Гигер не придумывал чужого! Но тогда кто это сделал? Может быть Ридли Скотт или Джеймс Кэмерон? Нет! За написание сценария к «Чужому» ответственны другие люди.
И, разумеется, сейчас я хочу рассказать об одном из них. Потому что одним лишь чужим дело не ограничилось, и сегодняшний герой успел приложить руку созданию киберпанка, поработать с Полом Верховеном, помочь Джону Карпентер с его первым фильмом, и даже снять один классический фильм про зомби! Сегодня я хочу поговорить про Дена О’Беннона и его творческий путь.
Но давайте для начала разберёмся кто же такой этот О’Беннон. Это режиссёр, мастер по спецэффектам, и, в первую очередь, сценарист. Первый фильм с его участием вышел в далёком 1974 году и сразу же получил премию Сатурн, за лучшие спец.эффекты. Это была дебютная лента Джона Карпентера под названием «Тёмная звезда», которая рассказывала про путешественников сквозь космос, встретивших, в этом самом космосе, инопланетный организм, наводящий суету на корабле. Звучит очень похоже на «Чужого» не правда ли?
Но на самом деле всё не совсем так, «Тёмная звезда» скорее относит к комедийному жанру и это крайне нетипично для Джона Карпентера, выступавшего режиссёром ленты. Все мы знаем, что Карпентер — это фильмы с Куртом Расселом или фильмы ужасов, причём иногда одновременно. Но, давайте сделаем скидку на то, что это была дебютная, чуть ли не Студенческая работа как для режиссёра, так и для сценариста. Ден О’Беннон, кстати, засветился в фильме ещё и как исполнитель одной из ролей. До шедевров обоим творцам оставалось всего пару лет. Карпентер уже скоро заложит фундамент жанра слешеров со своим «Хеллоуином». А Ден О’Беннон отправится в Европу, создавать величайший фильм в истории…
«Дюна» Алехандро Ходоровски фильм, который никогда так и не увидел больших экранов, фильм, который даже не начали снимать. Но при этом фильм, настолько сильно повлиявший на всех причастный, что после стал величайшим не снятым фильмом в истории. А всё потому, что амбиции Алехандра ходоровский вышли далеко за пределы того, что мог позволить себе кинематограф в середине семидесятых годов. Масштаб проекта завораживает до сих пор. Кино должно было идти 8 часов. Сальвадор Дали, Орсон Уэлс, Девид Кэродайн и Мик Джагер должны были исполнять роли в фильме. За музыкальное сопровождения должна была быть ответствена группа Pink Floyd…
Алехандро Ходоровски, после успеха своих первых, артхаусных, работ буквально получил карт-бланш на всё. Он собирал для своего эпоса не просто команду, он собирал абсолютно исключительных людей, воинов если следовать его собственной терминологии. И поэтому в ряды воинов Дюны пошли такие личности как Жан Жиро Мебиус, Ганс Руди Гигер и, наконец, Ден О’Беннон. Разумеется, были и другие значимые для истории личности, те кто помог сотворить внешний вид современной фантастики, но сейчас разговор не о них.
Фильм, естественно, не был снят, для многих участвующих в проекте это стало большим ударом, но раскадровка, буквально иллюстрировавшая всё произведение разошлась под тогдашним миру кино и крайне сильно повлияло как на кинематограф того времени, так и на нынешние произведения. Технологиям потребовалось почти 50 лет чтобы догнать полёт фантазии авторов и хвосты той самой Дюны можно увидеть даже в новой экранизации Дэни Вильнёва. И в таких фильмах как Столкновение с бездной, Терминатор, Контакт многие идеи были реализованы в комиксах «Инкал» и «МетаБароны» созданных Жаном Жером Мёбиусом и Алехандро Ходоровски.
Я же вернусь к дюне и одним из самых главных наследи величайшего не снятого фильма является появление на свет чужого, но пока по хронологии у нас 1975 год. Джордж Лукас основывает Industrial Light and Magic. А в 76 году приглашает Дена О’Беннона поработать над спецэффектами в «Звёздных воинах. Именно ему мы обязаны тактической карте Звезды смерти, изображениям на дисплеях в космических кораблях и той самой сцене, где происходит инструктаж по поводу уничтожения космической станции имперцев. Пара эпизодов дожили и до наших дней и не были заменены во время улучшения и переиздания ленты. Звёздные войны, разумеется, стали большой вехой в карьере О’Беннона. А в 77-ом году они навсегда изменили мир кино. Эффект был подобен разорвавшейся бомбе. Буквально все ринулись снимать какое-то кино про космические приключения. А хитрый Джордж Лукас оставил права на Звёздные войны за собой. Поэтому студийные боссы начали срочно что-то придумывать, искать возможности. А Ден О’ Беннон и Рональд Шессет подарили такую возможность…
После того как работа над «Тёмной звездой» была окончена наш сегодняшний герой познакомился с Рональдом Шусеттом. Тот в свою очередь купил права на экранизацию одного из рассказов Филипа Дика и предложил О’Беннону поработать вместе с над сценарием. Были написаны первые 30 страниц текста, но случилась неснятая «Дюна». По возвращению из Европы находящийся на мели Ден пошел к своему товарищу и поделился идеей на того, что хочет снять нечто подобное «Темной звезде», но в более серьёзной манере. Поэтому к Филиппу Дику мы еще вернёмся. А, сейчас поговорим именно об этом сценарии. Думаю, уже понятно, это и был тот самый «Чужой» о котором я говорил в самом начале.
Изначально лента была немного другим фильмом, а самой главной фишкой сценария был именно момент рождения инопланетного монстра. Сам чужой выглядел иначе, а имена персонажей были мягко говоря странными(имя Фауст вам о чем-нибудь говорит?). Сам фильм едва не попал к королю категории Б Роджеру Корману, но благодаря череде удивительных совпадений кино оказалось под крылом студии «Двадцатый век фокс». Студия решила упростить фильм сделав его менее фантастическим и более дешёвым. Новые сценаристы переписали часть сюжета, изменили некоторых персонажей(имена стали теми к которым мы привыкли), добавили кое-что от себя, но главное вычеркнули из авторов Дена О’Беннона и Рональда Шуссета. Если бы не гильдия сценаристов, то авторами «Чужого» были бы какие-то другие люди, хвала космическому проведению справедливость восторжествовала.
Началась работа над фильмом в качестве режиссёра привлекли начинающего профессионала Ридли Скотта. Кроме того, Ден О’Беннон использовал свои связи, оставшиеся после Дюны, и заручился поддержкой Жана Жиро и Ганса Руди Гигера. Первый работал над ранними концептами костюмов и дизайном внутренних помещений «Ностромо», впоследствии концепты Мебиуса были сильно доработаны и изменены, добавлены более приглушенные цвета. Гигер же, как все знают, приложил руку к самому главном - облику ксеноморфа, ставшего визитной карточкой фильма. Впрочем, сперва продюсеры очень сильно испугались подобного визуала. Да и самого образа эпатажно художника. Это сейчас работы Гигера считаются чем-то сформировавшим современную культуры, а в те годы это выглядело как минимум странно. Но Ридли Скотт проникся подобным визуальным стилем с боем выбив у студии именно концепты Гигера.
Работа закипела, по эскизам Жана Жиро начали создаваться костюмы, разумеется, они стали более приземлёнными и реалистичными так сказать мрачными, более соответствующими общей стилистике ленты. Была разработана и построена модель космического корабля «Ностромо». А Гигер тем временем работал над внешним видом ксеноморфа и космического корабля инопланетной расы космических жокеев. Надо сказать первые концепты ксеноморфов подразумевали глаза, но в пользу большей чуждости образа от этого было решено отказаться, хотя и не на всегда, в четвёртой части мы можем увидеть ксеноморфа с более антропоморфными чертами, но до этого момента должно пройти практически 20 лет.
В 1979 году мы увидели того самого чужого загадочного зловещего и абсолютно чуждого для человека. Кроме того, мы познакомились с не менее бесчеловечно корпорацией готовой на всё ради того, чтобы заполучить инопланетного монстра в свои руки. И, естественно, мы встретили Элен Рипли, которой предстояло стать эталонной женской героиней на многие и многие годы вперёд. Впрочем, рассказывать про сюжет я не буду, во-первых, потому что не хочу спойлерить(хотя казалось бы, фильму почти полвека), а, во-вторых, потому что скорее всего вы смотрели «Чужого». Но если очень кратко, то на корабль «Ностромо» проникает инопланетное существо, убивающее членов экипажа одного за другим, Элен Рипли, героиня Сигурни Уивер, в итоге оказывается один на один против инопланетного ужаса… А так как у фильма есть несколько сиквелов, вполне логично что Рипли выходит из этого поединка победительницы.
Вопреки тенденции, которая обычно складывается вокруг продолжений успешных фильмов, сиквелы «Чужого» получились как минимум достойными. Особенно если говорить про прямое продолжение под названием «Чужие». Нет никаких сомнений, что это образцовое продолжение не менее влиятельное в своём жанре, чем оригинал. И пусть Джеймс Кэмерон превратил историю фантастический боевик с элементами хоррора спорить с тем что фильм отличный просто невозможно. Чего нельзя сказать уже о третьей и четвёртой частях, но, как все знают, третья часть попала в ужаснейший производственный ад. Сценарий переписывали множество раз, придумывали самые идиотские варианты ксеноморфов, да еще и прокинули Гигера с некоторыми концептами. Но свой шарм есть даже у третьей ленты. Что же до четвертого фильма. Он есть и с высоты прошедших лет, «Чужой: Воскрешение» уже не кажется каким-то вопиющим позором.
И в этот момент можно возразить были еще «Чужой против хищника» и «Чужой против Хищника: реквием». Но это скорее относится к наследию первых двух фильмов, к тому же давайте не будем игнорировать слона в комнате и вспомним про «Прометей» и, конечно, про «Чужой: Завет». Ведь у руля там внова был Ридли Скотт. Только видение вселенной, как киношной, так и реальной, за годы у него стало каким-то своим собственным. Режиссёр заявил, все фильмы кроме первого, то есть снятого им, не являются каноном. Зато у нас появляется истинная история рождения первого ксеноморфа, по мнению Скотта, разумеется.
Всё бы ничего, но эти фильмы страдают от огромного числа проблем вроде абсолютного идиотизма персонажей, не логичности действий и крайне болезненной разницы в технологическом оснащении экспедиции из прошлого в «Прометее» и «Завете» и из будущего в оригинальном «Чужом» 79-ого года. Хотя будь фильмы хорошими, можно было бы и закрыть глаза на подобные мелочи, но бесконечные аллюзии библейские отсылки и желание снять очень БОЛЬШОЕ кино губит оба приквела буквально на корню.
Радует лишь одно, наследие «Чужого» живёт в 2019 году к сорокалетия первого фильма было выпущено шесть короткометражек рассказывающих о встречах самых разных персонажей с чужими. Кроме того, в последние время начали выходить даже годные видеоигры по этой теме Alien: Isolation неплохо передаёт атмосферу первого фильма, а стратегия Alien: Dark Desent уже второго. И к тому же чужой настолько плотно вошёл в массовую культуру, что количество отсылок, аллюзий и пародий на него не поддаётся исчислению.
Но если бы творчество Дена О’Беннона ограничивалась только «Чужим» я бы не вел этот рассказ, и мы снова возвращаемся работе над Дюной Алехандро Ходоровски, потому что во время её подготовки был написан рассказ «Долгое завтра», ставший одним из самых первых проявлений киберпанка в том виде в котором мы привыкли. Причём история всего этого появления довольно комична. Так как О’Беннон написал короткую детективную историю и проиллюстриров её показал Мёбиусу. Жану Жиро, разумеется, всё очень сильно понравилось, и он в свою очередь попросил разрешение сделать из этой истории комикс и опубликовать его в своем журнале «Metal Hurlan» более известным под западным названием «Heavy Metal». Ден О’Беннон забыл этом. Комикс был опубликован в журнале в 1976 году, но только в 77-ом году О’Беннон прочитал его на страницах первого номера американского «Heavy metal».
И тут в нашу историю снова возвращаются Ридли Скотт вдохновляйся данным комиксом при создании «Бегущего по лезвию» и Джордж Лукас, который подсматривал в «Долгое завтра» во время работы над облачным городов в пятом эпизоде «Звездных войн». Но этими двумя дело не ограничилась работа Мёбиуса и О’Беннона, также оказала огромное влияние на Уильяма Гибсона, человека, который вообще придумал термин киберпанк, и на Кацухиро Омото японца подарившего миру культовую мангу и аниме Акира.
А спустя несколько лет эта история была экранизирована в рамках альманах коротких но ёмкий анимационных историй под названием «Тяжелый металл» Ден О’Беннон прикладывает руку, как минимум к трём историям. Во-первых, это «Гери Кеньон» короткометражка снятая по мотивам «Долгого завтра» правда радикальным образом переделанная, но всё ещё происходящая в рамках киберпанковского города(до «Бегущего по лезвию» остаётся ещё один год). Во-вторых, это вступительный эпизод, который не то, чтобы отягощён каким-либо сюжетом, но является открывающей частью всего альманаха. А, в-третьих, одна из самых жутких и хоррорный историй, сказанных в рамке «Heavy Metal» B-17, сюжет тут тоже не хватает звезд с небес, но хотя бы она бесконечно атмосферна, а проработка оживших мертвецов вызывает уважение.
Подробнее останавливаться на всем альманахе я сейчас не буду, но посоветую ознакомиться с ним лично. Не все истории одинаково хорошо состарились, но смотреть в любом случае будет интересно, а саундтрек от легенд тяжёлого металла только дополнит эту картину. К тому же именно из «Тяжелого металла» растут ноги у такого сериала как «Любовь. Смерть и Роботы». Правда за долгие годы в предварительном производстве название до неузнаваемости изменилось.
Я же продолжу наше повествование, потому что мы приближаемся к одному из самых значимых моментов в истории развития киберпанка. К выходу «Бегущего по лезвию» и самым любопытным я нахожу тот факт, что за внешний вид данного фильма также ответственна «Дюна». Правда уже другая экранизация которую должен был снять Ридли Скотт, но у режиссера от рака кожи скончался брат и он отказался от съёмок. Из-за этого в кресло постановщика попал Дэвид Линч, а сама «Дюна» получилась одной из самых неоднозначных и странных экранизаций. Фильм буквально разваливался ласкутное полотно из слабосвязанных сцен, которые каким-то чудом двигают основной сюжет вперед. Но это совсем другая история так как сегодня у нас рассказ об ином.
Производство «Бегущего по лезвию» также не обошлось без проблем. Репликантов должно было быть шесть, а не пять. Харрисон Форд и вся съёмочная группа конфликтовали с Ридли Скоттом, фильм имел крайне ограниченный бюджет на спецэффекты, а во время всего производства кино нравилось только режиссеры и Филиппу Дику, скончавшемуся до премьеры. «Бегущий по лезвию» провалился и обрёл культовый статус только спустя много лет. Но сегодня мы говорим о Дене О’Бенноне и его в данном проекте. Работал он тут вместе с той же командой, которая занималась «Чужим», но на этот раз не столь активно, скорее в роли консультанта относительно сценарных моментов и внешнего вида мегаполиса будущего. Вклад был существенный, но гораздо больше в фильм принесли другие люди…
Начались восьмидесятые и в этот период Ден О’Беннон приложил руку к нескольким сценариям. Фильмы вышли в прокат, но большинство оказалось крепкими среднечками.
Например, «Жизненная сила» история про космос, вампиров и абсолютно глупых охранников в специальном учреждении, в которое попали тела пришельцев. Или, «Мертвы, но не похоронены» (вообще у фильма много разных переводов названия), треш-хоррора, одного из фильмов, которые являются классикой для зомби-муви. Можно вспомнить и «Голубой гром», который несмотря на не самое звучное имя оказывается боевичком с весьма интересной концепцией. Были «Пришельцы с марса», что-то вроде «Вторжения похитителей тел» с классными аниматронными куклами. Но венцом творения в 80-е для Дена О’Беннона стал его режиссерский дебют.
«Возвращение живых мертвецов» культовый фильм про зомби, являющийся деконструкцией жанра еще до того, как жанр этого потребовал. Это веселый и очень увлекательный фильм, который великолепно смотрится даже сегодня. Ибо тут есть все. Крутые практические эффекты, яркие и запоминающиеся образы персонажей, море кровищи и большое количество юмора. Рассказывать что-то подробнее о таком кино будет преступлением, поэтому я посоветую обратить на него отдельное внимание.
А мы тем временем подобрались к еще одной культовой работе Дена О’Беннона. Вы ведь помните, что наш сегодняшний герой вместе с Рональдом Шуссетом работал над сценарием по мотивам произведения Филиппа Дика? Фильму потребовалось 16 лет, чтобы добраться до экрана. И это был еще одно кино, создающее основу киберпанка. Это был фильм «Вспомнить все». За долгие годы производства за фильм успели взяться несколько студий, от Диснея, до Дино де Лаурентиса, но в итоге, благодаря действиям Арнольда Шварценеггера, у руля проекта встала студия Corolko, а режиссером стал уже тогда легендарный Пол Верховен.
Но не стоит забывать, фильм мог быть совсем другими, на главную роль рассматривались Джефф Бриджесс и Патрик Суэйзи. Режиссером и одним из сценаристов долгое время был Дэвид Кроненберг. Наверное, где-то в мультивселенной, есть совсем иной вариант фильма «Вспомнить все», но у нас это кино с железным Арни в главной роли.
Фильм смог заработать Оскар за визуальные эффекты, а съемочная команда успела натерпеться из-за отравлений на съемках. Но в итоге «Вспомнить все» стало большим хитом. Успех был оглушительным.
А Ден О’Беннон занялся куда более скромной работой. Он снял пускай и не очень известную, но зато одну из лучших экранизаций Говарда Лафкрафта, самое длинное его произведение (и мое самое любимое за одно) – «Загадочный случай Чарльза Декстера Варда». Фильм получил название «Воскресший» и он отлично передает зловещую викторианскую атмосферу оригинальной истории. Пугает и погружает в безумие всего происходящего. Очень советую всем любителям хорроров и Лафкрафта в особенности.
И тут можно было бы остановиться, но я просто не могу не упомянуть «Крикунов». Это вновь экранизация произведения Филиппа Дика, в третий раз в карьере Дена О‘Беннона. Также это один из культовых в наше время фильмов, который утонул в прокате. Но лента очень хорошая, особенно на фоне того, как мало существует достойных кинопредставителей боевой фантастики. На ум приходят только «Чужие», «Звездный десант» и «Крикуны». И пускай фильм выглядит сильно попроще, чем так сказать старшие представители жанра, смотреть ленту все равно интересно, а финал оставляет некоторое горькое послевкусие.
Еще в карьере нашего сегодняшнего героя был фильм под названием «Гемоглобин», но назвать его интересным язык не поворачивается. Это очередная вариация на тему у «Холмов есть глаза», только сделанная хуже и единственным светлым пятном в этой ленте является Ругер Хауэр, исполняющий одну из второстепенных ролей.
Конечно, Ден О’Беннон принял участие и во многих других проектах. Но еще в 70е годы у него обнаружилась болезнь Крона, от осложнений которой в 2009 году сценарист и скончался.
Что можно сказать в итоге? Даже и не знаю. Человек, о котором я сегодня говорил приложил руку к огромному пласту моего детства и надо думать не только моего. Мы все смотрели «Чужого» и пугались темных углов в ожидании ксеноморфа. Играли в «Крикунов» на улице, бегая за гаражами или боролись с корпорациями подражая герою «Вспомнить все». А когда-то смотрели телевизор и натыкались на старую Б-шку, даже не зная, как называется фильм. Став, постарше предавались рефлексии с Декардом и Рейчел…
Ден О’Беннон многое дал современной фантастке, он является одним из тех людей, которые определили, как она будет выглядеть в наше время. Это был великий человек и пока мы помним его фильмы, наследие Дена О’Беннона будет жить.