У меня двое детей. Сыновья очень разные по темпераменту, характеру, интересам. Если старший всегда был добрым и заинтересованным в учёбе, то от вредности и нежелания учиться младшенького мы порой взвываем. Хотя парень способный. Если старший всегда отличался избирательностью в еде, то младшего можно кормить три дня одним и тем же супом. Иными словами, двое родных детей каждый день задают задачки разной сложности. И их решение мне позволяет понять одно: никаких чётких правил, которые действуют со всеми детьми одинаково, не существует. Правила безопасности, конечно, одинаковые, тут без вариантов. Но даже доносить их до разных детей нужно по-разному. Старшему объяснил всё, описал самый плохой исход для красочности картинки, -- и он понял. Младшему порой объяснений мало. Иногда нужно наступить на грабли и получить ими по лбу. Слава Богу, не всегда...
Старший сын до сих пор советуется с нами, родителями. Часто мнение отца по тем или иным вопросам для него решающее. Про младшего можно сказать стихами:
Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал.
У него своё мнение. И оно самое правильное.
Про обоих -- одному 14 лет, другому 6 -- я поняла вот что: иногда не нужно много говорить, доказывать; достаточно оставить в покое и дать свободу выбора. Да, какое-то время пропадёт, какие-то планы будут порушены. Возможно, придётся что-то исправлять, латать и клеить потом. "Грабли по лбу" -- это ещё и больно. Зато каждый останется с ощущением, что его поняли и встали на его сторону. И это, пожалуй, самое главное. Да ещё иногда и собственный плохой опыт -- самый доходчивый способ объяснения.
Например, старший сын помимо регулярных занятий английским учил 2 года немецкий. Когда нашу страну в свете понятных политических моментов ограничили во многом, включая возможность свободно выезжать в другие страны, у него потерялась мотивация. Потому как немецкий он учил именно с желанием путешествовать. Конечно, ситуация сотню раз может поменяться, о чём я сыну и сказала, но желания заниматься это не прибавило в тот момент. Язык он забросил. Я расстроилась первоначально. Всё же силы прикладывал. Деньги платили. Но в итоге сдалась: не хочешь -- не учи, это твоя жизнь. Прошло какое-то время, и интерес у сына сместился в сторону китайского. Разбирается сам, учит. Нравится человеку, занят, и хорошо. Главное, что есть то, что интересует.
При шизотипическом расстройстве интересы детей часто стереотипные, узконаправленные, не меняющиеся долгое время. Например, метро конкретного города. Или автомобили марки ГАЗ. Как у детей с РАС, да. Если интересы меняются, это уже хороший знак.
Так же, как с языком, у сына с бассейном было. Плавал больше 4 лет. В какой-то момент понял, что больше категорически не хочет тех занятий и тех людей на них. Жаль, конечно. Спорт полезен. Но жизнь у ребёнка одна. Жить её нужно в удовольствие. А не мучиться нелюбимыми занятиями с нелюбимыми тренерами. Главное, на воде себя вести научился. А вместо плаванья решил много ходить пешком.
Если честно, я не понимаю родителей, которые в музыкальную школу, на танцы или куда-то ещё детей водят через их слёзы. Я не говорю, что они не правы или что они глупые. Просто не понимаю. Потому что с моими парнями такой номер не пройдёт.
Младший сейчас в поисках подходящего вида спорта для себя. Вижу, что из него получился бы борец. Но точно знаю, что если ему что-то не понравится, то эту тему он и слушать не станет. Это неудобно для меня. Но это очень правильно для него. Человек должен иметь своё мнение, чтобы иметь шанс отстоять себя и уметь радоваться жизни.
Пишу прописные истины. Но мне лично они дались с боем. Я росла без права выбора одежды, рациона, учителей и прочего, что важно на разных этапах. Даже друзей моих критиковали. Вечно кто-то не дотягивался до планки, условно выставленной "идеальными людьми" дома. Потому умение видеть личность с её желаниями в человеке маленького размера мне далось не сразу. Старшему сыну в этом плане пришлось менее сладко, чем младшему. И это моя душевная рана, что мы росли вместе.