нулевых, и она составила компанию Станиславу Говорухину в «Женской логике». Валерий Тодоровский пригласил её в драму «Большой» на роль балетного педагога, в том же году
вместе с Мариной Неёловой она снялась в драме «Карп отмороженный».
10. Марина Неёлова (р.1947)
«Карп Отмороженный» (2017)
Неёлова всегда снималась не так много, как могла бы, отдавая свой талант преимущественно театру. Поэтому главная роль в новом кино стала и для неё, и для кино настоящим событием. История о пенсионерке, которая, узнав о неизлечимой болезни, решает самостоятельно организовать свои похороны, получила приз зрительских симпатий на Московском Международном кинофестивале.
11. Любовь Полищук (1949-2006)
«Моя прекрасная няня» (2004)
Полищук всю жизнь страдала из-за своего несоветского лица, которое не позволяло темпераментной актрисе проявить свой талант на экране так часто, как она хотела и могла. Начавшаяся в «нулевые» эпоха ситкомов дала ей эту возможность. Роль колоритной мамы главной героини стала последней работой на экране для Полищук.
12. Инна Чурикова (1943-2023)
«Ширли-Мырли» (1995), «Благословите женщину» (2003), «Московская сага» (2004)
Чурикова до самого своего ухода работала в театре и снималась в кино, но у зрителей есть несколько наиболее запомнившихся ролей. Это, конечно, комедийная роль матери главных героев в «Ширли-Мырли», непосредственная артистка из «Благословите женщину», а также профессорская жена Мэри Градова из экранизации романа Василия Аксёнова.