С 2004 года в России ведётся разработка революционного, без шуток, самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 «Премьер», завершить испытания которого планировали в 2024 году. Однако премьеры всё нет и нет, как и информации в открытых источниках. Многие могли бы подумать, что проект поставили на паузу, но ситуацию немного выправило заявление главы Ростеха Сергея Чемезова. О нем и о проблемах затягивания сроков выпуска нового самолёта сейчас поговорим.
Путь воина
На дворе уже 2024 год, а об обещанном конструкторами третьем поколении ДРЛО ни сном ни духом. В чём же проблема? Давайте начнем с истории. Разработкой «летающего радара» нового поколения занимается концерн «Вега» (входит в холдинг «Росэлектроника» Ростеха). Изначально планировалось запустить производство А-100 в 2014 году, но он не был готов, и срок передвинули на 2016, потом — на 2017. При очередном срыве графика министр обороны Сергей Шойгу сообщил новую дату — 2020 год, а при его наступлении заговорили о 2024-м.
Что-то, конечно, делается. В 2014 вместо полного завершения проекта в Таганрог привезли самолет Ил-76МД-90А, на базе которого собирают ДРЛО. Оставалось смонтировать антенну и оборудование и начать обкатку, но лишь в 2018 «Премьер» запустили в небо в рамках летно-конструкторских испытаний. Это, конечно, дело не быстрое, и нам регулярно рассказывают об успехах. Так, 10 февраля 2022 г. прошел первый полет с включенным бортовым радиотехническим комплексом.
«Специалисты концерна «Вега» холдинга «Росэлектроника» и ТАНТК им. Г. М. Бериева в составе ПАО «ОАК» провели первый полет авиационного комплекса дальнего радиолокационного обзора и наведения А-100 с включенным бортовым радиотехническим комплексом. Испытания подтвердили штатную работу специального оборудования, а также бортовых систем самолета в условиях высокого электромагнитного излучения», — рассказали в пресс-службе Ростеха.
Несмотря на всё это, говорить о полной готовности машины еще рано.
Как важно внимание к деталям
На самом деле, у бесконечной разработки есть причина. Проблемы, в основном, связаны с тем, что разработчик слишком вольно отнёсся к техническому заданию и включил в конструкцию множество иностранных узлов. Это обернулось провалом, когда в 2014 вместо сборки самолета начались затяжные раунды западных санкций и необходимых узлов в России не стало. Потребовалось заняться созданием и заменой этих компонентов. Получилось, что есть каркас, антенна, радар и оборудование, но собрать из этого конструктора единый объект невозможно.
К слову, за такое вольное трактование условий ТЗ в 2017 году гендиректор «Веги» Владимир Верба поплатился креслом. Он теперь занимает пост главного конструктора, а управление концерном принял Вячеслав Михеев.
Ставки сделаны
«Премьер» должен прийти на смену используемому сейчас ДРЛО А-50, который модифицировали до версии А-50У. Правительство регулярно говорит о возобновлении выпуска А-50, однако новый А-100 также необходим, ведь от иностранных конкурентов нельзя отстать, их нужно превзойти.
Главный «противник», с которым сравнивают новинку, — американский Boeing E-3 Sentry. Он используется для выявления подвижных целей на больших дистанциях и наведения на них истребителей. Машина оборудована мощной РЛС кругового обзора, антенной в обтекателе верхней части фюзеляжа и бортовой цифровой вычислительной машиной 4PiCC-1 для обработки данных.
Основные характеристики Sentry:
экипаж — 4 чел.;
длина — 46,61 м;
размах крыла — 44,42 м;
двигатели — 4 турбовентиляторных TF33-P-100/100A;
тяга — 4 x 93,41 кН;
мaксимальная скорость — 853 км/ч;
практический потолок — 11 844 м;
устойчивое сопровождение одновременно до 100 целей.
Официальных данных о характеристиках российского А-100 нет, хотя точно известно, что основа у него и А-50У одна — серийно выпускаемый Ил-76МД-90А. Также из открытых источников поступают данные о других параметрах. В соответствии с ними, у ДРЛО будут:
- двухдиапазонный локатор с фазированной антенной решеткой;
- радиотехническое оборудование для быстрого наращивания радиолокационного поля на заданном направлении;
- возможность управления беспилотниками;
- возможность получения информации с собственного радара и космических спутников;
- аппаратура для эффективной РЭБ;
- повышенная радиопрозрачность;
- скорость фиксируемых целей — от 90 км/ч до 3,6 тыс. км/ч;
- блок аппаратуры весом 20 кг;
- генератор сканирующих радиоволн и система определения информации габаритом 60х50х40 см;
- экипаж — 5 чел.;
- длина — 48,59 м;
- размах крыла — 50,50 м;
- двигатели — 4 ТРДД ПС-90А-76;
- тяга — 4 х 142,20 кН;
- максимальная скорость — 830 км/ч;
- практический потолок — 12 000 м;
- устойчивое сопровождение одновременно до 300 воздушных, морских и наземных целей.
«Данный самолет воплощает в себе самые передовые идеи в области радиолокации, на десятилетия вперед обеспечивает базу для модернизации отечественных систем дальнего радиолокационного обнаружения», — так говорит о будущем ДРЛО министр обороны Сергей Шойгу.
Ждать или не ждать?
Как мы помним, с 2020 года сроки сдвинули на 2024, а между этими датами был 2022 с его «весёлым» сумасшествием. Потому в принципе не удивляет отсутствие новостей по А-100. Хотя недавно Сергей Чемезов прокомментировал ситуацию.
«Конечно, этот самолет нужен. Конечно, будем его делать. Он не только нашей армии нужен, но он и на экспорт идет очень хорошо», — так ответил глава Ростеха на вопрос о восстановлении производства А-50.
Вот и всё встало на свои места. Если возобновляют производство предыдущего поколения, то новое ещё не готово, и сроки снова сдвигаются. Однако официально их перенос не был озвучен. Чего же стоит думать?
Исходя из всего сказанного, можно сделать осторожный вывод, что Чемезов вполне мог напустить тумана войны. Под прикрытием возобновления программы А-50 вполне может вестись подготовка к производству А-100, относительно готовности которого уже высказываются оптимистичные мнения. Например, что он будет готов если не в этом, так в следующем году. Такой переход на следующее поколение может быть бесшовным по аналогии с производством Су-57. То есть начнут производить А-50У, а с какого-то момента в рамках первой партии перейдут на сборку новой модели. По прогнозам экспертов, случиться это может в 2025 или 2026 году. Хотя 2024 год только начался и нельзя исключать, что глава Ростеха просто малость слукавил, пусть вероятность этого довольно мала.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA