Найти тему

Тень Ришелье в клубе Дюма: постмодернистский детектив Артуро Переса-Реверте

Этот постмодернисткий роман превосходного испанского писателя и эстета Артуро Переса-Реверте одновременно и готический детектив, и мистический триллер, и роман о самом знаменитом в мире авантюрном романе, и книга о двух огромных литературных жанрах, и гипертекст, включающий в себя тексты Дюма, Сабатини, Парацельса, Гермеса Трисмегиста, самого Люцифера (не к ночи будь помянут!) и множества других авторов, словом, занимательнейшая и высокохудожественная энциклопедия, из которой, помимо прочего, можно узнать, кто написал «Три мушкетера», точнее чья соавторская доля в создании этой бессмертной книги была значительнее - Александра Дюма или Огюста Маке, каковы правила поведения и принципы бытия в мире букинистов, антикваров и коллекционеров редких и старинных изданий и еще многое-многое другое.

Артуро Перес-Реверте Гутьррес (р. 25 ноября 1951) 
Источник: https://www.elmundo.es
Артуро Перес-Реверте Гутьррес (р. 25 ноября 1951) Источник: https://www.elmundo.es

Перес-Реверте - безусловно, превосходный писатель. Именно писатель, обладающий оригинальным художественным стилем, создавший оригинальный художественный мир, родственный не только миру и перу Умберто Эко, но и, с одной стороны, Конан Дойля, Агаты Кристи и Жоржа Сименона, с другой - французских романтиков XIX века, создателей популярного жанра («роман-фельетон»), в свою очередь использовавших приемы Сервантеса и авторов «плутовского романа» эпохи Ренессанса.

Как всякий постмодернист, Перес-Реверте ни в коем случае не скрывает своей приверженности названным образцам, напротив, всячески подчеркивает ее, буквально купается в удовольствии, испытываемом от любовного цитирования первоисточников, как реальных, так, впрочем, им самим и придуманных. В строгом соответствии с духом предшественников. Интригу, точнее клубок интриг он заплетает мастерски, обладая удивительным умением гармонично сочетать захватывающие приключения с ненавязчивым ликбезом.

-2

Сюжет романа - история «одинокого волка» (или реинкарнации д` Артаньяна) - знатока редких и старинных книг преимущественно авантюрного жанра, работающего по найму на разного рода букинистов и коллекционеров, втянутого в две параллельные, то пересекающиеся, то расходящиеся линии историко-криминального расследования. Одна из них в итоге оказывается безобидным розыгрышем, другая - историей жестоких убийств, совершаемых с целью завладения сакральной средневековой инкунабулой, написанной чуть ли не самим Люцифером, расшифровав тайнопись которой ее обладатель сможет получить власть над потусторонним миром. Не говоря уж о посюстороннем.

Реинкарнированный д`Артаньян, увы, действует без помощи трех мушкетеров, но и не в одиночку, ибо ему помогает реинкарнированная же Констанция Бонасье, сочетающая в себе женственность героини романа Дюма, силу Портоса, жертвенность Атоса и загадочность Арамиса. Но и противостоят героям современные миледи, Рошфор и, разумеется, главный могущественный недруг кардинал Ришелье (он же - Лицифер, он же alter ego рассказчика, он же, вполне возможно, - сам романист).

-3

Официальный трейлер фильма

Подобно тому, как в предшествовашем «Клубу Дюма» детективу «Фламандская доска» роман вырисовывается из... и обрисовывается вокруг шахматного этюда, изображенного на картине фламандского художника XV века, «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» предлагает в качестве исходной посылки девять старинных гравюр, якобы изготовленных в незапамятные времена дьяволом и таящих в себе как очевидные, так и неразрешимые загадки. Часть из них внимательный читатель вполне может разгадать сам, часть вообще остается неразгаданной. И это придает роману особую прелесть, уберегая его от надуманного, тривиального и разочаровывающего финала, как это нередко бывает в детективах.

Изящный и высокий стиль Переса-Реверте, его читательские интересы, тонкий, тщательно спрятанный юмор, проявляющийся лишь в общей для постмодернизма пародийности гипертекста, да отчасти в фигурах рассказчика и главного героя, одновременно и тоскующего романтика, и деловитого пьяницы, и анахроничного в наши трезво-пацифистские времена почитателя Великого Императора (герой - пра-правнук преданного Бонапарту гренадера-ветерана), сам колорит книги - интеллектуальный детектив в антураже готического романа - столь... (не скажу - новы, ибо происходят, разумеется, из «Имени розы» Умберто Эко, но все же непривычны) нестандартны, что текст, как спрут, неторопливо и неумолимо затягивает читающего и мало того, что не выпускает до последней страницы не только перипетиями сюжета, но, я бы сказал, и третьей фабулой - изобильными и интереснейшими примечаниями и комментариями, так еще и потом не отпускает: перечти, мол, друг мой, ведь разгадка объявлена, но тайна-то остается...

«Он засмеялся сквозь зубы - совсем как жестокий волк, и склонил лицо, зажигая последнюю сигарету. Что ж, книги преподносят нам подобные сюрпризы, подумал он. И каждый получает такого дьявола, какого он заслуживает».

А какого дьявола заслуживаем мы, читатель?

Читайте Переса-Реверте, его книги стоит прочесть и лучше сделать это ДО просмотра экранизаций. Такие книги адекватно не экранизируются, даже и мастерами уровня Романа Поланского, сумевшего в «Девятых вратах» воспроизвести, да и то лишь отчасти, колорит и одну из множества линий сюжета романа. И только-то. А уж импозантная звезда Джонни Депп с главным героем романа Лукасом Корсо и вообще ничего общего не имеет.

© Виктор Распопин

Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.