Найти в Дзене

"Зона интересов": самый страшный арт-объект современности

Продолжаем закрывать 2023-й, из текущей оскаровской программы, пожалуй, по-настоящему волнующих осталось буквально два фильма. Один из них - “Зона интересов” Джонатана Глейзера. Очень интересный автор, который 10 лет назад раздел саму Скарлетт Йоханссон и устроил взрыв мозга в витиеватом арт-хаусе “Побудь в моей шкуре”, в этом году пробрался в душу и оставил самое гадкое и тяжелое впечатление своим редким, экспериментальным проектом. “Всё зло, выведенное в большинстве романов, пьес и кинофильмов, примитивно, если не вообще фальшиво, этакая низкопробная смесь жестокости, выдумки, невропатических ужасов и мелодрамы, на фоне этого кошмара”. Это высказывание американского писателя про автобиографические записки “Комендант Освенцима” Рудольфа Хесса, неплохо характеризующее и “Зону интересов”. Джонатан Глейзер обещал представить новый взгляд на холокост и он это сделал. Его фильм - уникальный аудио-визуальный эксперимент, что-то типа ASMR, только наоборот, вместо расслабления дающее обратны

Продолжаем закрывать 2023-й, из текущей оскаровской программы, пожалуй, по-настоящему волнующих осталось буквально два фильма. Один из них - “Зона интересов” Джонатана Глейзера. Очень интересный автор, который 10 лет назад раздел саму Скарлетт Йоханссон и устроил взрыв мозга в витиеватом арт-хаусе “Побудь в моей шкуре”, в этом году пробрался в душу и оставил самое гадкое и тяжелое впечатление своим редким, экспериментальным проектом.

“Всё зло, выведенное в большинстве романов, пьес и кинофильмов, примитивно, если не вообще фальшиво, этакая низкопробная смесь жестокости, выдумки, невропатических ужасов и мелодрамы, на фоне этого кошмара”. Это высказывание американского писателя про автобиографические записки “Комендант Освенцима” Рудольфа Хесса, неплохо характеризующее и “Зону интересов”.

Джонатан Глейзер обещал представить новый взгляд на холокост и он это сделал. Его фильм - уникальный аудио-визуальный эксперимент, что-то типа ASMR, только наоборот, вместо расслабления дающее обратный эффект постоянно накатывающего ужаса. Саунд-дизайн великолепен, озвучка цветущего, размеренного быта большой семьи душераздирающими воплями, выстрелами и гулом газовых камер, которые круглосуточно коптят живописные окрестности - прием, который не исчерпал себя за полтора часа экранного времени. А какой дьявол прячется в деталях кинополотна - в отдельную копилку впечатлений, от сада, взращенного на удобрении от праха, до детей, беспечно играющих с чьими-то зубами.

-2

Многие авторы и кинокритики красочно и точно расписывают в чем завораживающе ужасен и прекрасен сей экспириенс, исследование банальности зла, беглый портрет основателя лагерей смерти, Рудольфа Хесса. Всегда было интересно, что за люди этим занимались, слепые заложники идеологии, или же садисты с психическими отклонениями. Автор не даёт ответа, беспристрастный и отчужденный подход повествования не сгущает краски, показывая вполне обычного человека, методично выполняющего свою работу. Вкупе с уникальным эффектом присутствия, благодаря съемке, это пробирает сильнее всего.

-3

“Зона интересов” - необычный, выдающийся, грандиозный авторский проект, доносящий нужные эмоции, не показав ни единого “страшного” кадра, оставив ужас, который все прекрасно представляют за стеной. Наверное, не случайно в концовке показана связь с музейными экспонатами, весь фильм, как арт-инсталляция, необходимая память о страшных событиях, через ужасающий портрет привратника ада на земле, который в нескольких метрах от него умудрился разбить сад и растить пятерых детей.