Есть среди людей довольно узкая прослойка, которым нравятся стрепы, наручники, плетки, кляпы, цепи и затычки во все дырки. Ну, вы знаете. Есть еще более узкая прослойка, которая получает удовольствие более изощренным способом. Им нравится заехать на внедорожниках в места, куда только медведи с фонариками покакать ходят. Где болота глубиной до верхнего слоя магмы, где местами, говорят, можно встретить трицератопса. Они едут туда, чтобы во всем этом застрять. Желательно в холода и под дождем. Ночью. Потом они воодушевленно валят деревья, делают из бревен настил, и вылезают из этой мрачной попы со своими лебедками, бензопилами, топорами, лопатами и геройством. А потом хвалятся друг перед другом, как ловко это сделали (вначале залезли в задницу, а потом вылезли). И чтобы обязательно в грязи, болотной жиже, мхом в волосах и волчьих какашках, иначе незачёт.
И вот я с такими друзьями какого-то... За каким-то... В общем, поехал в глухую марийскую тайгу на своем Аутлендере. Получил сполна.
Проткнул колесо и первые три раза застрял я уже на первой сотне метров этого леса. Потом были речки вброд, бревенчатые стлани по болотам, "тыдых-тыдых" - ехали по заброшенной узкоколейке, как выяснилось... Мы спрашивали дорогу у лосей, мы здоровались за лапы с дружелюбными зайцами, пару раз, казалось, среди древовидных папоротников промелькнул хвост трицератопса...
Ночевка предполагалась на берегу озера Светлое. В республике Марий Эл три озера с таким названием. Это находилось уже не так далеко от цивилизации.
Зная это, я захватил с собой снарягу для подводной охоты, надеясь настрелять к ужину рыбы. И вот мы, уставшие, все в болотной жиже, во мху в волосах и волчьих какашках, добрались до озерной стоянки. Солнце еще не зашло. Я натянул гидрокостюм, обвешался грузами и полез в воду.
Позже мы пытались найти хоть какое-то упоминание об этих постройках.
Ничего. Совсем. Местные не знают, на картах (даже позапрошлого века, даже американских (!) - населенный пункт не отмечен, нигде упоминаний нет.
Первое, что подумалось - рабочие постройки лесорубов. Здесь проводились вырубки лесов до середины прошлого века. И даже была узкоколейка километрах в семи от озера. Лес вывозился и сплавлялся далее по Волге. Однако - зачем строить рабочий поселок в стороне от железки? Да и сам характер построек...
Хотелось сразу все это заснять, но получилось только в этом году, спустя 9 лет
Получилось спонтанно. Узнал, что Андрей Бортяков ("Марийские лесоходы"* - это с ним я путешествовал тут 9 лет назад) и компания стоят лагерем на юго-восточной стоянке озера. Все бросил и махнул к ним, захватив дайверскую снарягу.
Да, все на месте: бревна, доски, лодки. Все отснял и вот они, скрины с видео**.
Есть еще более узкая прослойка среди людей. Что там БДСМ! Или любители грязевого оффроуда!? Эти люди ЛЮБЯТ КИРПИЧИ. Буквально. Называются брикофилы. Не надо смеяться. Я уже теперь сам почти брикофил. Увлеченные и любящие нашу историю люди. Они знают о кирпичах всё: где, когда и кем выпущены, как зовут внучатого племянника рабочего, который лепил конкретный данный кирпич, с чем их готовят и кто убил Джона Кеннеди. Случай завел меня в эту инопланетную тусовку. Они создали конференцию и два дня решали, что это за странный кирпич на фото. Поначалу решили, что это кирпич, выпущенный позднее 1934 года (до этого времени они были с клеймами производителя). Потом установили, что это кирпич местного кустарного производства (что объясняло отсутствие клейма), а по характеру остатка раствора на нем, по имеющимся следам сажи, по цветовой гамме и форме, и тому, что Луна в это время была в Доме Юпитера, брикофилы с достаточной степенью уверенности установили, что сделан он в 10-х годах прошлого века, и использовался для изготовления горна в кузнице. Осмотрев остальные фото, на которых видны старые способы крепления балок, брусьев и бревен - как тогда, когда еще рубили срубы без единого гвоздя и вообще без металла; сопоставив с формой лодок-долбленок, тем, что об этом населенном пункте нигде ни слуху, ни духу - пришли к выводу, что это могла быть деревня староверов.
Да, действительно, в годы их гонения многие староверы переселялись дальше, на восток. Жили небольшими общинами, тихо и скрытно. В наших местах таких деревенек было много. В одной общине своя водяная мельница, в другой - кожевенная мастерская, в третей деготь варят... И названия остались - Староверовский лес, к примеру...
Вполне может быть и так: пришли в это глухое место, поселились на берегу озера, отстроились. А потом вдруг стала резко прибывать вода в озере (в наших карстовых озерах это случается - то исчезнет, то прибавит вода). Жители бросили жилье и ушли. А потом время и вода разрушили строения.
Кто знает, может, еще найдем концы. А может, кто из вас подскажет.