Найти тему

О стародавних словах и их смыслах...

Интересную тему тут в чате подняли - должны ли дети знать значение слов, вышедших из нашего обихода? Некоторые вышли 100-150 лет назад, а некоторые и 1000. И если Пушкина, который жил (условно) 200 лет назад, и творчество которого входит в школьную программу, можно читать и понимать без переводчика легко, то Новгородскую берестяную грамоту, пролежавшую в земле без малого 800 лет, без перевода поймёшь очень приблизительно.

Или "Слово о полку Игореве" в оригинале смогут прочитать и понять не только лишь все...

-2

Но сейчас речь немного не о том. В тексте и в новгородских грамотах, и у писателей и поэтов "из школьной программы" встречается много слов, которые сейчас вышли из обихода. В школьных учебниках некоторые (многие даже) из них выделены жирным шрифтом и к ним в сносках даны пояснения. Но не ко всем. Современные дети, особенно городские, могут не понять казалось бы нам элементарных вещей, не понимают названия вещей, которыми пользовались ещё 70-80 лет.

На вскидку: примус, корыто, коромысло, чапельник, ухват, шесток, дровни, межа... Да по инвентарю крестьянской избы пройтись, там неизвестных слов мы найдём не один десяток. А меж тем, этим во всю пользовались в деревнях даже ещё в 80-е. Да могут вполне пользоваться и сейчас.

Но меня зацепило здесь чуть другое. Не все дети знают значение слова "КОЛХОЗНИК".

-3

В Whatsapp попало видео, где детям, на вид примерно второклашкам, задают вопрос: Кто такой колхозник? И вот варианты ответов:

  1. это (тот у кого) мятая рубашка на выпуск и мятые штаны,
  2. это большой холм с которого дети катаются на санках,
  3. это тот, кто косит траву,
  4. тот кто мало тратит и небогато живёт,
  5. тот кто не слушается,
  6. это такое животное,
  7. это такой ленивый человек
  8. это тот, кто не умеет и не хочет ничего делать,
  9. это тот, кто ленится и не хочет ничего делать,
  10. это тот, кто не работает и работать не хочет,
  11. это большой холм...

Одиннадцать детей, правильного и точного ответа на этом видео не дал никто.

Чтобы не быть голословным, вот сам ролик:

Что мы тут видим, в этом "кино" в первую очередь... Не то, что дети не знают значения вроде бы всем понятного слова, а то что подборка сделана специально и не понятно с какой целью. Точнее понятно - дискредитация системы образования. Это на первом этапе. А дальше "конспирологию" каждый додумает сам 😎.

А может быть и так - сняли и выложили в чат класса "чисто поржать", а "хорошие и добрые" люди начали использовать в своих целях. Для этого поперёк видео разместили надпись - "вот вам нынешняя система образования!" (Я нашёл видео без этой "подсказки")

И главное, тут вопрос о знании и понимании понятия "колхозник" детьми уж никак в таком возрасте не может ложится на плечи учителей. Это заслуга родителей. Полная, причём...

Я задал этот же вопрос своей дочери (ей 10 лет, учится в 4-м классе) и получил вот такой ответ: колхозник - это тот, кто живёт на селе и работает в колхозе. А дальше я ей показал это видео. После его просмотра человек сказал - Какие-то странные дети.

А перед этим было обсуждение в чате. Чат семейный, в основе своей старые друзья и знакомые, все с детьми, у некоторых даже по четверо. Возраст примерно от 30 лет и до 50-ти. И если уж "срез" до конца делать, то значительная часть участников - жители не городские. И в основном до сих пор живущие на своей земле, хоть и в ближайшем Подмосковье. То есть прямые потомки тех самых колхозников.

И там сразу дискуссия завязалась между поколениями. Условная молодёжь сказала так (скопировал сообщение):

- Нет колхозов нет колхозников зачем об этом знать 8леткам... Чуть выростут будут изучать на истории СССР... Все равно что сейчас спросить тех кому за 50 что токое chatgpt.

Кровь из глаз...

И условные старики закусились - такие элементарные вещи надо знать сызмальства!

Примеров такого непонимания сути вещей на вскидку у меня из жизни два.

Первый личный. Пару лет назад пришёл к дочери в гости мальчик из соседнего ЖК. Одногодка. И на эмоциях выдаёт - В смысле, в смысле? В коромысле!
И вот наш с ним диалог:

- Что такое коромысло?
- Я не знаю.
А у меня на
крыльце над входом висит. Новое почти. Снимаю ему с гвоздя.
- Что это такое? - спрашивает меня он.
- Коромысло! На подержи 😎

И дальше был небольшой мастер-класс по использованию коромысла.

Кстати, все помнят, что такое крыльцо? А сени? 🙄 (З - Зануда)

А вот второй пример - общий. Как раз про сени. Пару лет назад завирусилось видео с мальчиком, который учит стихотворение (а выложено в Ютуб это видео было аж в 2018 году!) Вот оно:

Автор этого стихотворения - Алексей Николаевич Плещеев. Написал он его в 1858 году. И вот мальчишка через 160 лет "после релиза" его учит наизусть. И выучить не может в том числе и потому, что не понимает слово "сени". Ну не понятен ему смысл того, что он учит. Вроде всё по-русски, а не понятно. А мама ему не объясняет... А надо было бы...

Выводы... Тут каждый сам себе хозяин. Можно и подождать историю СССР класса до 7-го, чтобы наконец-то узнать значение слова "колхозник". Можно самому объяснить в меру своих знаний. Особенно, если ребятёнок с этим столкнулся, а понять не может. А можно подождать, пока ЧатыЖиПиТи вашему ребёнку всё объяснят без вас с непредсказуемым результатом.

P.S. Новость обычно живёт два дня. И вот когда в нашем "семейном" чате страсти улеглись, и ситуация подзабылась, я забрал на почте февральский номер детского журнала "Лучик", который уже второй год выписываю ребёнку, да и сам с удовольствием читаю. А там... А там детям предложено ответить на вопросы как раз о значении старых слов. Сделано это в виде теста. К каждому слову три варианта ответа. Один правильный. И ниже "вверх ногами" под каждым вопросом правильный ответ с расшифровкой понятия.

Вот эти слова: Ныне, Нива, Обрёк, Дружина, Кудесник, Завет, Навет, Грядущее, Отрок, Тризна, Лепота.