Найти в Дзене
Alterlit Creative Group™

Обзор сериала «Прелесть»: Дьявольский металл

Читаем, порекомендует ли к просмотру сериал «Прелесть» наш постоянный автор Продолговатый ящик:
«Всё это, безусловно, было сто миллионов раз и выглядело бы слишком тоскливо, если б не подача материала в формате неонуара»

Жанр: Драма, криминал

Режиссёр: Динар Гарипов

В ролях: Фёдор Федотов, Олег Меньшиков, Филипп Янковский, Елизавета Кононова, Вера Кинчева, Максим Коновалов, Олег Васильков, Константин Мурзенко, Игорь Черневич, Екатерина Стулова

Производство: Россия

Год: 2024

18+

Насколько сильно поступки в прошлом влияют на нас в настоящем? Мы зачастую оцениваем лишь краткосрочность принятых решений, но редко задумываемся о том, к чему они приведут в долгосрочной перспективе. А ещё реже думаем о том, как это скажется на людях, которые нас окружают. Именно над этим вопросом — но не только над ним — рассуждают главные герои криминальной драмы  «Прелесть». Не напрямую, а через погружение в историю. Самым честным образом показаны последствия 90-х и то, как золотом были искалечены жизни людей.

Сначала мы знакомимся с автоугонщиком — Цыганом (Фёдор Федотов). Он живёт в провинциальном городе, центром которого является завод по переработке золота. Двадцать лет назад, при загадочных обстоятельствах, на этом заводе погиб его отец, якобы замеченный в хищении слитков. Золото в этой истории играет далеко не последнюю роль. Цыган жаждет найти убийцу и отомстить за отца.

-2

В это время объявляется бывший директор завода и негласный хозяин города — Леонид Максимович, или как его все называют «ЭЛЭМ» — самый загадочный персонаж истории. Он станет проводником в события прошлого, многие участники которого — боятся его вспоминать. Спустя двадцать лет Леонид вернулся, чтобы провести очную ставку с человеком, который был его другом, но потом предал его. Как любой человек, с которым случилась несправедливость, «Элэм» хочет восстановить её. Эту роль исполняет Олег Меньшиков, играя с таким лицом, будто «он в своём познании настолько преисполнился, что ему этот мир уже абсолютно понятен».

-3

В сериале «Прелесть» мы видим последствия действий, которые герои совершали в 90-х. Они поступали в силу обстоятельств. Так, как могли. Кто-то желал получить власть и богатство, кто-то — безопасность и спокойствие. Но, естественно, достались эти блага тем, кто проявил большую силу. Последствия этих действий, как бы герои не пытались о них забыть, проявляют себя в будущем, внутри событий сериала. Вместо того, чтобы пережить болезненный опыт и думать о нём, как о части своего прошлого, герои этим самым прошлым живут, пытаясь его исправить. В итоге поведением героев руководит зачастую не он сам, а его травма, что приводит к разрушительным последствиям.

-4

Леонид движим жаждой мести. Желанием заставить людей, причинившим ему боль, чувствовать то же самое, что когда-то почувствовал он: обман, предательство, потеря близких. Его жизнь, после событий на заводе, возможно, могла сложиться по-другому. Но Леонид выбирает прожить травму ещё раз. Своим появлением он буквально возвращает всех в прошлое. Он принуждает каждого участника событий покаяться за грехи, совершив... Добрый поступок!

«Вы лучше всех знаете, сколько страданий принёс мне желтый металл. Теперь я по-настоящему освободился от своих старых страстей и готов отдать его вам почти безвозмездно. Всем и поровну. От вас потребуется только лишь сделать по одному маленькому доброму делу…»

Маленькие добрые дела должны совершить конченые головорезы. За аутентичность и брутальность в сериале отвечают Олег Васильков, Константин Мурзенко, Игорь Черневич. А «главного гада» — Андрея Осинского — играет Филипп Янковский. Тот самый близкий друг «Элэма», нынешний директор всё того же завода. Здесь, к несчастью, хочется отметить, что роль не такая уж яркая. А на фоне Меньшикова смотрится и вовсе бледно. В принципе, суть роли заключается в том, чтобы растерянно наблюдать, как вся твоя некогда сильнейшая криминальная империя неумолимо рушится под воздействием непостижимых внешних сил. Те самые «действия непреодолимой силы».

-5

Угонщик «Цыган» в сериале отвечает за «гослинговость». Он, как и герой «Драйва» (и как герой Юры Борисова в «Кентавре»), немногословен, решителен, и баранку крутит — закачаешься. Он кроток, но излучает неимоверную крутизну. А в случае чего, и машину у обидчика угонит, и за даму сердца постоять способен — хоть она и проблемная наркоманка. Ну, и, как Райан Гослинг, конечно же, не умер в конце. В общем, нисколько не хуже заморского оригинала.

Всё это, безусловно, было сто миллионов раз и выглядело бы слишком тоскливо, если б не подача материала в формате неонуара. Герои депрессивного моногорода, в котором всегда ночь и дождь, «неонуарно» носят исключительно чёрное, подчёркнуто не улыбаются, одержимы всяческими изощрёнными расправами друг над другом. А ещё кругом запредельный пафос и библейские аллюзии. Всё это придаёт сериалу некоторую схожесть с мрачными графическими романами а-ля «Город грехов».

-6

В то же время «Прелесть» выглядит как многосерийная отсылка фильмам Юрия Быкова. Или же их продуманным троллингом. Лаконичное название из одного слова, война за завод в наличии, холод, ночь, беспросветный дым из производственных труб. Визуал — один в один. Хмурого Дениса Шведова только не хватает. Но полным-полно других невесёлых ребят. Они тоже очень долго и эмоционально о чём-то беседуют, в поисках сермяжной правды, а потом как давай стрелять со страшной силой кто в кого. Как ход — избито. Но, как всегда, работает.

-7

Один сезон. Шесть эпизодов по 45 минут. Доступен на онлайн-платформах PREMIER, Смотрёшка, НТВ-плюс.

Продолговатый ящик для сайта Alterlit.ru