Общение с другими людьми – это часть человеческого бытия. Столкнувшись с грубыми, унизительными словами или действиями других людей, легко обидеться, разозлиться и отреагировать неумело.
Чрезмерная импульсивность может привести к неприятным последствиям: травм, случайной cмepти во время драки, либо тюрьме. А прямое "пpoглaтывание" открытого неуважения может повлиять на то, что о вас будут думать другие люди.
Однако, ещё с древних времён столкнувшись с неуважением, философы-стоики учили великих древнегреческих полководцев, царей и императоров (в Римской империи) соблюдать нерушимые мужские принципы и правила добродетельного поведения.
Например, римский император Марк Аврелий почти каждую ночь напоминал себе о главных стоических принципах, призванных сделать его смиренным, терпеливым, чутким, щедрым и сильным перед лицом всего, с чем он имел дело.
Поэтому для любого мужчины будет очень важно изучить, а затем и применить в своей жизни стоическую философию, как именно стоит отвечать на неуважение. Но подробнее обо всём в нашей новой статье:
Проблема неуважения
Во многих случаях чувство неуважения, которое мы испытываем, когда кто-то оскорбил нас, представляет собой бурю негативных эмоций, которые заставляют нашу "кровь закипать" и чувствовать себя атакованными, требуя отреагировать, чтобы восстановить свою честь.
Однако эти чувства часто заставляют нас действовать таким образом, который не отражает того человека, которым мы хотим быть, часто заставляя нас выглядеть озлобленно или неуверенно, поскольку мы позволяем поведению или словам других людей вызвать у нас ответную реакцию.
Используя стоицизм, каждый может научиться справляться с неуважением здоровым образом, сохранять самообладание и, при необходимости, укреплять своё разум/
Вот что в своём рукописном труде «К самому себе» римский император Марк Аврелий пишет о неуважении, и о том, почему нельзя позволять заставлять себя провоцировать:
«Каждое утро я стараюсь повторять себе: сегодня я вновь должен буду столкнуться с неблагодарностью, неуважением, хамством, недоброжелательством и эгоизмом. Но я отдаю себе отчёт, что подобное хамство проистекает из-за невежества и незнания того, что есть добро или зло. Со своей стороны, я уже давно принял и осознал природу добра и его благородство, природу зла и его подлость. Поэтому никакие грубые слова не могут навредить мне или вовлечь меня на совершение импульсивных, постыдных или унизительных действий <...>». (с) — Марк Аврелий
Марк Аврелий, который был самым могущественным человеком в мире, теоретически мог запретить грубым людям появляться у себя, вместо этого он начинал каждый день с подготовки к ним, напоминая себе, что его собратья-люди часто бывают эгоистичными, грубыми и раздражающими. Цель заключалась в том, чтобы не позволить их хамству или грубости застать его врасплох или же повлиять на него и заставить его как-то реагировать, чтобы он был оскорблён, возмущен или шокирован этим.
Таким образом, всё дело в контроле
Да, мы не можем контролировать слова и мысли других людей, но можем контролировать то, как мы на них реагируем.
«Есть вещи, которые находятся под нашим контролем (обычно это наши слова и действия), а есть те, которые нет (это поступки и слова других людей, а также природные явления или случившиеся войны). Вещи, которые не находятся под нашим контролем, — это все, что не является нашими собственными действиями». (с) — Эпиктет
Мы не хотим создать у вас впечатление, что стоик просто принимает все в жизни. Стоики не были пассивными слабаками. Они просто знали, насколько абсурдна необходимость «отомстить». Они всегда могли дать отпор, но только для того, чтобы защитить себя, а не уподобиться грубому и неуверенному в себе человеку.
Мы все могли стать жертвой «горячего момента». Нас кто-то подрезает на автостраде, или грубо с нами разговаривает. В эти моменты мы становимся настолько раздраженными и настолько эмоциональными, что с трудом узнаем себя в зеркале. Мы становимся совершенно другими людьми, поглощенными злостью и верой в то, что с нами каким-то образом поступили несправедливо. В таких ситуациях полезно уменьшить масштаб "трагедии".
«Может ли кто-нибудь подумать, что это нормально — дать ответный удар мулу или укусить собаку, укусившую вас в ответ? Лучше всего пойти противоположным путем», — писал Сенека.
Вот почему, когда кто-то оскорблял Катона, он делал вид, что не слышит этого.
Когда кто-то говорил Эпиктету что-то обидное, он отвечал, что если бы они знали его лучше, то были бы еще более критичны.
И это то, о чем вы также должны напомнить себе.
В то время как дихотомия контроля проводит четкую границу между тем, что мы контролируем, и тем, что мы не можем, волшебство заключается в том, чтобы по-настоящему понять это:
- Наша Внутренняя Цитадель: Мы можем думать о своем разуме как о крепости. В этих стенах вы управляете своими мыслями, чувствами и действиями. Когда кто-то проявляет к вам неуважение, вашим первым порывом может быть желание отомстить из-за чувства обиды. Но именно здесь в дело вступает стоицизм, призывающий вас воспользоваться моментом и осознать, что в этих стенах ваш ответ — это ваш выбор. Вы сами решаете, позволите ли вы обидным словам прорвать вашу защиту или выберете более устойчивую и конструктивную реакцию.
- Внешний мир: Теперь представьте себе мир за пределами вашей крепости – обширный, непредсказуемый и изобилующий бесчисленным множеством других крепостей (людей со своими мыслями и чувствами). Здесь между людьми передается бесчисленное множество мнений, действий и слов. Среди этих взаимодействий будет неуважение. Но — и вот что важно помнить — эти ветра, какими бы сильными они ни были, остаются за пределами ваших стен. Это внешние события. Хотя они могут сотрясать ваши ворота или врезаться в ваши стены, они не могут диктовать вам, как вы управляете своими мыслями и действиями, если вы не впустите их.
- Выбирайте сражения с умом: Примите тот факт, что не каждое неуважение заслуживает ответа. Учитывайте источник неуважения, а не принимайте это слепо от любого встречного.
Почему это мышление имеет значение?
Когда мы сможем понять природу неуважения через призму контроля, мы сможем переосмыслить ответное действие на внешнее событие, оскорбление или хамство.
В случае неуважения не поддавайтесь сильным эмоциям, таким как гнев или унижение. Глубоко дышите. Будьте сосредоточенным, присутствующим и контролируйте свои реактивные импульсы. Реагируйте вдумчиво и рационально, в соответствии со своими ценностями.
Стоики верили, что только вы можете управлять своим телом. Никто не может унизить ваши принципы или заставить вас действовать против вашей совести без вашего согласия одними лишь словами. Когда вы оскорбляетесь тому, что слышите, то это значит вы подкрепляете слова другого человека и делаете их значимыми. Неуважение не может по-настоящему запятнать вашу мудрость, честность или человечность, если вы не оскорбитесь.
Единственным вариантом физическим ответом на грубость может быть только ситуация, когда неуважение со стороны оппонента перерастает в попытку причинить вам физический вред, и вы вынуждены вступить в бой, чтобы защитить себя и своих близких.
По подобному принципу жил герой "Илиады" Гомера - Гектор.
В "Илиаде" Гектор старался учиться быть жестоким, лишь когда это было необходимо (для спасения близких) и сильным, когда другого пути не было, и этим Гомер прямо указывал читателям о том, что злость и гнев не были заложены в его природе (в отличие от импульсивного Ахиллеса).
Гектор описывался как хороший человек, отец и муж. Он был добрым, сострадательным и внимательным к другим. Не искал конфликта и не пытался реагировать агрессивно в ответ на неуважение, оскорбление или хамство.
Но при всём этом он прекрасно понимал, что добро должно было быть уравновешено силой в моменты, когда без этого обойтись нельзя.
Держитесь твердо за то, кто вы есть и не позволяйте своему гневу выходить наружу.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:
Если вам понравилась статья, то подпишитесь на наш канал C A E S A R и поставьте лайк. Это поможет нам создавать ещё больше разнообразного контента.