И сегодня, в эпоху цифровых приложений для знакомств и дейтинг-сайтов, найти подходящего спутника жизни — целая проблема. Что уж говорить о временах, когда не было ни интернета, ни мест, где молодые люди могли бы свободно общаться друг с другом. Приближается весенняя пора – время цветения нежных чувств. Разбираемся, как решали и решают проблему знакомств и поиска пары по материалам «Брачной газеты» от 1908 года, издания "Антальявилль", с помощью искусственного интеллекта и по материалам от Светланы Ворошиловой.
Решение 1. Традиционное. Ярмарки невест
«Москва женского рода, Петербург — мужеского. В Москве всё невесты, в Петербурге всё женихи», — писал еще Гоголь. Разумеется, дело было не в какой-то демографической аномалии: из провинций мужчины приезжали в столичный Петербург в надежде построить карьеру.
В сонной Москве ситуация была иной, поэтому со временем у петербуржцев возникло что-то вроде обычая — ездить жениться именно в Москву. Зная это, дворянские и купеческие семьи со всей страны стали привозить дочерей на московские смотрины и балы.
«Москва была сборным местом для всего русского дворянства, которое изо всех провинций съезжалось в нее на зиму. Тут молодые люди знакомились между собою; улаживались свадьбы. Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками».
Смотрины происходили на балах в Благородном собрании, в Университетском пансионе, во множестве домов. Иногда даты сразу нескольких балов совпадали, так что женихи за один день успевали посмотреть «весь ассортимент». Пока молодые люди танцевали и присматривались друг к другу, родители невест старались во время светских разговоров побольше выведать о «кандидате»: из какой он семьи, какое состояние, нет ли за женихом шлейфа долгов или скандалов.
Скромные смотрины невесты простого сословия проходили в летних садах на прогулке в общественном месте, где жених и невеста могли издали посмотреть друг на друга, не давая при этом опрометчивых обещаний. Если первые смотрины оказывались удачными, запускался дальнейший ритуал и заключалась «сделка».
Решение 2. Традиционное. Сваты и свахи
Для семей и сословий попроще (купцов или мещан) сваха была незаменимым человеком.
Свахам сообщали возраст невест и женихов, описывали приданое и брачные условия, а они везде искали подходящих кандидатов. За дополнительную плату одна из сторон могла попросить приукрасить состояние дел (например, скрыть, что указанные в описи имения давно заложены, а семья на грани нищеты).
Среди прочего там указывались и требования к будущим супругам:
«Желает полковника или капитана, но в таком случае (если не полковник, а капитан), то гвардейского, не старше 35 лет, черноволосого, не слишком полного, но и не худощавого, высокого роста, чтобы говорил по-французски».
Описи приданого тоже составлялись подробнейшим образом и официально заверялись: в них подробно перечисляли всё движимое и недвижимое имущество невесты включая одежду, украшения и постельные принадлежности.
Сваху из произведения «Женитьбы Бальзаминова» все прекрасно помнят, особенно ее образ в киноленте режиссера Константина Воинова в исполнении незабываемой Лидии Смирновой.
Решение 3. Традиционное. Брачные объявления
На рубеже XIX и XX веков молодые люди уже могли искать партнера самостоятельно. Институт свах и договорных браков постепенно уходил в прошлое, а мест, где женихи и невесты могли бы знакомиться и общаться, по-прежнему было мало. Вот тогда-то стали популярны газеты брачных объявлений.
Безусловным лидером была «Брачная газета» (1906–1917) — первое в России издание, которое специализировалось только на объявлениях о поиске супруга и распространялось по всем регионам страны.
Редакция гарантировала подписчикам полную анонимность. Саму газету подписчикам посылали в плотном непрозрачном конверте! Адресов в объявлениях, разумеется, не указывали: люди отправляли друг другу письма до востребования или переписывались через редакцию. В конверты вкладывали и фото, но, как правило, с возвратом: фотография всё еще была дорогим удовольствием.
Первое, что бросается в глаза при чтении объявлений в «Брачной газете», — с какой бесхитростной откровенностью их авторы (причем обоих полов) заявляют о своих финансовых интересах. Сейчас, когда браки по расчету далеко не редкость, почему то вслух о своих корыстных побуждениях признаваться не принято. А вот в начале XX века, судя по всему, это вообще не считалось чем-то зазорным.
«МОЛОДОЙ русский князь, красивый, образованный, без средств, желает жениться на богатой; лета и звание безразлично
«КРАСАВИЦА, с красивой фигурой, образованная, без прошлого, 19 лет, ищет мужа-друга очень богатого, желательно миллионера. Откликнись, милый, давно желанный».
«Ищу жену с большим состоянием не для себя, а чтобы широко и красиво прожить жизнь, не нуждаясь. Я абсолютно не пью, не играю в карты и даже не курю, с удовольствием бы через жену вошел в большое торговое дело, хочу работать».
«Кинорежиссер, 26 лет, серьезный, ищу жену-друга, любящую искусство, с капиталом не менее 40 000 руб. для собственного производства кинематографических лент. Звание и красота безразлично».
Встречались, впрочем, и романтики, которые не интересовались материальным положением партнера (или, по крайней мере, не выказывали этого интереса в первом же объявлении):
«Мне 35 л., владею полумиллионным состоянием, недурен собою; даже, как говорят многие, очень интересный южанин, представительный. В движениях, манерах — отпечаток интеллигентности, совершенно здоров. Нет у меня близкого родного человека: ни отца, ни матери, ни брата, ни сестры нет у меня, и что тяжелее всего, — нет у меня задушевного друга-жены, с которой бы я делился своими радостями и печалями. Окружающие меня — „чужие“ люди. Среди знакомых женщин нашего города нет ни одной, которую я мог бы полюбить глубоко и страстно. Тоскливые они какие-то. Нет среди них живых непосредственных натур. Смех у них какой-то искусственный, разбитый смех, а грусть — не грусть, а панихида. Нет у них радостного, оздоровляющего душу, смеха и красивой мечтательной грусти. Бесприютно мне жить среди них. Я хочу встретить такую женщину, которая украсила бы мою личную духовную жизнь ореолом красоты и счастья».
«Надоели пресные сумерки жизни! Хочется пережить хоть один миг счастья, которое дала бы моя будущая супруга. Дворянин, средних лет, ищет знакомства, в целях брака, со скучающей москвичкой, изящной, не материалисткой».
«Аристократа духа, могучего телом, изящного душой, чуткого сердцем, зову заглянуть вместе за грань известного и надолго уйти от тусклых будней земли».
«Тоскующий о безбурном счастье и тихих радостях жизни, обеспеченный, средних лет господин ищет в целях брака. знакомства с интеллигентной, нежной души женщиной, представительной внешности, от 24 до 38 лет, мягкого характера, скромной, не светской, не сухо-прозаичного склада, любящей порой помечтать о голубых звездах далекого неба, видящей в браке не одну материальную пристань; нисколько не вредит сентиментальность, но властный характер и бурная душевная стремительность, неуравновешенность — совсем не желательны. Вообще хотелось бы найти женщину немного старинного, тургеневского уклада».
Многие объявления были больше похожи на сухие коммерческие предложения, но и чувство юмора было в цене:
«Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста. Женщина, откликнись».
«3 холостяка: инженер — 43 лет, подполковник — 42 лет, доктор — 32 лет, живя вместе, скучают одиночеством. Надоели друг другу, несмотря на взаимную дружбу, безумно. Хочется разъехаться и каждому устроить свое собственное гнездо».
Хотя сама «Брачная газета» позиционировала себя как крайне серьезное издание, «ставящее перед собой цель укрепить высокое значение брака в общественном самосознании», читатели ее не всегда жаждали женитьбы. Правда, искатели свободных отношений всё же маскировали свои объявления под брачные (иные газета не опубликовала бы, как минимум из соображений собственной безопасности), но намеки были довольно прозрачны.
«Мне тридцать лет, шатен, среднего роста, имею 20 000 годового дохода, желал бы познакомиться с хорошенькой женщиной. Бывать в театрах, прокатиться за город в лучшую морозную ночь и затем согреться за стаканом вина. После же серьезного изучения друг друга я не против вступить в брак и предложить избраннице все удовольствия жизни».
«Барышню без прошлого, еще не любившую, очень интересную, дивно сложенную, жизнерадостную, ищущую счастья в красивой одухотворенной жизни, страстно мечтающую путешествовать с любимым человеком, приглашает в целях брака молодой (32 л.), одинокий, очень интересный, интеллигентный, состоятельный господин. Имею в виду поездку в Крым, за границу, на Кавказ и по Волге. Продолжительность путешествия около 3 месяцев. При письме должна быть приложена фотографическая карточка, чтобы иметь наглядное представление о будущей спутнице жизни».
«Неужели в Москве не найдется ни одной сострадательной и доброй дамы, которая согласилась бы развлечь молодого человека, 24 лет. Он скромный и даже застенчивый, курчавый блондин, студент. Был идеалистом. До сего времени не имел ни одного знакомства ни с одной женщиной. Мрачная действительность и неудача разбила все мечты и сны… Он просит добрую даму помочь его горю и завязать знакомство».
Решение 4. Зарубежный пример.
Турки, как известно, умеют знакомиться с дамами. Ещё относительно недавно турецкая девушка могла получить вот такую карточку с надписью:
"Здравствуй, прекрасная девушка. С первого взгляда я восхищён вашей красотой. Я хочу стать вашим другом. Если вы согласны, то оторвите часть "Да", если не согласны, то "Нет", и верните карточку".
На карточке также есть вариант "Хочу подумать".
О существовании таких карточек напомнили в блоге Tarih Enstitüsü, и один из пользователей заметил, что ещё в 1990-х годах таким образом можно было познакомиться с девушкой".
Решение 5. Немного о традициях: сватовство, калым, похищение
Еще не так давно, всего-то сто лет назад в совершенно разных странах от Китая, Индии до России бедные семьи часто продавали своих молодых дочерей богатым семьям, чтобы получить немного денег, а также избавиться от бесполезных женщин в семье.
Также были распространены браки, организовываемые родителями. Молодые женились потому, что так решили их родители. Иногда молодые люди видели друг друга в первый раз на собственной свадьбе. Также были распространены браки по договоренности: свадьба организовывалась еще до рождения детей по согласию родителей с обеих сторон.
Кавказские свадьбы – это уникальный пример того, как древнейшая культура может продолжать быть актуальной даже для современной молодежи.
А вот похищение невесты не только кавказская традиция.
Похищение было одним из казахских свадебных обрядов. Практика насильственной женитьбы на территории современного Казахстана появилась в древние времена и продолжает существовать по сей день, хотя в советский период это явление считалось исчезнувшим. Господствующей формой брака была женитьба со сватовством (кудалык) и последующим «выкупом» невесты за калым. Если жених похищал уже засватанную невесту (юноша и девушка договаривались о «похищении» заранее), то это не считалось тяжким преступлением. Похищение же чужой засватанной невесты являлось тяжким преступление.
Решение 6. "Инновации" во всей красе. Современные пикаперы и тренинги для смелости.
Сегодня невероятно широко распространены тренинги и мастер–классы по самосовершенствованию, в том числе и для развития «коммуникативных навыков». Не все они одинаковы и некоторые, прямо скажем, очень специфичны в своих методиках. Несмелых юношей приглашают пройти испытания, после которых, их ухаживания станут/должны/будут не отразимы ни одной гламурной бэби. Блоги, рекомендации, видеоуроки, существуют форумы пикаперов. Со знаком минус в сети-интернет прославились «горе-охотники», которые тренировали свою смелость и мачизм хамоватыми приемами и приставаниями к девушкам.
P.S. Дорогие мужчины, если все же Вы ищете способ развить в себе уверенность и навык достойно общаться, быть понятым и услышанным не только 8 Марта, приглашаем на настоящий «Курс по самопрезентации и тренировки выступления перед публикой и на видеокамеру» педагога и бизнес-коуча Евгении Зябкиной