В бизнесе далеко не все радужно. На самом деле все вообще не радужно! Делюсь своими личными историями коллег 🤫
Владение собственным бизнесом неминуемо приведет вас к ситуациям потерь, рано или поздно. Важно знать, как принимать трудности
Убытки в предпринимательской деятельности – это нормальное явление, которое встречается более часто, чем успех. Среди всех неудач можно выделить несколько основных, избежать которых будет затруднительно на пути развития бизнеса. В любом случае, при возникновении одной из пяти проблем, важно продолжать работу — так вы сможете найти новые возможности и обеспечить развитие вашего бизнеса.
Финансовые потери
Финансовые потери - это общепринятый риск для любого бизнеса. Любой ваш доход может быть под угрозой: неудачная сделка, изменение валютного курса, форс-мажорные обстоятельства на предприятии - даже законодательство иногда может поставить вас в трудное положение!
Каждый предприниматель должен помнить, что можно лишиться всего в любой момент. Однако финансовые потери не означают конец: у вас остаются опыт и знания. Это значит, что упущенное можно восстановить. Главное - сохранять энергию и уверенность в себе. Кроме того, рекомендуется заранее защитить себя от наиболее вероятных рисков. Не вкладывайте более 30% в один проект, держите деньги в нескольких валютах (на случай резких колебаний курса) и разнообразьте свои активы и расходы. Таким образом, даже если что-то пойдет не так, вы не потеряете все деньги сразу.
Как обещала: история Сергея, чей долг вырос из-за финансовой неграмотности. Он думал, что для увеличения прибыли нужно открывать новые точки.
В виду конфиденциальности я оставила право не указывать не фамилий, не фирм. Сергей в 2010 году был совладельцем сети блинных.
В это время в стране был бум пиццерий и суши-баров, поэтому ниша выглядела свободной.
В бизнес было вложено около 3 млн рублей
Потом ещё Сергей с двумя партнерами по мелочи докидывали. Брали из личных средств, оформляли кредиты, занимали у друзей и родственников. Персонал нашли ещё до официального открытия, но в день запуска они встали за кассу и на раздачу.
В течение двух лет месячная выручка блинной в среднем была 600 000–700 000 рублей, из этих денег они активно отдавали долги и остальное тратили на личные нужды.
Но самое печальное — никто из них не умел считать прибыль: думали, что это приход минус расход. Поэтому сейчас сложно оценить уровень успешности проекта.
Потом они решили открыть вторую точку и на неё вытаскивали деньги из первой плюс опять кредиты. На оба заведения работала одна кухня: так они существенно сэкономили. Но опять никакого финансового плана, большие личные траты. Так они открыли третью блинную в фуд-корте ТЦ: это обеспечивало хороший поток клиентов. Но точную прибыль и здесь они не знали, потому что не умели её считать. Было ощущение, что работа идет в плюс, и всё.
Дальше Сергей с компанией решили развиваться по франшизе. Первым франчайзи в 2014 году стал знакомый. А всего было открыло три заведения по франшизе. К тому моменту в сети было 35 сотрудников, но управлять ими не умел никто. Поэтому постоянно возникали серьёзные кассовые разрывы.
Он думал, что для увеличения прибыли нужно открывать новые точки, поэтому появилось шестое кафе с другим названием и с чеком выше, чем блинных. Они старались экономить на управляющих, сами вели операционные процессы, но долги перед поставщиками и подчинёнными росли, а прибыль неясно куда уходила.
В итоге личный долг Сергея достиг 1,5 млн рублей. Партнерам не хватало денег на зарплату персоналу, оплату услуг поставщиков, аренды. Поэтому в 2016 году они закрыли три блинные и продали остальные, но два франшизных кафе работают. А чтобы покрыть долг, он продал свой Mercedes. Это была цена отсутствия финансового плана и грамотности на старте, нежелания вовремя остановиться и подумать, так ли всё у шло хорошо и как обращаться с деньгами в бизнесе. Без этих ошибок блинные имели шансы существовать дольше.
Потеря партнеров
Деловые отношения, приносящие обоюдные выгоды, способствуют росту бизнеса, однако никакие партнерства не бывают бессрочными. Часто бывает так, что после долгой работы вместе у партнера меняются приоритеты и интересы, что может привести к серьезным проблемам для вашей организации.
Совет простой: помните, что в любой момент партнер может прекратить с вами сотрудничество или начать действовать в вашу неблаго. Даже если вы сотрудничали с самого начала и совместно строили бизнес, никто не может дать гарантии, что будущее не принесет изменений в отношения. Поэтому важно создавать бизнес-процессы таким образом, чтобы потеря партнера не нанесла сокрушительный удар по компании.
Потеря клиентов
Ваш бизнес может идеально производить продукт, но без клиентов окажетесь в трудном положении. Потеря клиентов происходит по самым разным причинам, и не все они зависят от вас.
Станьте готовыми к мысли, что потеря клиентов в долгосрочной перспективе неизбежна. Например, Amazon.com оценила, что одна лишняя секунда загрузки страницы интернет-магазина обходится им в $1,2 миллиарда убытков. Также у вас могут происходить ситуации, когда клиенты уходят из-за недоработок персонала. Важно мотивировать сотрудников и обеспечить высокий уровень сервиса.
Важно собирать обратную связь от уходящих клиентов: узнать, что именно их не устраивает и почему они принимают решение прекратить сотрудничество. И если изменить ситуацию не получается, просто продолжайте работать и не беспокойтесь о том, на что вы не можете повлиять.
История вторая: Артем тоже просчитался. У него, как и у Сергея было желание разбогатеть в сфере общепита. В первый месяц было даже так, что заходил всего один человек, поделился со мной Артём.
Свой путь в бизнес он начал с 2013 года: открыл кафе, и оно до сих пор работает, довольно прибыльное. Но со вторым проектом не задалось, и ошибки появились уже на стартапе. Они с партнёром увидели в центре помещение с дешёвой арендой — 60 000 рублей, решили сделать там крафтовый бар.
Проблема первая: это был подвал, из которого предыдущие арендаторы съехали из-за прорванной трубы. Они этого не знали, заключая договор. В итоге не просто перекрасили стены и отмыли кухню, но и меняли даже кирпичную кладку. Плюс проводили борьбу с насекомыми и грызунами. Во время ремонта в городе случился ливень, вода проникла в их помещение. Сушились они неделю тепловой пушкой, обрабатывали стены от плесени, обновляли краску. В итоге в арендные каникулы не успели открыться, пришлось оплачивать следующий месяц.
На кухне они сэкономили — там уже было всё оборудование, делали сами только барную стойку и комнату для пива. Плюс заказывали мебель, посуду, поставили онлайн-кассу, открыли ООО, купили партию пива, наняли двух поваров, столько же барменов и мойщицу.
Рекламой они не занимались. На открытие пригласили знакомых через социальные сети — пришло 50 человек. Потом по сарафанному радио подтягивались знакомые знакомых. И после открытия мы они рекламировались, решив, что хватит рекомендаций гостей. Тем более Facebook в то время блокировал фото с пивом, а пицца не привлекала аудиторию. В первый месяц было даже так, что заходил всего один человек.
Оборот едва дотягивался до 1000 рублей, за месяц они заработали 50 000 рублей и потратили 302 000 рублей.
В попытке увеличить трафик они запускали мероприятия: беговой клуб, диджеи с сетами на виниле, вечерние кинопоказы. Это добавляло расходов, но не давало выхлопа. Чтобы выйти в ноль, им требовалось 40 человек в день, которые покупают на 500 рублей каждый. К ним приходило 10–15 человек. Во втором месяце они заработали 200 000 рублей.
Кассовые разрывы постоянно увеличивались, покрывать их было не из чего. На запуск бизнеса у них было 500 000 рублей, а они уже потратили почти 700 000 рублей. И в первом месяце расходы составили 287 000 рублей, а приход — 50 000 рублей.
Дальше было не лучше. На четвёртый месяц мы сами встали за барную стойку, сами мыли посуду, практически вышли в ноль, но нас это уже не спасло. Бар пришлось закрыть, поделился Артём.
Проблема была в первую очередь в том, что они неверно рассчитали бюджет на открытие: решили, что уложатся в чёткую сумму, когда в действительности её всегда надо закладывать в два раза больше. И потом — они выбрали неправильный путь привлечения клиентов, слишком дорогой и неэффективный.
Утрата репутации
Деньги можно заработать, занять, получить через инвестиции. Новых партнеров и клиентов всегда можно найти. Однако восстановить потерянную репутацию намного сложнее, так как порочная репутация тут же привлекает другие проблемы и затрудняет их решение. Клиенты и партнеры не захотят иметь дело с компанией, заслужившей негативную репутацию.
Несмотря на то, что утрата репутации практически неизбежна, в бизнесе непредвиденные ситуации - норма. Проект может опоздать, партия продукции может оказаться несоответствующей, заказ может быть выполнен не вовремя - все это может негативно сказаться на репутации. Однако многие из этих проблем не являются фатальными: за просрочку можно предложить скидку, брак можно заменить, заказ можно передать другому исполнителю. Грамотное решение возникших проблем поможет сократить ущерб репутации до минимума и продолжить развитие бизнеса.
Потеря личной жизни
Эта утрата оказывает воздействие не только на ваш бизнес, но и на ваш личный благосостояние. Решив начать свой собственный бизнес, помните, что в первые годы вам придется пожертвовать личной жизнью. Вы будете работать по 8-10-12 часов в день, а вне рабочего времени все равно придется отвечать на звонки и думать о работе.
Это цена, которую приходится платить за успех. Все будет требовать вашего внимания, пока ваш бизнес не вырастет и вы сможете делегировать задачи другим. Мне лично иногда оставалось всего лишь 20 минут свободного времени в день - и я тратила их на общение с моим ребенком. Подобным образом работают многие успешные предприниматели. Например, генеральный директор Yahoo и бывший высокопоставленный сотрудник Google, Марисса Майер, в начале своей карьеры в Google работала по 130 часов в неделю (18,5 часа в день). Джек Дорси, основатель Twitter и Square, уделяет работе по 16 часов в сутки. Билл Гейтс с 1978 по 1984 годы взял всего 15 выходных.
Понравился материал? Поддержи меня в телеграмме 😍