Был нанесён очередной «мощный, разрывающий российскую экономику удар». Сотни санкций объявлены Соединенными Штатами, Евросоюзом, Канадой, Австралией, Японией, Великобританией. Но санкции вышли так себе, и многие эксперты, экономисты, финансисты сходятся во мнении, что они больше не на разрушение, а на дальнейшее ослабление российской экономики. Не включен пока в санкционный список НКЦ, который проводит расчеты в валютах. Минфин США объявил о введении дополнительных санкций против российского «Совкомфлота». Ввели санкции против людей и компаний не только из России, но и из Китая, Индии, Турции, Шри-Ланки, Сербии, Казахстана и Таиланда. США усиливают давление на наших партнеров, которые продолжают работать. Санкции направлены на компании и людей, которые связаны с военным и оборонным комплексом России. На Западе говорили, что «теперь российская экономика точно рухнет», но похоже, что не так.
Сергей Михеев: Вторичные санкции заслуживают внимания, потому что они направлены на другие страны, которые не так тверды в своих позициях. Запад рассчитывал, что значительная часть российской элиты, бизнес-элиты дрогнет и займет антиправительственную позицию. Этого не произошло. Кто-то собрал чемоданы и тихо уехал, но в большинстве своем люди приняли это как есть и сделали свой выбор в пользу Отечества. А что касается иностранных компаний и действующих лиц, здесь больше рисков. Мы видим, как создаются проблемы в расчетах с китайскими, турецкими банками, с банками стран СНГ. Здесь есть опасность, и её надо преодолевать, выстраивая другие связи, создавая цепочки, которые находятся вне контроля американских и европейских санкций.
Это сложно, но значительное количество таких цепочек уже работают и будут работать дальше, потому что это выгодно. Для нас это будет снижение доходности, потому что мы увеличиваем свои издержки и вынуждены давать большие скидки. Однако механизмы обхода этих санкций есть. Вторичные санкции - это вопрос испытания наших торговых и политических партнеров. Здесь у Запада есть определенные шансы. Но сделать так, что Россия окажется в стопроцентной изоляции, всё остановится и рухнет, - они уже поняли, что это невозможно. Но нам надо что-то делать, предпринимать. Что касается персональных санкций, то на них перестали обращать внимание.
Есть люди, у которых много чего завязано на заграницу, но, во-первых, они составляют меньшинство; во-вторых, они свой выбор сделали. Я знаю, что много людей не с экстремально патриотическим имиджем помогают и нашим бойцам, и госпиталям, но стараются не светиться.
Американская газета Politico сообщает, что «некоторые союзники США считают санкции, вводимые за операции с российскими подсанкционными лицами, превышением полномочий Вашингтона». Даже у американцев есть опасения: «Не слишком ли далеко мы зашли? Не будет ли достигнута та критическая черта, после которой эти санкции могут развернуться против самих Соединенных Штатов, Вашингтона, Брюсселя?» Мы знаем, что сейчас в мире активно идет дедолларизация. Механизм был запущен в таком масштабе не так давно. Для нас, для внутреннего потребления это стимул развивать всё лучшее. Например, бизнес говорил про нагрузку - очень много проверок. После первого пакета санкций было принято решение о моратории на проверки - их заменили профилактическими визитами. Это стимул нам двигаться в правильном направлении. Мы видим, как переориентируются многие отрасли, например, импортозамещение. Пусть не так быстро, но оно идет. Рабочие места создаются.
Сергей Михеев: Вторичные санкции могут быть опасны: определенный ущерб и проблемы они создают. Но чем больше американцы будут давить на третьи страны, на их компании, тем больше будет стимулов создавать параллельные схемы, избавляться от доллара. Они рассчитывали, что все испугаются и будут делать так, как сказали американцы и европейцы. А происходит другая ситуация: кто-то боится, но всё больше стран и компаний начинают искать другие формы работы. Постепенно это всё институциализируется, превратится в устойчивые схемы и структуры, которые приобретут форму долгосрочных институтов.
То, что это нанесет ущерб долларовому господству американцев - это точно. Об этом говорили, и было понятно с самого начала, но когда это дойдет до Америки, трудно сказать. Пока они сильно верят в себя, в доллар, что все остальные испугаются, «попрячутся под лавки» и будут молчать. Не будет так! Что касается стимулирования: хорошо бы, чтобы всё это дошло до нас раньше и в более мягких условиях: своё собственное производство, образование, что работает на национальный интерес, а не продавать ресурсы и тратить деньги на то, чтобы поддерживать чужую экономику, промышленность, рабочие места.
Осталось дождаться, когда европейские политики прозреют и увидят, что главным выгодоприобретателем жестких антироссийских санкций являются США. Они вдвое нарастили в Европу экспорт водки после «водочного эмбарго» Евросоюза в отношении России. На втором месте по наращиванию поставок стоит Черногория, а на третьем Украина.
Сергей Михеев: Американцы берут своё. Что касается европейцев, то они находятся в летаргическом сне – не знаю, когда они прозреют.