Найти тему

ВИЗУАЛЬНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ БИРЖЕЙ: как создавалась завораживающая геометрия самого красивого биржевого здания в России

Восточной стрелке Васильевского острова придавалось большое значение при застройке Петербурга еще в первой половине XVIII века. В 1720-х годах сюда был переведен торговый порт с Петербургской стороны. В 1718-1734 гг. построено здание Кунсткамеры. В 1722-1742 гг., в соответствии с петровским замыслом организации центра столицы на Васильевском острове, в его восточной части было возведено здание высших правительственных учреждений, так называемых Двенадцати коллегий.

В начале 1780-х годов архитектору Д.Кваренги поручается составить проект здания Биржи. Он проектирует здание на восточной оконечности стрелки, по ее естественной оси, предусматривая главный фасад, обращенный в сторону Дворцовой набережной. При этом Биржа архитектурно не связывается ни с площадью перед корпусами Двенадцати коллегий, ни с прибрежной постройкой, а решается как отдельно стоящее сооружение.

В 1787 году развернувшееся по проекту Кваренги строительство здания, возведенного уже под крышу, было приостановлено в связи с начавшейся войной против Турции, а затем Швеции. В течение четырнадцати лет постройка оставалась незавершенной, хотя потребность в бирже с каждым годом возрастала, поскольку через порт на Васильевском острове велась оживленная торговля с заграницей и проходила основная масса как отечественных, так и иностранных товаров.

-2

Рождение биржевого здания: 5 проектов Тома де Томона

Широкое развитие торговых связей и новые запросы требовали большего по объему и иного, чем у Кваренги, решения биржевого здания. На эти запросы пытался ответить Томон в пяти вариантах проектов здания Биржи, разработанных последовательно с 1801 по 1804 годы. По национальности Томон был французом, но его творческая созидательная деятельность почти целиком связана с Россией, где он провел последние четырнадцать лет своей жизни.

В процессе проектирования Томон выполнил много эскизов карандашом, пером и кистью. Биржа проектируется им в виде ансамбля, состоящего из главного здания для биржевых операций, фланкируемого двумя ростральными колоннами – маяками и полукружиями галерей.

В первом проекте уже налицо основные архитектурные элементы, вошедшие в окончательную композицию: десятиколонный дорический портик с возвышающимся над ним щипцом биржевого зала и огромным полукружием оконного проема, служившего фоном для скульптуры; перед зданием – увенчанные сферами маяки, монументальная подпорная стенка набережной с тремя арками и спусками-пандусами. Однако объемно- пространственное решение и пропорции главного здания, соотношения между ним и ростральными колоннами, место ансамбля на стрелке Васильевского острова еще не были найдены.

Большую помощь Томону в дальнейшем проектировании и строительстве оказал Совет Академии художеств и, в особенности, гениальный русский архитектор А. Д. Захаров.

В 1802 году Томон разрабатывает второй, а затем третий варианты проекта Биржи. В них он предусматривает использование недостроенного здания Кваренги, что привело к расчленению внутреннего пространства на два операционных зала. В четвертом варианте Томон проектирует один внутренний объем биржевого зала.

Утвержденный проект – больший размах и собранность

Пятый вариант, утвержденный 26 февраля 1804 года, предусматривал сокращение габаритов здания, особенно его длины. В связи с этим количество колонн на боковых фасадах уменьшилось с 16 до 14. Все четыре стороны стилобата решены одинаково – с широкими лестницами. Число внутренних лестниц сокращено с четырех до двух, и они расположены в противолежащих по диагонали углах здания. В этом варианте значительно улучшились пропорции операционного зала и получили развитие парадные вестибюли. Стены зала трактованы как гладкий, строгий, спокойный фон, для легких ионических портиков, обрамляющих входы в боковые помещения.

-3

Утвержденный проект отличается более широким размахом композиции и, вместе с тем, ее большей собранностью. Из сравнения решений видно, что Томон освобождает фасад от ненужных деталей и тем усиливает композиционное значение наиболее важных из них.

Ростральные колонны в окончательном варианте расставлены более широко. Пропорции их изменены в соответствии с указаниями Захарова, обратившего внимание Томона на необходимость устройства в колоннах лестниц, поскольку они были задуманы как маяки.

После утверждения проекта Томон выполнил еще два варианта плана здания и рабочие чертежи, по которым была изготовлена большая деревянная модель.

Главные биржевые материалы – камень, кирпич и дерево

Вопрос о постройке нового биржевого здания был решен в феврале 1804 года и тогда же была организована специальная «Комиссия по построению биржевого здания и обложению Невского берега камнем», в состав которого вошли А. Д. Захаров и Т. Томон.

Утвержденный в июне 1804 году генеральный план стрелки Васильевского острова, выполненный А.Д. Захаровым, окончательно закрепил месторасположение здания Биржи. 23 июня 1805 года состоялась пышная церемония закладки, после чего началось строительство.

Здание Биржи построено из камня, кирпича и дерева. Наружные дорические колонны высотой 11,35 метра выложены из кирпича и камня и оштукатурены. Главный зал размером 41,4х21,4 метра перекрыт цилиндрическим деревянным сводом, декорированным кессонами с розетками, выбитыми из кровельного железа, имитирующими лепку.

Ростральные колонны перед зданием Биржи высотой 31,71 метра, выполнены из кирпича и камня. Цоколь и постамент их снаружи облицованы крупными серыми гранитными блоками. Снаружи фусты колонн оштукатурены и покрашены в темно-красный цвет. Внутри монументов устроены винтовые лестницы, освещающиеся через небольшие проемы. Завершаются колонны металлическими треножниками с полусферической чашей, которая заполнялась горючим.

Биржевые аллегории: Посейдон, Навигация, Меркурий, Время, Правосудие, Закон и Изобилие

Огромная роль в композиции биржевого ансамбля отведена монументально-декоративной скульптуре. Аллегорический смысл ее ярко раскрывает идейное содержание всего сооружения. В своем письме в Академию художеств «Комиссия по построению биржевого здания» указывала, что для «биржевого зала нужно сделать следующие фигуры, а именно: снаружи со стороны Невы реки группу из трех фигур, чтобы одна фигура изображала Нептуна, а две прочие – реки; со стороны площади таковую же группу, изображающую Навигацию, Меркурия, бога коммерции и реку – из пудожского камня. Для ростральных колонн – четыре фигуры, принадлежащие к Навигации и двадцать корабельных носов с орнаментами из пудожского камня. Для нутра биржевого зала – две группы, изображающие Время, которые показывали бы часы, и музу Уранию; с другой стороны две фигуры, принадлежащие к Коммерции, которые содержали бы часы, из алебастра; на печах четыре фигуры, изображающие Правосудие, Закон, Навигацию и Изобилие – из алебастра же».

«Тектоническое построение Биржи»

Ансамбль Биржи уже издали производит сильное впечатление. Приближаясь, зритель переходит к обозрению отдельных частей. Дойдя до площади, он видит громадные ростральные колонны, массивный цоколь здания и, наконец, величественную дорическую колоннаду. Находясь на стилобате у колонн, зритель особенно осязательно ощущает мощь этих громадных опор. Так же крупно решены и остальные архитектурные детали – русты стен, замковые камни. Особенно велики размеры замковых камней над дверями в пьедесталах ростральных колонн и арок в гранитных береговых стенках.

-4

И.В.Жолтовский пишет: «Биржа Томона связана с природой, в этом ее основная сущность ее композиционного построения. Наружным кольцом мощных дорических колонн Биржа связывается с природным пространством. Когда же вы входите вовнутрь, то постепенное уменьшение архитектурных форм подготавливает вас к внутреннему пространству. Вначале вы проходите мимо мощных наружных колонн, затем в вестибюле видите колонны меньшего размера и, наконец, в главном зале видите небольшие колонны портиков, стоящие около стен. Вверху же дан большой световой фонарь, а по бокам прорезаны огромные полуциркульные окна, поэтому вы не теряете связи с наружным природным пространством. Когда же вы движетесь назад, то чувствуете, наоборот, нарастание архитектурных форм, что органически подготовляет зрителя в широкое природное пространство. В этом основной смысл тектонического построения Биржи».

Ростральные колонны в ансамбле стрелки Васильевского острова композиционно неотделимы от здания Биржи. Они так же, как наружная колоннада, решены в дорическом ордере, переработанном с учетом их характера, как самостоятельных сооружений. В целом и в деталях они выдержаны в пропорциях ордера Биржи.

Биржевой Парфенон – вдохновение античными храмами

Своеобразие архитектурных форм здания Биржи особенно ярко выявляется при сопоставлении их с памятниками античности. Сравнение форм Биржи с античными, классическими формами важно и потому, что, по заявлению Томона, колоннада здания состоит из «44-х дорических колонн Пестум». В Пестуме сохранился ряд памятников архитектуры, из которых три могли служить творческим источником для Томона. Однако многие пропорции и положения архитектурных элементов Биржи значительно отличаются от античных. По сравнению с древнегреческими сооружениями Биржа выглядит колоссом. Эти размеры здания Биржи были определены масштабом и характером застройки Петербурга.

«Все сие приводит зрителей в удивление»

Необыкновенной монументальностью своих архитектурных форм здание Биржи должно было служить наглядным выражением всё возрастающего экономического могущества России. Ансамбль получил высокую оценку современников.В октябре 1810 года газета «Северная почта» отмечала: «Большая зала, прекрасный оной свод, величественная колоннада, крыльца, набережный тротуар, маяки, редкой красоты пристань – все сие приводит зрителей в удивление. Знатоки в изящных художествах отдают совершенную справедливость сему необыкновенному зданию».

-5
-6
-7
-8

Один из издателей «Отечественных записок» П.П. Свиньин так отзывался о новом здании: «Бордовская биржа, почитаемая самой великолепнейшей в Европе, должна уступить ныне в красоте и оригинальности новой Санкт-Петербургской Бирже, которая, кроме достоинства архитектуры, имеет прелестнейшее и выгоднейшее местоположения».

Поэт К.Н. Батюшков писал: «Надобно расстаться с Петербургом, надобно расстаться на некоторое время, надобно видеть древние столицы: ветхий Париж, закопченный Лондон, чтобы почувствовать цену Петербурга. Смотрите – какое единство! Как все части отвечают целому. Какая красота зданий, какой вкус и в целом – какое разнообразие, происходящее от смешения воды со зданиями! Посмотрите на Васильевский остров, образующий треугольник, украшенный Биржею, ростральными колоннами и гранитной набережною с прекрасными спусками и лестницами к воде. Как величественна и красива эта часть города!».

Завершение строительства и капремонт 1914 года

Строительство ансамбля было закончено, в основном в 1810 году. При этом выполнены некоторые работы, не предусмотренные сметой: укреплены на гранитной стене набережной львиные головы с бронзовыми кольцами, а на спуске установлены два гранитных шара. Доделки в здании продолжались до марта 1814 года, а торжественное открытие Биржи состоялось 15 июля 1816 года.

В конце 1820-х годов завершается предусмотренная Комиссией 1762–1792 гг., а также Т. Томоном и А. Д. Захаровым застройка полукруглой площади со стороны западного фасада Биржи. В 1826-1832 гг. по проекту архитектора И.Ф. Лукини возводятся здания северного и южного пакгаузов и портовой таможни.

В 1914 году здание Биржи подверглось капитальному ремонту и некоторой перестройке. Деревянный свод главного зала, против которого в свое время возражал Захаров, был заменен железобетонным с сохранением его первоначального вида, металлические розетки в кессонах оставлены прежними. Перепланировке подвергся подвальный этаж в связи с заменой печного отопления калориферным. С 1916 года здание Биржи не подвергалось каким-либо существенным перестройкам, которые изменили бы его вид.

-9
Биржевая геометрия: паттерны из брендбука СПбМТСБ и элементы декора во внутреннем зале Петербургской биржи (розетки на кессонном потолке и элементы ордера).
Биржевая геометрия: паттерны из брендбука СПбМТСБ и элементы декора во внутреннем зале Петербургской биржи (розетки на кессонном потолке и элементы ордера).