Магазин и одноименная студия "Паровозики" (Parovoziki.ru) представили фото анонсированной новинки, модели одного из первых произведенных в России паровозов - паровоза Черепановых.
Паровозы Черепановых - первые паровозы, построенные в России, построенные в 1833 - 1835 годах. Первый паровоз был построен Черепановыми Ефимом и Мироном, отцом и сыном в 1833 году на Выйском заводе, входившем в группу Нижнетагильских заводов, принадлежащих семье промышленников Демидовых. В 1834 году он проходил испытания, которые в целом завершились успешно. Конструкционно паровоз имел котел, две колесные пары (осевая формула 1-1-0, .при этом бегунковая колпара была меньшего диаметра), тендер с запасом воды и дров. Передвигался "сухопутный пароход", как тогда называли паровоз, со скоростью до 15 км/ч по "чугунным колесопроводам", то есть рельсам с колеёй 1645 мм (2 аршина, 5 вершков). Масса паровоза составляла в снаряженном виде 2,4 тонны, а общая масса перевозимого груза достигала 3,3 тонны.
По окончанию испытаний первого паровоза Черепановы построили второй паровоз, который был изготовлен в 1835 году, был крупнее предыдущего и отличался от него некоторыми конструкционными особенностями. Самое существенное видимое отличие - колеса, имевшие одинаковый диаметр. Этот паровоз мог тянуть за собой уже до 16, 5 тонн груза.
В 1836 году была построена первая в России железнодорожная ветка длиной 854 м. Она соединила собой Выйский завод и Меднорудянский рудник и была предназначена для перевозки горной руды. В 1837 году будущий Император Александр II проехал по этой дороге и спустился в шахту.
Как это часто бывает с новыми прорывными технологиями, поначалу железная дорога не получила быстрого распространения и не была по достоинству оценена. Главным недостатком паровозов Черепановых было их дровяное питание. Паровозам требовалось большое количество дров, поэтому в скором времени в окрестностях Нижнетагильского завода возник их дефицит. Пришлось налаживать их поставку издалека, применяя конную тягу. Паровоз, который был призван увеличить грузопоток, заменив собой конную тягу, сам оказался в зависимости от нее.
Вдобавок к этому скептическое отношение руководства и собственника заводов к новому виду тяги и лобби со стороны подрядчиков, обеспечивавших заводу конный извоз привели к тому, что от использования паровозов пришлось отказаться. Железнодорожная ветка же продолжила свое функционирование и выполнение своих функций, но использовалась для гужевой упряжи, при помощи которой осуществлялась тяга по ветке вагоны с рудой.
Тем не менее, далекие потомки по достоинству оценили значимость первой в России железной дороги. Различных макетов и памятников первым паровозам было изготовлено и установлено в достаточных количествах, они появлялись на памятных монетах и марках. Правда в железнодорожном моделизме замечены не были. По крайней мере в масштабе 1:87 серийных и мелкосерийных моделей или китов не появлялось.
И в этом плане модель от "Паровозиков" является уникальной. Выполнена она методом 3D печати, представляет собой, судя по всему, второй построенный Черепановыми паровоз. Как будет решен вопрос с рельсовым полотном, пока не понятно. Будет ли этот типоразмер H0, или производитель пойдет по пути MODIMIO и изготовит отрезок рельс шириной 18,8 мм специально для этой модели - об этом мы скоро узнаем.
Кстати, многие пользователи ВК неоднократно писали в группе "Наши поезда MODIMIO" о том, что хотели бы видеть в журнальной серии модель паровоза Черепановых. Разделяете это мнение? Или модели от "Паровозиков" уже достаточно? Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу и не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое первое в мире отечественного ЖД моделизма!