Найти тему
Канал Roscenzura

Фейк: ГАЗ-21 «Волга» был признан лучшим автомобилем на континенте на выставке в Брюсселе 1958 года.

Примеры статей: ria.ru, car.ru, autonews.ru.

В частности, на сайте car.ru утверждается следующее:

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе нашу "Волгу” признали лучшим авто на континенте.


Тогда как на сайте ria.ru говорится лишь о том, что «21-ая "Волга" была удостоена "Гран-при"».

Речь идет о выставке Expo 58 в Бельгии, в которой приняли участие более 40 стран, включая США, на долю которых тогда приходилось около 80% мирового производства автомобилей. Вот только США не демонстрировали автомобилей на этой выставке.

Выставка проходила под девизом "Человек и прогресс" и была посвящена темам гуманизма, что разные страны интерпретировали по-своему, например, сама Бельгия, являясь принимающей стороной, экспонировала "человеческий зоопарк".

Что касается утверждений об экспортной популярности "Волги" ("«Волга» экспортировалась в 75 стран мира"), то и они не проходят проверку фактами.

Вообще доля СССР в мировом производстве автомобилей была
незначительна.

Сравнительный график годового производства автомобилей по странам, с 1950 по 2015 гг.
Сравнительный график годового производства автомобилей по странам, с 1950 по 2015 гг.

В 1950-х годах автомобильная промышленность в СССР еще находилась в зачаточном состоянии - так, в СССР в 1950-е годы производилось, в среднем, около 100 тыс. легковых автомобилей в год, что было явно недостаточно для 200 млн. населения самого СССР, не говоря уже об экспорте.

Для сравнения, в США в 1950-е годы производилось примерно 6 млн. автомобилей в год при населении 150 млн. человек.

Поэтому, чтобы конкурировать с США и другими странами Запада, СССР должен был отладить серийное производство и заслужить репутацию за рубежом. И, в случае "Волги", советский автопром с этими задачами не справился.

Во-первых, советский автомобиль не был инновационным, ни в техническом, ни в дизайнерском исполнении.

Так, в США с 1953 года выпускали похожий автомобиль, Ford Mainline.

-3

А вот советский экспонат, автомобиль ГАЗ-21 «Волга» 1956 год выпуска.

-4

В дизайнерском плане ГАЗ-21 «Волга» был вторичным автомобилем. А что с ценой? В СССР розничная стоимость ГАЗ-21 составляла 17400 р. (4350$ по курсу 1958 года), тогда как на западном рынке эти машины продавались по цене в 1280$ (источник). Для понимания покупательной способности: в США в то время средняя зарплата была примерно 280$, тогда как в СССР 700 р. в месяц (175$ по курсу 1958 года).

Почему же СССР экспортировал на Запад автомобили по ценам в несколько раз ниже, чем продавал на внутреннем рынке? А дело в том, что похожие и уже зарекомендовавшие себя американские автомобили, такие как
Ford Mainline и Ford Customline стоили около 2000$ и отличались более высоким качеством.

Вот некоторые статистические данные по качеству экспортных "Волг":

В 1958 году от внешних потребителей было принято 2788 рекламаций по ГАЗ-21 (то есть на 10,5 процента выпущенных в том году 26 458 "Волг"), а за три квартала 1959-го - 3025 (на 10,9 процента). Из Финляндии и ГДР в 1958-м поступили претензии по качеству более чем 500 из 841 поставленной в эти страны "Волги".

Тут был выбор: или совсем не экспортировать (и пострадал бы имидж "промышленной державы") либо экспортировать дешевле, чтобы конкурировать с другими производителями на внешних рынках. К 1960 году в СССР и зарубежных странах эксплуатировалось около 95 тысяч "Волг" (обращаю внимание, это всего столько эксплуатировалось в мире, включая сам СССР). Наладить массовое производство собственными силами не получилось, поэтому в середине 1960 годов советское правительство наняло фирму Fiat для проектирования нового завода.

В дальнейшем ценовая политика СССР на внутренний и внешние рынки не изменилась, зато экспортировать автомобилей стали больше.

-5

Подытожим

Заявления, что ГАЗ-21 «Волга» был признан лучшим авто, это фейк, поскольку приз присуждался всей экспозиции, а не конкретному экспонату. Кроме того, это была не автомобильная выставка.

Заявления о технологических достоинствах ГАЗ-21 «Волга» без сравнений с другими автомобилями - это манипуляция.

Заявления о "надежности и неприхотливости" без проведения испытаний - это манипуляция.

Говорить о количестве стран импортеров (с намеком на экспортную привлекательность) и умалчивать про объемы экспорта - это манипуляция.