Найти в Дзене
Julia KM (Musician)

Дюна: Впечатления в деталях

Оглавление

Признайтесь честно: сколько по-настоящему впечатляющих фильмов вы видели за последние 10-12 лет? Когда и каст, и саундтрек, и сценарий, и визуал – все на высоте? В моем случае таковые можно по пальцам одной руки пересчитать. Буквально. Это первые две части «Хоббита» Питера Джексона и «Дюна» Дени Вильнёва. Всё.

Возможно, у меня слишком высокие стандарты. Но среди современных коммерческих пустышек только авторское кино и выделяется. А «Дюна» - равно как и «Хоббит» - проекты действительно самобытные. Авторские. В прямом смысле этого слова.

Впрочем, о творчестве Питера Джексона мы поговорим в другой раз. У нас есть тема поважнее – продолжение кинофраншизы Вильнёва. Отличный повод устроить экскурсию на пустынную планету Арракис, не так ли?

Книга и фильм: стоит ли сравнивать?

Любопытно, но до просмотра первой части «Дюны» я была совершенно не знакома с первоисточником. Имя Фрэнка Герберта, конечно, о чем-то говорило, но кроме гигантских червей и голубоглазых аборигенов ничего вспомнить не получалось. Тем более, что старая экранизация Дэвида Линча (1984) тоже прошла мимо меня. Так что на сеанс ваша покорная слуга шла без особых ожиданий. Чиста, как белый лист, что называется.

Но, в конце концов, знание книги – не главное при просмотре фильма. Вернее, не должно быть главным. Хорошее кино прекрасно может восприниматься и как отдельное произведение. Режиссеру требуется всего-то ничего: передать атмосферу оригинала и объяснить основные правила игры.

-2

На словах просто, на деле – практически невыполнимо. Тем более, что у двухчасового фильма гораздо меньше преимуществ перед талмудом в тысячу страниц. Что-то приходится выкидывать из хронометража, а что-то – переделывать на ходу. Первая часть «Дюны» исключением не стала. Из-за махинаций со сценарием некоторые поступки героев и впрямь казались нелогичными – даже без оглядки на первоисточник. Чего только стоит врач, в одиночку отключивший всю систему безопасности. Или ценный для недругов герцог, бродящий по захваченному замку без охраны. А как насчет бестолковых драк с пафосными криками на манер Марвел?

Но все же Дени Вильнёв справился с основной задачей: он сумел сотворить на глазах зрителя огромный, ни на что не похожий мир. Сумел заворожить и заинтересовать. А все благодаря скрупулезному подходу к съемкам и саунд-дизайну. Великолепно проделанная работа с актерами тоже сыграла немаловажную роль. Про потрясающую в своей масштабности музыку Ханса Циммера я вообще молчу.

-3

Короче говоря, если фильм вызвал желание прочитать книгу, по которой он снят – значит, режиссер и сценарист все сделали правильно. «Дюну» в этом отношении можно только похвалить.

Плюсы и минусы проекта

Впрочем, на вторую часть Вильнёвской эпопеи я шла уже подкованная. Роман Фрэнка Герберта был проглочен от и до, разобран на цитаты и изучен под микроскопом. Ничего удивительного, что от фильма хотелось той же проработанности. И в то же время в душу закрадывались сомнения: а вдруг не получится? Вдруг кино треснет по швам от такого количества деталей?

Спойлер: не треснуло. Но кое-какие моменты остались нераскрытыми. Скажем, несведущему зрителю будет совершенно непонятно, зачем пустынные аборигены фримены вообще придумали понятие «священной воды, которую нельзя пить». То есть, представьте: вы живете на планете, где влага добывается тяжким трудом, а ее отсутствие равносильно смерти. Но вместо того чтобы раздать столь ценный ресурс нуждающимся соплеменникам, вы сливаете его… в отдельные котловины. И оставляете все как есть. Да еще и предупреждаете, мол, голову с плеч тому, кто вздумает к этим озёрам прикоснуться!

В книге это, конечно, объясняется. Когда-то давно фримены вместе с заезжим экологом-исследователем Кайнcем обнаружили глубоко под землей водоемы и разработали план: копить влагу годами, столетиями, чтобы в конце концов изменить климат Арракиса к лучшему. Превратить Дюну в Море. Или реку. Или еще бог знает что. Схема была описана подробно и выглядела крайне убедительно. Аналогию можно провести с Сахарой, в недрах которой скрыты самые водоносные пласты.

В северном полушарии редкое из местных растений, имеющих корни, поднималось выше двух с половиной километров. Из их двухметровых корневищ можно было получить пол-литра воды. На планете уже росли и растения земных пустынь, самые живучие приспосабливались, если их высаживали в низинах возле ловушек росы.
И тогда Кайнс увидел солончак.
На перелете от станции к станции топтер его отнесла в сторону буря. А когда она закончилась, под ним оказалась низина – гигантское овальное углубление километров в триста по продольной оси, белизной своей заставившее его загореться любопытством. Кайнс опустился и тронул языком вылизанную бурей поверхность пустыни.
Соль.
Теперь он был уверен.
Открытая вода на Арракисе была. Когда-то. И он стал вновь просматривать свидетельства о сухих впадинах, где время от времени, не скапливаясь, выступали капли воды.

Под нож пошла и линия Лето Адрейдеса II, сына главного героя франшизы Пола Муад’Диба Атрейдеса и его возлюбленной Чани. В книге маленький герцог трагически погибает, но играет важную роль в развитии взаимоотношений своих родителей. Ведь теперь Пола и Чани объединяет не только любовь, но и общее горе. В фильме об этом словно забыли. Как и забыли о том, что младшая сестра Муад’Диба Алия все же появилась на свет и, более того, успела прожить несколько лет в пустыне! А еще приняла ключевое участие в финальных битвах.

- Я поймал ее, Ваше величество, - завопил барон. - Я могу ее уничтожить... А-а-а! - Он выпустил ее и вцепился в свою правую руку.
- Извини, дед, - сказала Алия. - Ты встретился с Гомом Джаббаром Атридесов. - Она выпрямилась, и из ее руки выпала темная игла.
Барон упал на спину. Выпученными глазами он смотрел на царапину на правой руке.
- Ты... ты... - он перекатился на бок - вздрагивающая бесформенная масса, поддерживаемая суспензорами в нескольких дюймах от пола, с болтающейся головой и широко открытым ртом.

К слову, пресловутому планетологу Кайнcу тоже досталось. Мало того, что он из белого рыжего мужчины превратился в чернокожую женщину, так еще и добрую часть своей харизмы утратил! Не говоря об огромной важности для сюжета. А еще: кто-нибудь догадался по фильму, что Чани – его дочь? Нет? И не догадаетесь. А ведь это бы прекрасно объясняло нежелание девушки следовать религиозным догмам своего народа. Научный подход – он и есть научный подход. Отец взрастил, так сказать.

Как, по сути, белый мужчина стал чернокожей женщиной в новой экранизации - загадка. Повестка, не иначе.
Как, по сути, белый мужчина стал чернокожей женщиной в новой экранизации - загадка. Повестка, не иначе.
-5

Интриги Великих домов – межпланетных кланов – тоже были показаны очень поверхностно, экранное время некоторых героев урезали, а некоторых и вовсе выкинули из повествования… Короче говоря, можно долго обсуждать, чего лишилась «Дюна» в воплощении Вильнёва. Но так ли нужно это делать? Как я уже упоминала в начале статьи, многостраничный том невозможно впихнуть без потерь даже в трехчасовой фильм. Учитывая обстоятельства, создатели сделали максимум. Сюжет развивается динамично, одна сцена выглядит зрелищнее другой, а персонажи проходят определенную арку развития – каждый свою. А что до деталей… если не вникать, то ничего уж критично бестолкового на экране не происходит.

Посмотрите на сцену боя Фейд-Рауты Харконнена с оппонентами из Дома Атрейдесов. Вдохните пески Арракиса с его многочисленными тайнами и загадками. Почувствуйте силу ордена Бене Гессерит – местной «теневой» власти. Прокатитесь на пустынных «червях-делателях». Костюмеры, постановщики, операторы, мастера по спецэффектам, каст и монтажеры – команда проекта сделала все возможное, чтобы мир на экране показался осязаемым. Настоящим. И им это, без сомнения, удалось.

-6

Несмотря на все недочеты, «Дюна» Дени Вильнёва – произведение искусства, равных которому в современном кинематографе нет. И в ближайшее время не будет.

-7