Найти тему
Buisness Lady

Пережить кризис: пять ситуаций в бизнесе, которые нужно преодолеть

Оглавление

В бизнесе далеко не все радужно. На самом деле все вообще не радужно! Делюсь своими личными историями коллег 🤫

Владение собственным бизнесом неминуемо приведет вас к ситуациям потерь, рано или поздно. Важно знать, как принимать трудности

Убытки в предпринимательской деятельности – это нормальное явление, которое встречается более часто, чем успех. Среди всех неудач можно выделить несколько основных, избежать которых будет затруднительно на пути развития бизнеса. В любом случае, при возникновении одной из пяти проблем, важно продолжать работу — так вы сможете найти новые возможности и обеспечить развитие вашего бизнеса.

Финансовые потери

Финансовые потери - это общепринятый риск для любого бизнеса. Любой ваш доход может быть под угрозой: неудачная сделка, изменение валютного курса, форс-мажорные обстоятельства на предприятии - даже законодательство иногда может поставить вас в трудное положение!

Каждый предприниматель должен помнить, что можно лишиться всего в любой момент. Однако финансовые потери не означают конец: у вас остаются опыт и знания. Это значит, что упущенное можно восстановить. Главное - сохранять энергию и уверенность в себе. Кроме того, рекомендуется заранее защитить себя от наиболее вероятных рисков. Не вкладывайте более 30% в один проект, держите деньги в нескольких валютах (на случай резких колебаний курса) и разнообразьте свои активы и расходы. Таким образом, даже если что-то пойдет не так, вы не потеряете все деньги сразу.

-2

Как обещала: история Сергея, чей долг вырос из-за финансовой неграмотности. Он думал, что для увеличения прибыли нужно открывать новые точки.

В виду конфиденциальности я оставила право не указывать не фамилий, не фирм. Сергей в 2010 году был совладельцем сети блинных.

В это время в стране был бум пиццерий и суши-баров, поэтому ниша выглядела свободной.

В бизнес было вложено около 3 млн рублей

Потом ещё Сергей с двумя партнерами по мелочи докидывали. Брали из личных средств, оформляли кредиты, занимали у друзей и родственников. Персонал нашли ещё до официального открытия, но в день запуска они встали за кассу и на раздачу.

В течение двух лет месячная выручка блинной в среднем была 600 000–700 000 рублей, из этих денег они активно отдавали долги и остальное тратили на личные нужды.

Но самое печальное — никто из них не умел считать прибыль: думали, что это приход минус расход. Поэтому сейчас сложно оценить уровень успешности проекта.

Потом они решили открыть вторую точку и на неё вытаскивали деньги из первой плюс опять кредиты. На оба заведения работала одна кухня: так они существенно сэкономили. Но опять никакого финансового плана, большие личные траты. Так они открыли третью блинную в фуд-корте ТЦ: это обеспечивало хороший поток клиентов. Но точную прибыль и здесь они не знали, потому что не умели её считать. Было ощущение, что работа идет в плюс, и всё.

Дальше Сергей с компанией решили развиваться по франшизе. Первым франчайзи в 2014 году стал знакомый. А всего было открыло три заведения по франшизе. К тому моменту в сети было 35 сотрудников, но управлять ими не умел никто. Поэтому постоянно возникали серьёзные кассовые разрывы.

Он думал, что для увеличения прибыли нужно открывать новые точки, поэтому появилось шестое кафе с другим названием и с чеком выше, чем блинных. Они старались экономить на управляющих, сами вели операционные процессы, но долги перед поставщиками и подчинёнными росли, а прибыль неясно куда уходила.

В итоге личный долг Сергея достиг 1,5 млн рублей. Партнерам не хватало денег на зарплату персоналу, оплату услуг поставщиков, аренды. Поэтому в 2016 году они закрыли три блинные и продали остальные, но два франшизных кафе работают. А чтобы покрыть долг, он продал свой Mercedes. Это была цена отсутствия финансового плана и грамотности на старте, нежелания вовремя остановиться и подумать, так ли всё у шло хорошо и как обращаться с деньгами в бизнесе. Без этих ошибок блинные имели шансы существовать дольше.

-3

Потеря партнеров

Деловые отношения, приносящие обоюдные выгоды, способствуют росту бизнеса, однако никакие партнерства не бывают бессрочными. Часто бывает так, что после долгой работы вместе у партнера меняются приоритеты и интересы, что может привести к серьезным проблемам для вашей организации.

Совет простой: помните, что в любой момент партнер может прекратить с вами сотрудничество или начать действовать в вашу неблаго. Даже если вы сотрудничали с самого начала и совместно строили бизнес, никто не может дать гарантии, что будущее не принесет изменений в отношения. Поэтому важно создавать бизнес-процессы таким образом, чтобы потеря партнера не нанесла сокрушительный удар по компании.

Потеря клиентов

Ваш бизнес может идеально производить продукт, но без клиентов окажетесь в трудном положении. Потеря клиентов происходит по самым разным причинам, и не все они зависят от вас.

Станьте готовыми к мысли, что потеря клиентов в долгосрочной перспективе неизбежна. Например, Amazon.com оценила, что одна лишняя секунда загрузки страницы интернет-магазина обходится им в $1,2 миллиарда убытков. Также у вас могут происходить ситуации, когда клиенты уходят из-за недоработок персонала. Важно мотивировать сотрудников и обеспечить высокий уровень сервиса.

Важно собирать обратную связь от уходящих клиентов: узнать, что именно их не устраивает и почему они принимают решение прекратить сотрудничество. И если изменить ситуацию не получается, просто продолжайте работать и не беспокойтесь о том, на что вы не можете повлиять.

История вторая: Артем тоже просчитался. У него, как и у Сергея было желание разбогатеть в сфере общепита. В первый месяц было даже так, что заходил всего один человек, поделился со мной Артём.

Свой путь в бизнес он начал с 2013 года: открыл кафе, и оно до сих пор работает, довольно прибыльное. Но со вторым проектом не задалось, и ошибки появились уже на стартапе. Они с партнёром увидели в центре помещение с дешёвой арендой — 60 000 рублей, решили сделать там крафтовый бар.

Проблема первая: это был подвал, из которого предыдущие арендаторы съехали из-за прорванной трубы. Они этого не знали, заключая договор. В итоге не просто перекрасили стены и отмыли кухню, но и меняли даже кирпичную кладку. Плюс проводили борьбу с насекомыми и грызунами. Во время ремонта в городе случился ливень, вода проникла в их помещение. Сушились они неделю тепловой пушкой, обрабатывали стены от плесени, обновляли краску. В итоге в арендные каникулы не успели открыться, пришлось оплачивать следующий месяц.

-4

На кухне они сэкономили — там уже было всё оборудование, делали сами только барную стойку и комнату для пива. Плюс заказывали мебель, посуду, поставили онлайн-кассу, открыли ООО, купили партию пива, наняли двух поваров, столько же барменов и мойщицу.

Рекламой они не занимались. На открытие пригласили знакомых через социальные сети — пришло 50 человек. Потом по сарафанному радио подтягивались знакомые знакомых. И после открытия мы они рекламировались, решив, что хватит рекомендаций гостей. Тем более Facebook в то время блокировал фото с пивом, а пицца не привлекала аудиторию. В первый месяц было даже так, что заходил всего один человек.

Оборот едва дотягивался до 1000 рублей, за месяц они заработали 50 000 рублей и потратили 302 000 рублей.

В попытке увеличить трафик они запускали мероприятия: беговой клуб, диджеи с сетами на виниле, вечерние кинопоказы. Это добавляло расходов, но не давало выхлопа. Чтобы выйти в ноль, им требовалось 40 человек в день, которые покупают на 500 рублей каждый. К ним приходило 10–15 человек. Во втором месяце они заработали 200 000 рублей.

Кассовые разрывы постоянно увеличивались, покрывать их было не из чего. На запуск бизнеса у них было 500 000 рублей, а они уже потратили почти 700 000 рублей. И в первом месяце расходы составили 287 000 рублей, а приход — 50 000 рублей.

Дальше было не лучше. На четвёртый месяц мы сами встали за барную стойку, сами мыли посуду, практически вышли в ноль, но нас это уже не спасло. Бар пришлось закрыть, поделился Артём.

Проблема была в первую очередь в том, что они неверно рассчитали бюджет на открытие: решили, что уложатся в чёткую сумму, когда в действительности её всегда надо закладывать в два раза больше. И потом — они выбрали неправильный путь привлечения клиентов, слишком дорогой и неэффективный.

-5

Утрата репутации

Деньги можно заработать, занять, получить через инвестиции. Новых партнеров и клиентов всегда можно найти. Однако восстановить потерянную репутацию намного сложнее, так как порочная репутация тут же привлекает другие проблемы и затрудняет их решение. Клиенты и партнеры не захотят иметь дело с компанией, заслужившей негативную репутацию.

Несмотря на то, что утрата репутации практически неизбежна, в бизнесе непредвиденные ситуации - норма. Проект может опоздать, партия продукции может оказаться несоответствующей, заказ может быть выполнен не вовремя - все это может негативно сказаться на репутации. Однако многие из этих проблем не являются фатальными: за просрочку можно предложить скидку, брак можно заменить, заказ можно передать другому исполнителю. Грамотное решение возникших проблем поможет сократить ущерб репутации до минимума и продолжить развитие бизнеса.

-6

Потеря личной жизни

Эта утрата оказывает воздействие не только на ваш бизнес, но и на ваш личный благосостояние. Решив начать свой собственный бизнес, помните, что в первые годы вам придется пожертвовать личной жизнью. Вы будете работать по 8-10-12 часов в день, а вне рабочего времени все равно придется отвечать на звонки и думать о работе.

Это цена, которую приходится платить за успех. Все будет требовать вашего внимания, пока ваш бизнес не вырастет и вы сможете делегировать задачи другим. Мне лично иногда оставалось всего лишь 20 минут свободного времени в день - и я тратила их на общение с моим ребенком. Подобным образом работают многие успешные предприниматели. Например, генеральный директор Yahoo и бывший высокопоставленный сотрудник Google, Марисса Майер, в начале своей карьеры в Google работала по 130 часов в неделю (18,5 часа в день). Джек Дорси, основатель Twitter и Square, уделяет работе по 16 часов в сутки. Билл Гейтс с 1978 по 1984 годы взял всего 15 выходных.

Понравился материал? Поддержи меня в телеграмме 😍