Друзья, свою первую статью я бы хотела посвятить именно теме ошибок. Потому что далее я буду рассказывать лишь о том, как надо вам жить ))
Раз уж это статья, то о каждой ошибке и причине я постараюсь написать подробнее. Но не слишком душно, а риск такой есть. Потому что сами причины вам, возможно, уже знакомы: нужно спать, иметь режим и прочая банальщина. Но как только у нас складывается полное понимание а не просто "потому что надо быть здоровым" в голове почему ИМЕННО так и что за чем следует - нам перестает это казаться банальным и неважным. А скорее, наоборот, рождается инсайт, который меняет качество жизни.
Единственная ремарка перед тем, как начать. Нужно понимать, что эффективное обучение - это про то, как прокачать обучаемость. И да, обучаемость - это навык, который можно (и нужно) тренировать.
Итак, первая ошибка - это стресс.
Почему все так часто о нем говорят? Часто рассказывают, что от стресса седеют и появляются морщины. Ну и в учебе он мешает, наверное, потому что отвлекает. Но на деле все намного глубже и сложнее. Стресс = гормон кортизол. Обучаемость = гормон дофамин. А кортизол - это главный враг дофамина. Получается, чем больше стресса, тем меньше мы способны учиться.
Этот факт бы медом в уши всем, кто орет на детей, чтобы те лучше поняли дроби. Но зато теперь, зная этот факт, они будут орать на детей, чтобы просто поорать.
Ошибка №2: начинать учить английский, не проработав свой негативный опыт.
С этой проблемой приходит ко мне каждый третий студент: в школе или сам в детстве пытался выучить английский, но это было так ужасно, что с тех пор я знаю, что английский - не мое. Это и есть не что иное как негативная установка, которая как пружинка будет растягиваться по мере ваших занятий, а когда достигнет предела - больно отскочит и вернется в исходную точку (ну а ваш английский на комфортный "A ноль"). Пока вы не уберете эту пружинку, такой замкнутый круг будет вас преследовать. Причем каждый новый круг будет все короче и короче. Что делать и можно ли как-то с этим работать? Для этого и существует лингвокоучинг, да-да это не просто новое пафосное слово. Техники лингвокоучинга у студентов с такой проблемой должны включаться на начальных этапах в каждый урок, моим студентам обычно требуется от 2 недель до 1 месяца, чтобы эту установку убрать. Но главное: если с этим не работать, прогресса не будет. О том, какие техники для этого лучше использовать - расскажу в след статьях.
Ошибка №3: Перебор с нагрузкой.
Да, это - одна из самых частых ошибок. Не недобор, как многие думают, а перебор. Есть ли у вас такая установка: чем больше, тем лучше (эффективнее)? Если да, то знайте, что она лишь снижает вашу продуктивность.
Типичный случай: приходит клиент, загорается идеей заговорить на английском. Начинает все свое внимание направлять в обучение, 24/7 учит слова и часами отрабатывает грамматику. Затем он выгорает, результата так и не появляется (потому что дело не в количестве, а регулярности), мотивация падает на дно и человек бросает английский. Затем он восстанавливается, возвращается в уроки и так по кругу.
Надо сказать, что выгорание может произойти и без перегруза: это когда у студента начинает угасать запал и падать мотивация, мозг не воспринимает новую информацию и кажется, что все напрасно. Это абсолютно нормальная ситуация, и главное здесь - отследить начало этого процесса и сразу же взять тайм-аут (да, не увеличить нагрузку, как это обычно делают, а убрать ее полностью на какое-то время). Конечно, это все - обязанность вашего преподавателя, вам как студенту отследить эти моменты будет сложно.
Следующая ошибка, о которой почти все молчат - дефициты.
Как бы вы ни старались, какой бы крутой преподаватель и уроки у вас ни были - ни о каком эффективном обучении не может быть и речи, если у вас, например, анемия или дефицит витамина Б.
Нужно понимать 2 главные вещи:
1) Мозг - это вода и жир. Он состоит из жира на 60%(!) в сухом остатке, а всего лишь 2% обезвоживание может уже отбить вам память. Поэтому наличие правильных жиров (около 1000мг DHA и EPA для женщин и 2000 мг для мужчин) и чистая вода - это основа вашего мозга в прямом смысле этого слова.
2) Любой дефицит отражается на скорости мышления. Самые распространенные, которые я встречала у своих учеников: дефицит витамина Д (нет сил, настроения, мозг плохо работает), анемия (нехватка железа = нехватка кислорода; голова в принципе не работает, депрессия, тошнота), дефицит гормонов щитовидной железы (часто начинается с дефицита витамина Д, тк именно вит Д - компонент гормонов щитовидки); Б-дефицитная анемия (нехватка вит группы Б, очень медленно человек соображает, также уныние и апатия).
Я еще буду рассказывать в дальнейшем о важности питания в процессе учебы. У меня есть также опыт работы в гос школе, и могу сказать, что среди детей в классах это, пожалуй, самая частая проблема и причина неуспеваемости. К сожалению.
Любимая ошибка №4: недосып.
А вы знаете, почему так важно высыпаться? И почему, если вы не выспались, вам лучше отменить урок? Бесполезно учить чему-либо не высыпающихся откуда? людей. Именно поэтому на факультетах нейробиологии в зарубежных ВУЗах пары обычно не начинаются раньше 11:00. Но объяснение тут простое: без достаточного сна нейронные связи тупо не строятся. Поэтому даже если вы усиленно вникали в новый материал на уроке, но не потом не выспались - у вас он просто не отпечатается в виде нейронных связей в голове.
Нет включения английского языка в твою реальную жизнь.
Все, что было на уроке, остается на уроке. Именно так думает наш мозг. Знаете, как в школе дети часами учатся, за партами пишут в конспекты новые темы, а затем с восторгом слышат звонок и бегут гулять. И их жизнь делится на 2 части: школа и жизнь. Также и здесь: мозг как бы собирается на уроке и вам кажется, что материал легкий и все понятно. Но стоит в реальной жизни вам его применить - и сразу то правило выскочило из головы, то просто слово подобрать не можете, и возникает вопрос: "почему так сложно!?". Потому что мозг не понимает, зачем ему этот английский нужен. Вам же, скорее всего, химия не пригодилась дома? Поэтому мозг и возвращался к ней только на уроках, а в остальное время таблицу Менделеева даже не вспоминал. И с английским также.
Что делать в таком случае? Для этого нужно найти свои способы, как включить английский в вашу повседневную жизнь. Я изобрела целую систему английских привычек для этого и мои студенты с первого же занятия включают инглиш в рутину.
Последняя, но самая важная ошибка: конечно же не та методика!
Кому-то в школе английский был понятен, а у кого-то по нему были двойки. Кто-то сразу начинал говорить на языке и кайфовать, а кто-то с ужасом не может вспомнить и слова. В 98% случаев дело здесь не в вас и уж точно не в том, что с вами что-то не так. Дело в методике, которая вам не подходит.
Существует 16 типов мышления и для каждого английский должен быть преподнесен по-своему. Для кого-то как гуманитарную науку, а для кого-то как точную со структурами и алгоритмами. Кому-то подходят паттерны и готовые конструкции, а кому-то сперва нужно разобраться с грамматикой как с базой всего языка. Типология мышления - это не психология и уж тем более не псевдонаука. Это доказанный исследованиями факт из нейронауки, и отрицать его сегодня, обучая всех людей одним методом - на мой взгляд, глупость.
Я планирую ввести несколько рубрик. Одна из них будет как раз посвящена типам мышления #english_i_brain_типымышления , а вторая будет касаться эффективного обучения и того, КАК учиться правильно #english_i_brain_эффективноеобучение .
Моя цель - сделать эффективное обучение доступным каждому и влюбить как можно больше людей в образование, в том числе в английский язык! Надеюсь, эта статься была для тебя полезна.
Пиши в комментариях, сколько ошибок ты насчитал у себя?