Найти тему
structure_mag

Как влияют цифровые технологии и нейросети на развитие современного искусства?

Цифрой едины. Почему художники не мыслят творчество без технологий.

Всё больше авторов творит совместно с искусственным интеллектом. Госдума разрабатывает законопроект о маркировке нейрогенеративного контента. Инициатива позволит защитить авторские права представителей креативных индустрий и минимизировать риски распространения дипфейков – подмены одного изображения другим с помощью алгоритмов машинного обучения. Как художники воспринимают цифровую среду и относятся к нейросетям? Об этом – в интервью графического дизайнера, независимого куратора, междисциплинарного художника Софьи Орешкиной.

Полина: Софья, с чем связана популярность цифрового искусства?

Софья: Я думаю, цифровое искусство мобильно и требует минимального количества материальных ресурсов. Диджитал художнику не нужна отдельная мастерская, холсты и краски. Можно ограничиться ноутбуком, планшетом, смартфоном.

Популяризация цифрового искусства во многом связана с тем, что мы много времени проводим в сети. Огромное влияние, как мне кажется, оказал дизайн, а также пандемия COVID-19. Некоторые галереи продолжают вести весьма успешную онлайн-деятельность. В силу своей профдеформации я отношусь к диджитал арту нейтрально. Но все-таки хочется уйти от «цифры». Духовная и материальная ценность вещей, созданных вручную, гораздо важнее для меня.

П: Некоторые искусствоведы полагают, что в произведениях диджтитал арта идея первична, а эстетика вторична.

С: Не всегда. Всё зависит от исходных данных и поставленных задач, контекста. Современное искусство очень живое и подвижное, оно может быть непонятным и далеким, непредсказуемым или наоборот соответствовать мировым трендам, стандартам. Его можно сравнить с модой. Мода – это не всегда про эстетику, удобство и глубокую смысловую нагрузку.

Скриншот из видео-арта Алены Столетовой “Б.Е.Л.Г.О.Р.О.Д.”, выставка "Пространственные переживания" на фестивале "Белгород в цвету" в коллаборации с компанией "Трансюжстрой". Белгород, 2022. 
Художники: Алена Столетова, Юлия Чиж, Владислав Тяжлов, Софья Орешкина.
Скриншот из видео-арта Алены Столетовой “Б.Е.Л.Г.О.Р.О.Д.”, выставка "Пространственные переживания" на фестивале "Белгород в цвету" в коллаборации с компанией "Трансюжстрой". Белгород, 2022. Художники: Алена Столетова, Юлия Чиж, Владислав Тяжлов, Софья Орешкина.

✦ Просмотреть видео-арт Алены ✦

П: Классическое искусство призвано воспитывать личность, художественный вкус. Что можно сказать о цифровом искусстве? Для чего оно?

С: Я бы поспорила. Взять, к примеру, средневековое искусство. Да, это великие, исторические вещи, но как они могут повлиять на воспитание или формирование художественного вкуса, если человек этого не понимает или ему не интересно?

Сотрудники музеев мне говорили, что, организовывая выставки современного искусства, я перечеркиваю традиционные и привычные для понимания жанры, выступая против пейзажей и натюрмортов. Это вызывает у меня скорее смех, чем вопрос. Я имею как классическое художественное образование, так и академическое. Но для меня это всё РАМКИ, которые лишь ограничивают видимость. Сейчас можно использовать любой медиум. Если ты с уважением относишься к прошлому, к так называемой базе, но не ограничиваешься только ей, то современное искусство дарует тебе свободу видения и возможность интерпретаций через любую технику. Собери все свои цифровые работы в единый проект с концепцией или проведи интересное исследование, и это даст новую точку зрения. Возможно, аудитория оценит.

П: Как оценивать цифровые работы? Как понять, что это, например, стоящая картина?

С: Ценность объекта определяет сам человек. Если говорить о масштабах общества, то не всегда понятно, чем оно руководствуется. Но иногда тренды и спрос можно предсказать, опираясь на прошлый опыт. Как правило, покупка работ молодых и неизвестных художников представляет риск для коллекционеров. Произведения художников с внушительным послужным списком, конечно же, оцениваются дороже.

Чувство стиля и вкуса являются для меня внутренними навигаторами, которые помогают ориентироваться в океане безвкусицы. Необходимо также тренировать насмотренность, причем не только визуальную, желательно включать в свой образовательный репертуар литературу, музыку, театр, путешествия и полезные знакомства.

✦ Прослушать аудио ✦

П: Как думаете, цифровое искусство рассчитано на широкую аудиторию или только на тех, кто разбирается в искусстве?

С: Культурные реалии таковы, что вовлеченность людей в искусство очень низкая. Многие воспринимают художников несерьёзно и ими, возможно, движет потребительский интерес. Меньше всего человек задумывается о том, как устроены вещи, кто их придумал.

Когда я пришла учиться на факультет дизайна архитектурной среды, меня впечатлила одна фраза, после которой поняла, что хочу созидать: «Оглянитесь вокруг: всё, абсолютно всё, что вы видите – это дизайн». Стул и стол, за которыми сидите каждый день, дом, в котором живете, придумал художник-инженер.

Если человек не стремится познать простые вещи, сложные для него недосягаемы. Я не делаю акцент на том, что искусство доступно лишь избранным, оно доступно всем и каждому, надо быть открытым новому.

П: Диджитал арт у многих ассоциируется с NFT. Но ведь это уже больше про бизнес нежели искусство?

С: Диджитал арт – это всего лишь медиум или одна из вариаций возможных техник. На модных ярмарках современного искусства в равной степени выставляют как живопись, графику, объекты, так и диджитал арт. Всё зависит от модных веяний, спроса, вкуса. У цифровых произведений есть ограничение в тираже, это может быть только пять напечатанных постеров или один эксклюзивный видео-арт.

NFT – это валюта, уникальный токен, который дает возможность приобрести права на исходное изображение. И, кстати говоря, на онлайн-площадках продаваться могут не только диджитал изображения, но и цифровые копии картин.

П: Изображения, сгенерированные нейросетями, можно считать цифровым искусством?

С: Нейросети – это инструмент в умелых руках для креативных проектов и экспериментов. Искусственный интеллект фильтрует огромное количество баз данных за считанные секунды, быстрее, чем наш мозг, но это не означает, что машины наделены эмоциональным интеллектом. Местами нейросети действительно облегчают жизнь, лично мне, интересно их использовать в формировании какой-то новой действительности. За последние пару лет от заказов в сфере дизайна у меня отказались только два клиента, но это их выбор. Те, кому важно присутствие специалиста, продолжают работать со мной, и это только увеличивает ценность интеллектуального труда.

П: Приходилось работать с цифровыми художниками? Если да, то расскажите, пожалуйста, о выставках с их участием и подготовке экспозиций.

С: Да, приходилось. Я и сама как художник делала и делаю цифровые произведения. Фотографии, видео, звук, постеры, иллюстрации, AR/VR и даже компьютерные игры – это тоже цифровое искусство. Большинство художников сейчас позиционируют себя междисциплинарными, они работают с несколькими медиумами сразу, совмещая разные направления.

Постеры, иллюстрации, изображения и фотографии могут экспонироваться как графика, чаще всего это разноформатная печать или печать на холстах. Qr-код позволяет добавить звук, видео, AR. Видео-арт можно проецировать на стены, показывать на экранах, а иммерсивные спектакли слушать в наушниках. Чем лучше площадка оснащена технически, тем больше возможностей интересно выстроить экспозицию выставочного проекта.

П: Как бы вы охарактеризовали развитие цифрового искусства в Белгородской области и других регионах России?

С: В Белгородской области искусство даже в своей традиционной форме не особо пользуется спросом. Но, повторюсь, у «цифры» путь гораздо проще: для распространения работы достаточно интернета.

В регионе преобладает скорее коммерческий и понятный формат искусства, например, интерьерная живопись и роспись стен. Цифровая визуальная культура представлена иллюстрацией и дизайном.

Для столичных площадок цифровые технологии уже не в новинку. Больше всего мне понравилась идея одной из галерей: на сайте сотрудники разместили выставочное пространство, 3D комнату. Видела даже выставочные проекты на «Авито», это было один-два года назад.

Журналист Полина Быкова поговорила о цифровом искусстве с основателем журнала "Структура" Соней Орешкиной ✨👀