Великий афонский духовник Иларион Грузин был по национальности имеретинец и был придворным царя Соломона II. Через какое-то время царь предложил ему жениться и принять священный сан.. Царь имел мало людей в своем окружении, на которых можно было положиться. И он захотел сделать Иессея Канчавелли, так звали в миру о.Илариона, своим духовником. Дело в том, что к тому времени Иессей уже имел некоторый духовный опыт, так как 12 лет был учеником пустынника старца Стефана. О.Иессей жил при царе и по приказанию царя разрешал княжеские междоусобицы при разделах имений. В 1801 году Грузинское царство было присоединено к России по просьбе царя Георгия XIII. Маленькое государство могло стать легкой добычей Османской империи. Царь Соломон не имел наследника и ответил, что после его смерти царство соединиться с единоверной Россией, а до конца своей жизни желал править своим государством при покровительстве России. Влиятельный князь Зураб Церетели служивший при дворе Екатерины IIм в чине генерал майора, устроил интригу и оклеветал царя. Результатом было бегство царя Соломона в Османскую империю. Он с помощью турецких войск попытался возвратить себе Имеретию. Войско было разбито русской армией, и царь возвратился в Ахалцих. Протопресвитер Иессей приехал в Эрзрум, чтобы поддержать царя Соломона. Много еще пришлось претерпеть царю, пока в 1812 году турецкий султан не попытался его подтолкнуть на авантюру - освобождение Имеретии. Но время было потерянно, французская армия разбита, а царя из Имеретии попросили, чтобы он их не освобождал с помощью турок. Царь вернулся в Трапезунд, где в 1814 году и умер. О. Иессей же вернулся на Родину, но тут же был призван к вдове царя, которая жила в Москве. Там протопресвитера ( к тому времени им уже стал о. Иессей оставила как близкого человека в качестве духовника. О. Иессей в Москве увидел в каком духовном упадке находилась там церковная жизнь в высших кругах. Придворная жизнь тяготила старца. Решающей стала встреча с архимандритом Афонского Иверского монастыря, проживавшим в Москве, в Никольском монастыре. Тут уж о протопресвитеру пришлось проявить хитрость, и он выправил паспорт и оставил царицу, которая не хотела его отпускать, и прямиком направился в Одессу, а оттуда в Константинополь и затем в Иерусалим. После Святой земли о.Иессей приехал, на Афон где первоначально поселился в Иверском монастыре. Об этом оставил записки грузинский монах Гавриил, которому духовник все это впоследствии рассказывал на Афоне. Интересно, что на тот момент в Иверском монастыре, когда-то основанном греческими монахами, не было ни одного монаха. понимавшего по-грузински.
Однажды, он с монахами Иверского монастыря отправился в Дионисиат на панигир. Строгая жизнь монастыря понравилась о. Иессею, и он остался в этой обители. В монастыре он встретил своего старого друга грузина о.Венедикта. Там они оба приняли постриг в 1821 году, Причем отцу удавалось долгое время скрывать, что он священник. Затем началось греческое восстание и тяжелые и порою кровавые искушения, связанные с ним. Хочется привести здесь интересный случай , произошедший с отцом, теперь уже Иларионом. Он с несколькими монахами был вынужден придти на север полуострова к находившемуся там паше. В ходе разговора выяснилось, что паша родом из Абхазии и жил по соседству с о. Иларионом. Он был сыном православного священника, но был продан туркам и обращен в мусульманство. Между ними состоялся примечательный разговор на турецком языке. "Зачем ты зашел к этим разбойникам? Зачем ты, честный и благородный человек, один замешался в среду этих негодяев, - спросил паша." Иларион отвечал. что он пришел молиться Богу, а паша убеждал его оставить Афон. Паша называл "Афон гнездом разврата разбойничества". Как это понять? Очевидно, паша был государственным человеком, а некоторые афонские монахи были вовлечены в жестокую революционную борьбу, поэтому паша воспринимал так всех монахов. Не стоит приводить других доводов паши, в том числе и воспринимаемых православными как богохульные, главное, что паша отпустил о.Илариона обратно на Афон, а других монахов заключил в тюрьмы в Салониках.
Началось время подвигов, борьбы с врагом нашего спасения. Какое-то время о.Иларион жил в пещере (видимо на Катунаках), которую пришлось ему оставить из-за нашествия паломников, и затвориться в пирге в Новом скиту, затем он был в Иверском монастыре, а после возвратился в Дионисиат., где он жил в келлии апостола Иакова Не счесть всех искушений и не перечислить всех его подвигов. История сохранила описание посещения старца русским путешественником по Востоку, писателем, ктитором Андреевского скита Андреем Николаевичем Муравьевым.
В августе 1849 года он постучался в дверь келлии о. Илариона по поручению о. Венедикта. "Вид о. Илариона, несмотря на глубокую старость, был чрезвычайно свеж: румянец играл еще на щеках, но желтизна волос и и бороды обличала годы; он как бы обновился юностию орлей в выспреннем гнезде своем. Старец посадил меня возле себя и, узнав откуда я, расспрашивал о России. - "Что вы пришли посмотреть в моей пустыни", - сказал он со вздохом. - "Грехи мои? Или мало в мире подобных мне тунеядцев? Что я видел и знал, то уже давно забыто; живу здесь в глуши, доколе терпит меня Бог. Впрочем, для смирения вашего полезно, что посещаете святые обители, ибо всегда есть назидание от предпринятых с благою целью трудов". Мне хотелось получить от него какой-нибудь видимый знак его благословения, на память нашего свидания. Старец Иларион вошел в свою церковь и вынес четки из так называемого черного имеретинского янтаря. "Если желаете благословения моего недостоинства, да сопутствует оно вам". - сказав это старец отпустил меня с миром".
Вто время, когда старец жил в келлии Дионисиатского монастыря началась Крымская война. " И как только услыхали мы об этой ужасной войне, - вспоминает ученик старца Савва, - старец мой сказал мне: "Смотри, чадо мое, так как братья наши, русские христиане, теперь находятся среди огня и крови, то поэтому должно нам горячо и со слезами просить Бога, дабы могли они победить врагов и смирить их, чтобы чрез то прославилось всесвятое имя Его и народ русский, достояние Его...". Через некоторое время о. Иларион с учеником пришли в монастырь, и игумен показал бумагу, присланную патриархом. В ней патриарх просил все афонские монастыри молиться на Великом входе, чтобы Бог даровал турецкому воинству силу покорить русских под ноги турок. Когда старец прочитал эту молитву, то ужаснулся: " Он не христианин". Но в монастыре эту молитву не читали и проигнорировали указание патриарха. На следующий день к старцу в келлию пришел монах Григориатского монастыря и сказал, что в их монастыре эту молитву прочитали, и старец сказал: "Вы лишились благодати святого крещения, лишили монастырь свой благодати Божией, осуждение на вас!" В тот же день водный потоп снес мельницу, и отцы стали роптать на игумена: "Ты разрушил наш монастырь". Игумен с другими монахами тотчас пошли к старцу, и хотели подойти к старцу, а тот закричал: Я не принимаю еретиков! Как дерзнул, несчастный , поставить Магомета выше Христа!" Игумен со слезами молил старца дать ему канон. И все, включая ученика, стали просить старца дать канон игумену. А тот: "Какую епитемию им дать? Бог свыше разгневан на них!". Потом все же уговорили старца, и он дал канон: на службе прочитали 82 псалом.
Старец через какое-то время перешел в Русик и жил в келлии киево-Печерских монастырей. Так и почил в русском монастыре. У старца были особые отношения с русским монастырем.
Чтобы собрать об этом подвижнике сведения после его кончины, о. Иероним отправил иеросхимонаха Пантелеймона (Сапожникова) по пустыням. О. Пантелеймон собрал много интересных фактов, которые легли в основу книги иеросхимонаха Антония (Святогорца) «Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века» и жизнеописания иеросхимонаха Илариона. Попутно о. Пантелеймон оказывал помощь беднейшим отшельникам. О. Иеронима с духовником о. Иларионом связывала большая духовная дружба. В 1856 году о. Иларион посетил Пантелеймонов монастырь специально для знакомства с о. Иеронимом. Впоследствии о. Иероним ежегодно навешал о. Илариона. В 1862 году о. Иларион пришел в Пантелеймонов монастырь и поселился сначала в келье Киево-печерских святых, а затем в келье вмч. Георгия, которая была построена специально для него благотворителями. Однажды старец-подвижник иеросхимонах Иларион, грузин вызвал отца Иеронима из церкви во
время всенощного бдения и встретил его словами: «Обитель вашу ждет
великое искушение, но Царица Небесная покроет вас, не бойтесь». И тут
же рассказал свое видение, только что ему бывшее. Он видел весь двор
монастырский наполненный бесами, сам князь тьмы виден был между
ними. Но в высоте небесной показалась Матерь Божия, Которая обошла
весь монастырь, остановилась над Введенским храмом и, покрыв обитель
Своим покровом, стала невидима. Духи тьмы исчезли, яко исчезает дым.
С глубоким упованием на Промысл Божий и со свойственной ему
проницательностью старец Иероним спокойно ожидал грядущих событий.
Вскоре предсказание старца сбылось и начался знаменитый Греко-русский пантелеимоновский процесс. Почил старец 14 февраля 1864 года.