Найти тему
52,6K подписчиков

Откликайся и тренируйся

4K прочитали

Ищем в отдел специалиста. Рынок, на котором работает моя компания, довольно специфический, продукт сложный. И вот мы ищем. Собеседующих трое: я и две моих коллеги, составляем коллективное мнение после разговора. Первый этап любого знакомства: созвон по Интернету на четверых - мы втроем и соискатель.

Мне нравится участвовать в собеседованиях, нравится разговаривать с людьми. Даже если человек нам не подходит, всё равно - всегда любопытно узнать, как складываются трудовые пути у разных людей, какие у них приоритеты, как они видят мир и себя в мире.

Деньрожденный букет на работе
Деньрожденный букет на работе

На прошлой неделе собеседовали девушку. Ей 30 с небольшим, а резюме почти на 5 страниц. Везде работала по полгода, максимум месяцев 11. На бумаге это выглядит так, словно человек скакал с места на место, и рассчитывать на него нельзя. Но всё же решили с ней поговорить. Девушка очень милая, приятная. В какой-то момент, конечно, заходит речь о том, почему она так часто меняла места работы. И по её рассказу получается, что факторы были объективные, ну, вот просто звезды так сложились. В одном месте попала под сокращение. В другом - фирму ликвидировали во время пандемии. Третья компания, в которой она работала, сменила место расположения в Москве, и наша собеседница вместо получаса стала добираться домой полтора часа. Что называется, не везёт. А на бумаге выглядит как попрыгунья Стрекоза.

А сегодня собеседовали мужчину. Мой ровесник, резюме приличное. Загружается картинка - а он там сидит в рубашке на фоне кухни, и такой прямой, застывший, очень напряженная поза и лицо. Мы с ним несколько минут были тет-а-тет на созвоне, и я пыталась его разговорить. Спрашивала, чем увлекается, работает ли сейчас, как давно в поиске работы. Мне очень хотелось, чтобы к началу собеседования он расслабился немного, и я очень аккуратно и доброжелательно с ним разговаривала. Но мне не удалось. Он весь разговор так и просидел: прямой, напряженный, строгий и реагирующий только на прямо заданные вопросы. Стрессанул сильно.

Стресс на собеседовании вообще главный враг человека. В конце года я вместе со своим руководством участвовала в собеседовании своего хорошего знакомого, рекомендовала его как классного специалиста в нашу компанию. И вот он пришёл как бы по моей рекомендации, поэтому миновал стадию видео-собеседования, сразу на встречу с руководством компании. И - провалил разговор. Он никогда не искал работу, не ходил по собеседованиям, его как классного специалиста всегда брали с проекта на проект. А тут вот остался без работы - и вуаля, надо пособеседоваться. А он не умеет, не привык, разволновался, "зависал" с ответами, отвечал невпопад, подолгу молчал. В общем, руководство моё сказало: "Женя, при всём уважении, но нет". А я уже на собеседовании поняла, что нет. И сам мой соискатель понял, и от этого стало ему ещё хуже уже в процессе. И я чуть не плакала потом, потому что знала, что знакомый мой - крутой спец, но не смог "продать" себя.

И вот что я думаю. Если ты не собираешься всю жизнь сидеть на своем рабочем месте, и понимаешь, что в какой-то момент надо будет искать что-то другое, то надо откликаться на вакансии и ходить на собеседования. Тренировать навык диалога на собеседовании. Осваиваться в ситуации, когда тебя рассматривают под лупой, оценивают незнакомые тебе люди. Для нормального человека такая ситуация стрессовая, и нужно научиться в ней быть если не расслабленным, то хотя бы приблизительно быть собой.

А ещё очень полезно узнать, какие требования на рынке, чего ждёт "в среднем" работодатель. Подготовиться к выходу на "ярмарку вакансий". Скажем, мужчина, которого мы сегодня собеседовали, сказал, что важное для нас направление работы он никогда не делал, не умеет и осваивать его ему бы не хотелось, ну, мол, староват он уже для такого. "Не приходилось делать" и "не буду даже изучать" - это две большие разницы, которые особенно радикально звучат на собеседовании. Хотя это направление digital-рекламы, и там ничего особенного уметь не нужно, потому что всё будет делать подрядчик, а тебе надо лишь понимать, какое подрядчику дать техзадание. Возможно, когда этот человек получит десятый отказ из-за такого заявления, он быстренько освоит эту несложную науку прямо на дому, что называется:)

Поэтому рекомендую время от времени проверять себя в "боевых обстоятельствах", это действительно полезно. А вдруг так и работа мечты найдётся, если вы ещё не на ней?:)

Деловая фотосессия
Деловая фотосессия

Когда я в прошлый раз писала про вакансии и собеседования (давно это было, но всё же), меня некоторые читатели обвинили в высокомерии и в том, что я возомнила себя пупом земли. Мол, как я могу вот так легко вершить чужие судьбы. Именно поэтому я написала в начале, что нас трое, и любое наше решение - коллегиальное. И да, большинству отказываем. Но за прошедшие 3 года были прособеседованы и взяты на работу 8 человек, и мы до сих пор работаем душа в душу. С одним человеком пришлось расстаться, но по поводу него у меня с самого начала были сомнения, меня убедили коллеги, и потом я ругала себя, что не прислушалась к собственной интуиции.

И кстати. Когда меня брали на мою текущую работу, я прошла четыре (!) этапа собеседований. Так что была я со всех сторон баррикад, и не раз.

И, вероятно, ещё буду:)

П.С. После первых комментариев про то, что компания потеряла классного спеца, и надо было пренебречь собеседованием. Я согласна: компания не приобрела специалиста, но мы же с вами в реальном мире живем, и тут нельзя взять человека на руководящую должность без согласования с руководством. Я в этом случае рядовой сотрудник, не руководство. Про то, что "сплясать на потеху" полная чушь, даже и комментировать не буду. На рынке, где тебя никто не знает (в Москве то есть) мало быть классным, надо уметь о себе хотя бы минимально рассказать. И тут, чтобы тебя как крутого спеца передавали из рук в руки, надо десяток лет проработать сначала. И это я о себе в первую очередь.