Импульсивность, отвлекаемость, эмоциональная неустойчивость - эти симптомы делают СДВГ несовместимым с дисциплиной. Мамам может казаться, что они находятся в осаде под вражеским огнем, хотя битва заведомо проиграна.
Дети с СДВГ похожи на неуправляемый, несущейся вихрь, на природный катаклизм, перед которым человечество бессильно. Такое поведение сильно расстраивает родителей, а еще провоцирует другие неприятные чувства и реакции, в том числе крики, попытки наказать и воспитать таким образом ребенка, что бесполезно, поскольку СДВГ - это не выбор, а нейроотличность.
Принципы дисциплинирования ребенка с СДВГ
Эти принципы нужны в первую очередь для "перепрошивки" родительского мышления. Они позволяют посмотреть на ребенка, его диагноз и состояние с другой стороны, и в итоге "подтолкнуть" ребенка в нужном направлении вместо того, чтобы бороться с ветряными мельницами (то есть совершать бесполезные действия).
- Дети делают все возможное, используя те навыки, которые имеют.
- Слово «дисциплина» происходит от discere — «учиться», а не «наказывать».
- В долгосрочной перспективе выгоднее поддерживать ребенка, помогать ему, позволять проявлять инициативу и ошибаться, а не напирать на него, чтобы он ощущал себя еще хуже, чем есть.
- Благодаря исследованиям мы знаем, что СДВГ - не выбор, а реальное отличие в структуре мозга, его функциях и химическом составе. То есть это не плохое или злонамеренное поведение.
- Вызывающее и неудобное поведение ребенка требует к себе внимания и говорит о том, что нужна дополнительная работа для того, чтобы адаптировать ребенка, и наказания тут не причем.
Зная, как устроен мозг и организм ребенка с СДВГ, и осознавая, что это не его выбор, а естественное состояние, с которым он самостоятельно сделать ничего не может, стратегия взаимодействия меняется в лучшую сторону.
С чего начинается дисциплина?
Как мы выше уже проговаривали, она начинается не с наказания. Тогда с чего? Все начинается с контакта.
У любого ребенка есть врожденная потребность в надежной привязанности со значимым для него взрослым (мамой или папой, чаще - мамой). Без удовлетворения этой базовой потребности ребенок не сможет проявлять себя наилучшим образом в повседневной жизни, потому что потребность в безопасности и защите стоит для мозга на первом месте (это гарантия выживания).
Когда же эта потребность удовлетворена, ребенок ощущает себя в безопасности и знает, что рядом с ним есть надежный взрослый человек, который ему поможет и его защитит, мозг может "перестроится" на когнитивное и межполушарное развитие ("интеграцию").
То есть в долгосрочной перспективе намного важнее (и эффективнее) давать ребенку принятие, поддержку, любовь, несмотря на его оценки, внеклассные занятия или вызывающее поведение.
Потому что ребенок, который ощущает, что его видят, слышат, принимают и ценят, открыт миру, спокоен, уверен в себе и в окружающих, крепче стоит на ногах. А еще он умеет слушать других и сотрудничать!
Да, диагноз ребенка (точнее его симптомы) могут сбивать мам и пап, заставляя обращать внимание на негативные проявления вместо того, чтобы принимать ребенка таким, какой он есть, и замечать его таланты, сильные стороны и интересы. Но, повторимся, такая стратегия намного эффективнее.
Тем более это поможет вам найти с ребенком контакт. Сформированная надежная привязанность - ключик к развитию ребенка, она нужна для того, чтобы решить те проблемы, которые беспокоят его в повседневной жизни (а проблем у детей с СДВГ много, в том числе отсутствие самодисциплины).
Все это актуально и для детей с СДВГ
Из-за проблем с исполнительными функциями дети с СДВГ почти всегда живут в моменте. Им сложно представить то, что будет дальше, им сложно что-либо запоминать и знать, им тревожно от нового и необычного.
В целом дети с СДВГ подвержены фоновому стрессу, из-за которого их мозг почти 24\7 находится в состоянии "бей или беги". Соответственно, неповиновение и деструктивное поведение усиливаются, даже несмотря на то, что кажется, что хуже быть уже не может.
Задача родителей - уменьшить беспокойство и тревогу ребенка. Если говорить про развитие дисциплины, то речь идет об ожиданиях родителей от ребенка и правилах: чем они яснее и короче, тем лучше. Не лишним будет, если родитель будет проявлять инициативу там, где, казалось бы, ее должен проявить ребенок.
Один из простых способов - визуальные элементы. Это может инфографика, какие-то листочки с рисунками, даже карточки ПЕКС. Визуальные элементы должны быть в зоне доступности ребенка. На них можно прорисовывать заранее те действия (алгоритмы), которые связаны с дисциплиной: от непосредственно тех предметов или вещей, которые нужны для выполнения действий, до пошагового плана.
Дисциплинировать ребенка с СДВГ намного проще, если разъяснить ожидания семьи с помощью соответствующих возрасту визуальных элементов с графическими изображениями / текстом, размещенными там, где ребенок может получить к ним доступ и часто просматривать.
Одна из ошибок родителей - принимать желаемое за действительное. Когда мама или папа надумывают что-то в своей голове, по типу "мой ребенок САМ должен НАЙТИ выход из сложившейся ситуации, он же умный" или "в этом и суть воспитания, чтобы ребенок делал все САМ", ребенок, скорее всего, будет и дальше разочаровывать родителей.
Когда же ребенок будет знать, что будет дальше, у него будет больше шансов усвоить семейные правила и ожидания. То есть развить в себе самодисциплину.
Но разве ребенок не должен учиться на своих ошибках?
Это хороший вопрос. Иногда последствия содеянного - лучшие учителя, которые позволяют ребенку учиться и расти. Но иногда ошибок можно избежать, просто пояснив ребенку, чем его действия могут закончиться.
Спросите себя, какая у вас цель: слепое послушание ребенка или его истинное развитие? Хотите ли вы добиться лишь временного эффекта за счет внешних мотиваторов (криков и наказаний) или ваша цель - долгосрочные изменения поведения за счет внутренний мотиваторов?
Исправить ребенка с СДВГ не получится. Как мы уже писали выше, СДВГ - нейроотличность, а не выбор. Но вы можете поддержать ребенка в преодолении трудностей и развитии необходимых навыков, которые помогут ему адаптировать к жизни, учитывая его особенности.
Так что тогда делать?
Быть с ребенком в одной команде. Но не брать на себя роль "плохого полицейского" - это бессмысленно. Вы действительно должны быть лидером, который может устанавливать ограничения и поощрять ребенка, но вы должны быть мягким и понимающим, проявляя сочувствие, когда ребенок совершает одну и ту же ошибку в десятый раз.
Без ошибок не обойтись, когда речь идет о ребенке с СДВГ, который не контролирует и не может повлиять на свои симптомы. Импульсивность заставит ребенка убежать во время важного разговора, суета на уроке породит недовольные взгляды учителей, отсутствие возможности контролировать свои эмоции вызовет осуждение со стороны окружающих. Но это не вина ребенка!
Наказания - не выход, и зачастую это мера, которую родитель принимает на основе свои эмоций, неудобных и сильных эмоций. Наказания не способны научить ребенка, хотя как временная мера они достаточно эффективны.
Поэтому единственная верная стратегия, когда речь идет о дисциплине (или любом другом нужном навыке) ребенка с СДВГ - это улучшение коммуникации между родителями и ребенком. Научитесь видеть в своем нетипичном ребенке достоинства и точки роста, встаньте на его место и попробуйте понять его таким, какой он есть, поддерживайте его и вместе ищите способы адаптации, которые подойдут ребенку и будут ему понятны.