Найти тему
Пятый канал - новости и видео

Общалась с духом умершего мужа, верила в любовь, но была несчастна: жизнь и судьба Лидии Вертинской

Эта актриса получала от жизни все, что хотела, но проблемы личного характера часто «бродили по пятам». Прожила бы она другую жизнь, если бы могла?

Фото: Енгалычев / ТАСС

Дочь потомка грузинских князей Лидия Циргвава прожила удивительную, хоть и непростую судьбу. Ей повезло повстречать и стать женой великого артиста Александра Вертинского, который был готов положить к ее ногам весь мир. Однако у истории их любви была и обратная сторона.

Кто ты?

-2

Александр Вертинский. Фото: www.globallookpress.com

Будущая артистка повстречала Вертинского в китайском Шанхае, когда ей еще не было и 20 лет. Александр Николаевич же оказался старше жгучей красотки на целых 34 года. Разница в возрасте не помешала влюбленным заключить брак, хотя мама Лиды и была против. Вскоре новоявленная Вертинская подарила знаменитому супругу дочерей — Марианну и Анастасию.

Перебравшись в СССР, семья Александра Николаевича была вынуждена целых три года жить в гостинице «Метрополь», пока ему не выделили квартиру на улице, которая сегодня носит название Тверская. Вертинский много работал, чтобы содержать семью. Он приносил деньги в дом и постоянно предлагал любимой Лидочке что-то купить для себя. Вертинская не страдала шопоголизмом. Зато хотела сниматься в кино. И здесь мнения супругов кардинально расходились.

Люби меня, люби

-3

Александр Вертинский и Лидия Вертинская. Фото: www.globallookpress.com

Александр Николаевич не желал, чтобы жена снималась, хотя на нее постоянно сыпались предложения о работе. В 1952-м артист пошел на поводу у Лидии, и та исполнила роль птицы Феникс в картине «Садко» режиссера-сказочника Александра Птушко, напоминает «Экспресс Газета».

«Режиссер хотел покрыть мое лицо золотой краской, но я отказалась, поскольку это опасно. Тогда мне сделали „индийский“ грим. Я была худенькая, села на стул, подобрала ноги, согнулась в коленках и стала совсем маленькой. Меня согнули в три погибели корсетом вместе с этим металлическим стулом и заставили так сидеть по нескольку часов в день! А поверх надевали бирюзовое оперенье из перьев двух павлинов. Мои коленки были как бы грудью птицы, ноги — лапами, а руки вдеты в крылья. Было очень тяжело! Но меня так увлек процесс съемок! Поэтому была готова терпеть все на свете», — вспоминала впоследствии эту роль Вертинская.

К слову, даже за границей критики были поражены игрой нашей Лидии Владимировны.

«Диковинное существо очаровывает, вызывает суеверную жуть, выглядит так естественно, как будто существует на самом деле», — писали в итальянских изданиях после показа «Садко» на кинофестивале в Венеции.

-4

Фото: www.globallookpress.com

Вертинский страшно ревновал свою Лиду, и ни для кого это не было секретом. Та же терпела все вспышки недовольства супруга. Он все равно оставался для нее самым важным человеком. И когда в 1957 году Александра Николаевича не стало, Вертинская испытала страшное горе. Больше замуж она так и не вышла.

На первое место у актрисы встали подрастающие дочери, которых надо было кормить и одевать. После смерти Вертинского в его семье перестало хватать денег, и вдова певца напрасно пыталась добиться пенсии их детям или другой помощи от государства.

Спасли Лидию Владимировну роли в кино. Она появилась в картинах «Киевлянка», «Дон Кихот», «Королевство кривых зеркал» и «Новые похождения Кота в сапогах». Большим подспорьем оказался и художественный талант Вертинской: она писала картины и продавала их. Дочери Александра Николаевича и Лидии Владимировны Марианна и Анастасия ради денег начали рано сниматься. Иногда семье Вертинского помогали друзья.

К слову, частенько звезда кино утешала душевную боль утраты при помощи спиритических сеансов. Это подтверждала впоследствии ее дочь — Анастасия.

«Ей, как и прежде, нужен был умный совет мужа, без которого она ранььше и шагу не ступала. В доме больше не было мужчины, на которого она привыкла во всем полагаться. Мама переворачивала блюдечко, клала на него пальцы, и блюдечко бегало у нее как сумасшедшее по полю с буквами. Так она с мужем советовалась, причем по любому поводу», — рассказывала наследница актрисы.

-5

Фото: Кадр из к/ф «Новые похождения Кота в сапогах», реж. Александр Роу, 1958 г.

Лидия Владимировна пронесла любовь к мужу до конца своей жизни. Она оставила в их квартире все так, как было при супруге — настолько ее душа тосковала по возлюбленному. Умерла вдова Вертинского 31 декабря 2013 года в 90 лет.

Вертинский: единственный и неповторимый

-6

Александр Вертинский. Фото: www.globallookpress.com

Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года. В советские времена о нем рассказывали легенды. Говорили, что, приехав из эмиграции в 1943 году, он привез вагон лекарств для раненых солдат. Еще говорили, что на его похоронах перед гробом несли подушечку с орденами, и это значило, что Вертинский был советским разведчиком.

И то и другое было чушью: в СССР Вертинский вернулся бедным как церковная мышь и не мог купить коляску для дочки, в разведке он не служил. Верно другое: в Советском Союзе певец вызывал огромный интерес — отсюда и невероятные слухи. Он эмигрировал в 1920 году, и все же ему удалось остаться.

В 30-е годы патефоны были у немногих, пластинок выпускалось мало. Из-за заборов подмосковных дач звучали голоса Утесова, Орловой, Шульженко — а иногда и песни Вертинского, его пластинки бог весть как попадали в СССР. Больше того — Вертинского пародировали с эстрады. Он уехал, но его известность не умерла. И это было тем более странно, что дореволюционный век славы Вертинского оказался совсем коротким. Дебютировал он в 1915-м, тогда его гонорар составляли котлеты и борщ за домашним столом импресарио. Но затем все изменилось, и произошло это быстро.

Александр Вертинский был плоть от плоти предреволюционных лет — и как человек, и как артист. В 1914–1917 годах на военных подрядах стремительно делались колоссальные состояния. Стиль жизни богемы — кабаре, артистические кабачки, кафе-шантаны, свобода общения и свободный секс — стал петроградской и московской обыденностью. В тылу, вдали от разваливающегося фронта, время было декадентским, и Вертинский стал его порождением, ему не приходилось ничего изображать.

Такой была и его биография: Александр и Надежда Вертинские (сестра артиста) родились вне брака, их отец был женат на другой женщине. Он усыновил их много лет спустя и вскоре умер. Умерла и мать, детей разобрала отцовская и материнская родня. Александра воспитывала тетка по матери, то и дело повторявшая: «Твой отец был подлец!» Он был убежден, что его сестра скончалась — позже, уже взрослыми, они случайно встретились и стали лучшими друзьями.

За неуспеваемость и хулиганство его исключили из нескольких гимназий. Образования он не получил, работал грузчиком, писал заметочки в газеты… Александр Вертинский вполне мог стать босяком, но его спасло безумное время: путь на эстраду тогда был открыт любому талантливому человеку, все необычное, изломанное, выпадавшее из общего ряда было в чести.

Маска Пьеро у него появилась от робости: он боялся публики и не хотел показывать ей свое лицо. Популярность пришла за считанные месяцы, а с ней большие гонорары и гастроли по всей России.

-7

Александр Вертинский. Фото: www.globallookpress.com

Есть мнение, что Александр и Надежда Вертинская употребляли запрещенные вещества, как и почти все их богемное окружение. Позже Вертинский вспоминал, как бронзовый Пушкин сошел с постамента, вошел в трамвай, где ехал певец (под тяжестью памятника вагон просел), и попытался всучить кондуктору огромную старинную монету. Поначалу Вертинский убеждал Александра Сергеевича, что такие деньги больше не в ходу, а потом подумал, что сходит с ума. Его сестру запрещенные вещества довели до смерти — после этого Александр с ним навсегда покончил.

Вертинский говорил, что его эмиграция была отчаянным, безумным поступком: не зная иностранных языков, без денег и связей он пустился в большой мир. Певец лукавил, это было разумным поступком: в 20-е и 30-е годы такому певцу, как он, на советской эстраде места не было.

Из Москвы Вертинский отправился на гастроли на юг, вскоре ставший белым, — там его ждал огромный успех. Вместе с армией Врангеля он эвакуировался в Турцию, и началась его эмигрантская эпопея.

Большие деньги приходили и уходили, его любили прекрасные женщины. Брак с русской эмигранткой, дочкой богатых родителей Рахиль Потоцкой вскоре распался — жена люто ревновала, и на то были причины. А потом наступил мировой экономический кризис, составлявшая основу его аудитории русская эмиграция обнищала, жить стало непросто. Вертинский обосновался в китайском Харбине, где была большая русская колония. Там он познакомился с Лидией Циргвава, которая была на 34 года моложе, — вскоре девушка стала его женой.

В 1943-м Вертинский приехал в СССР с женой и маленькой дочкой, через год у него родилась вторая дочь. Их прекрасно приняли — поселили в «Метрополе», затем дали большую квартиру на улице Горького.

-8

Фото: www.globallookpress.com

Вертинский много выступал, прекрасно зарабатывал, но его советская жизнь была призрачна: о нем не писали газеты, его выступления не транслировали по радио. В СССР Вертинский был недоразумением, и он прекрасно это понимал. Жизнь тем не менее продолжалась, и он изнурял себя концертами: ему хотелось купить дачу и завести корову.

В детстве у него были тетки-помещицы, их хозяйства казались ему образцом надежности. Вертинский собирался оставить жене и детям дом, землю и буренку. Это должно было обеспечить их будущее, ведь в СССР конца пятидесятых в дефиците было все. Он работал как вол и умер после концерта от острой сердечной недостаточности — такой ритм был непосилен для не слишком здорового 69-летнего человека.

Вертинский начинал как декадент, а заканчивал свой художественный век послом высокой русской культуры, «попаданцем» из прошлого, очутившимся в советское время и на советской эстраде. Возвращение домой оказалось куда большим риском, чем эмиграция, но ему повезло и здесь.