Уголовное дело, связанное с группой Игоря Дятлова, настолько запутанно, что разобраться в нём не так-то просто. Всё дело в том, что в протоколах допросов много противоречивой информации. Да и выводы следствия не соответствуют действительности. Мало того, некоторые важные факты преднамеренно скрыты от посторонних глаз явной фальсификацией. Поэтому, прежде всего, нужно было "отделить зерна от плевел", а уж потом приводить имеющиеся улики к общему знаменателю.
Копия боевого листка группы туристов Дятлова "Вечерний Отортен" №1
"1 февраля 1959 г. Орган издания профсоюзной организации группы "Хибина".
Документ из УД, лист 31
Действительно, чтобы разобраться во всех перипетиях этого запутанного дела, нужно учитывать многие факторы, которые имели непосредственное влияние на события, произошедшие с группой Игоря Дятлова. Иначе картина в целом будет выглядеть неубедительно. Оказывается, в походе была не только группа Игоря Дятлова, но и некая группа "Хибина". О чём свидетельствует боевой листок "Вечерний Отортен" №1, который, под давлением Евгения Масленникова, вошел в материалы УД.
Радиограмма, принял Сысоев
"Кроме двух воинских групп чернышева и шестопалова организована гражданская группа аксельрода весь состав лагеря составляет 34 человека тчк Сообщите итоги расследования вещей дятлова может это поможет поисках тчк Какая погода была 1 февраля? Масленников".
Документ из УД, лист 176
Как известно, в описи найденных вещей в палатке, боевой листок отсутствует. И единственный поисковик, который видел воочию "Вечерний Отортен" во время поисковых работ, это Моисей Аксельрод. Что выглядит странно, так как он прибыл на Холачахль позже остальных и, соответственно, не присутствовал при составлении протокола младшим советником юстиции Темпаловым Василием Ивановичем.
Протокол допроса свидетеля Аксельрода Моисея Абрамовича, 24 апреля 1959 года
"В палатке, естественно, минусовая температура и нужно проявить слишком большую выдержку и самообладание, чтобы негнущимися руками в 25-30° градусный мороз писать, заполнять свои дневники. Единственно, на что хватило сил и юмора - это был выпуск "Вечернего Отортена"... Лично мне буквы кажутся угловатыми, а почерк похожим на золотаревский, но со значительными изменениями. На морозе это возможно".
Документ из УД, лист 325
Всё дело в том, что Аксельрод не просто хорошо знал Игоря, так как руководил в феврале-марте туристическим походом 3 категории трудности по Приполярному Уралу, в котором принимал активное участие Дятлов, но и входил в группу "Хибина".
Протокол допроса свидетеля Аксельрода Моисея Абрамовича, 24 апреля 1959 года
"Оба они, Дятлов и Колмогорова, вполне серьезно уговаривали меня принять участие в их походе. Судя по их настроению, оба не сомневались, что поход пойдет хорошо, и они многого ждали для себя".
Документ из УД, лист 318
Действительно, Моисей Абрамович, в 1956 году, окончил Уральский Политехнический Институт. А это очень важно, для понимания того, что собой представляла группа "Хибина". Получается, что в это неформальное объединение туристов, входили как студенты, так и выпускники УПИ.
Письмо Зины Колмогоровой, 16 января 1959 года
"Передавай привет всей нашей "Хибине"... Что нового в институте? Как сдаёт 4-ый курс из нашей группы? Приехал или нет Николай Попов? Идёт ли с нами Верхотуров? Вообще Игорь, напиши немедленно, чтобы я знала, когда выходить. Ведь Сегодня уже 16-е".
Мало того, группа "Хибина" была элитным неформальным объединением. Судя по тому, что в её состав входили два самых популярных туриста УПИ на тот момент времени - Игорь Дятлов и Зина Колмогорова. Теперь осталось выяснить, почему Игорь Дятлов изменил своим первоначальным планам и отправился в зимний поход не с 5-тикурсниками УПИ, а с группой "Хибина"?
Протокол допроса свидетеля Юдина Юрия Ефимовича, 15 апреля 1959 года
"В каникулы в конце января и начале февраля 1959 года туристы туристской секции УПИ уходили в поход. Студент Дятлов предполагал совершить поход 3 категории трудности по Северному Уралу со студентами 5 курса".
Документ из УД, лист 293
Но, чтобы разобраться в этом сложном вопросе, нужно более внимательно изучить материалы УД. В которых, несомненно, есть ответы на многие вопросы, связанные не только с Игорем Дятловым, но и с группой "Хибина". И вот что меня заинтересовало в этом запутанном деле.
Протокол допроса свидетеля Колеватовой Риммы Сергеевной, 14 апреля 1959 года
"Не ошибусь, если скажу, что многое для снаряжения группы доставалось в спортклубе УПИ с боем. Мой брат «отхватил», как он сам выразился, каждому участнику похода штормовые костюмы, ему через некоторое время сказали, что штормовки полагается иметь только альпинистам, и потребовали возвратить их... В последний день, в день выхода, Александр достал шерстяные свитры и приносил их домой «контрабандой», надев на себя по 3 штуки. Спальных мешков у группы не было".
Документ из УД, лист 270
Получается, Саша Колеватов прилагал максимум усилий, чтобы туристы чувствовали себя в походе по маршруту высшей категории трудности как можно комфортней. Выбивал штормовые костюмы, доставал «контрабандой» шерстяные свитера. Но и это ещё не всё. Он приобрёл подробные карты, что в те времена было невероятной находкой. Мало того, он беседовал с человеком, который хорошо знал те места.
Протокол допроса свидетеля Колеватовой Риммы Сергеевной, 14 апреля 1959 года
"Заместитель председателя спортивного клуба при УПИ т. Мильман, узнавший от третьих лиц о том, что у меня была карта со схемой маршрута перед отправлением группы в поход, позвонил моей сестре Нине Сергеевне Анисимовой с просьбой доставить карту, по которой можно было бы начать поиски. Но эту карту мой брат Александр взял с собою в поход. Карту эту брату дал Игнатий Фокич Рягин, заместитель начальника треста «Гипромедьруда» (если я не ошибаюсь в названии), наш знакомый. Он знал те места и беседовал с братом о предстоящем походе".
Документ из УД, лист 271
Неужели, всё дело в том, что он хотел понравиться девушкам, так как они его, мягко говоря, недолюбливали. А, как известно, в состав группы входила первая красавица туристической секции УПИ Зина Колмогорова, которая на тот момент времени рассталась со своим возлюбленным Юрой Дорошенко.
Дневник Юры Блинова
"Колеватов Сашка учился на нашем физико - техническом факультете вместе со мной на одном курсе в группе 457... Ходил с ним летом 1957 года по Южному Уралу. Девчонки его просто не могли терпеть".
Если внимательно изучать материалы УД и другие достоверные источники информации, такие как дневники туристов и тетрадь Евгения Масленникова, то можно понять многое из того, что происходило с туристами на протяжении всего лыжного похода по Северному Уралу.
Дневник Зины Колмогоровой, 28 января
"Сашка Колеватов испытывал своё приспособление и бросил".
Короткая запись о приспособлении, может сбить с толку любого исследователя, если он будет не внимателен при изучении материалов УД. А информация действительно интересная, учитывая то обстоятельство, что в походе участвовали студенты физико-технического и радиотехнического факультетов УПИ.
Копия боевого листка группы туристов Дятлова "Вечерний Отортен"№1
"НОВОСТИ ТЕХНИКИ.
Туристские сани. Хороши при езде в поезде, на машине и на лошади. Для перевозки груза по снегу не рекомендуются. За консультацией обращаться к гл. конструктору тов. Колеватову".
Документ из УД, лист 31
Получается, Саша Колеватов, в отличие от других туристов из группы Игоря Дятлова, изначально знал о целях предстоящего похода. Так как его сани из лыж путешествовали с ним уже в поезде. И возникает справедливый вопрос: "Почему именно Саша Колеватов знал больше остальных?".
Копия дневника участницы похода З. Колмогоровой, 30 января
"Сегодня день рождения Саши Колеватова. Поздравляем, дарим мандарин, который он тут же делит на 8 частей ( Люда ушла в палатку и больше не выходила до конца ужина). В общем еще один день нашего похода прошел благополучно".
Документ из УД, лист 30
В действительности Александр Сергеевич Колеватов родился 16 ноября 1934 года. Соответственно, он не мог в январе отмечать свой День рождения. Но, тем не мене, исходя из материалов уголовного дела, это радостное событие состоялось именно в январе.
Протокол осмотра вещей, обнаруженных на месте происшествия, г. Ивдель, 5-6-7 марта 1959 года
"На трупе Дятлова И. была обнаружена одежда, перечисленная в акте вскрытия трупа: жилет меховой, обшитый синим сатином. Ю. Юдин заявил, что этот жилет принадлежит ему и 28/I-59 г. передан им С. Колеватову".
Документ из УД, лист 13
Если Юра Юдин передал "жилет меховой" не руководителю похода, а Саше Колеватову, значит, на то были веские причины. Всё дело в том, что после восхождения на гору Отортен, как знаковую точку маршрута, бразды правления походом должны были перейти от Дятлова к новому руководителю студенческого крыла группы "Хибина". Так как Игорь Алексеевич в 1959 году заканчивал своё обучение на радиофизическом факультете и покидал УПИ. Таким образом, в конце января 1959 года родился новый студенческий лидер Саша Колеватов. О чём было записано в отдельном дневнике группы "Хибина".