Нет, не так : " Мы : Мастер и Маргарита. 1984" - вот так надо было назвать это кино. Причём имена героев выбрала нейросеть, просто, чтобы сделать кассу. И ничего в этом плохого нет: есть дорогостоящий бюджет - должны быть и сборы!
Лента абсолютно противопоказана любителям как Булгакова, так и его гениального произведения, ибо является фантазией режиссёра о том, как в СССР угнетали автора крамольного романа. Фантазия на фоне почему-то уже отстроенных проектов, таких как гигантский памятник Ленину на Дворце советов, который так и не был осуществлён, в молодом СССР! И вот, на фоне этой строящейся Москвы разворачивается трагедия Мастера. За него так плотно взялись НКВД, что именно вокруг этого противостояния построили сюжет фильма.
Люди! Булгаков этого не писал! Да, роман Мастера был отвергнут, да, для артистической его натуры это был страшный душевный удар! Но зачем помещать героев в роман Оруэлла с пытками электричеством?
Булгаков сознательно не включил в роман события, предшествующие попаданию писателя в психушку, он описывает уже обиженного, разочарованого и опустошённого художника.
Но, вот, нам показывают эту перекорчованную сталинскую Москву, древнюю Иудею во главе с Пилатом, и, конечно проводится параллель с современным строем во главе с тираном. Вспомните, когда куратор намекает на "самоубийство Иуды", герои произносят, мол, вам не кажется, что это про наше время? И такой жиииирный намёк: и про наше! Вот так страшно жить в наше время, что даже цензура пропустила такую изысканно завуалированную крамолу! И в прокат выпустила, бестолковая! Но, как говорится, тут не обессудьте: какой тиран - такая и цензура!
В общем, школьникам, мечтающим посмотреть фильм, чтобы не читать произведение не прокатит! От булгаковского шедевра здесь, как от картины только рама. Им к сериалу Бортко.
Но данный фильм (рука не поворачивается написать "экранизация"), далеко не бездарный, если смотреть его, как отдельное, самостоятельное произведение. Смею напомнить, что изначально картину предполагалось назвать "Воланд" , вот такое название точно не нарастило бы такой ком претензий!
Вы посмотрите, какой актёр, какое дарование: его игра - это нечто среднее между николасовским Джокером, но без излишнего грима, и танцем Кристофера Уокена в клипе Fatboy slim!
Каждое его появление в кадре - это настоящее лицедейство, гениальная игра. Истинный Сатана, искуситель и бес. Он, как кот на мягких лапах с когтями, как прекрасный змей ядовитыми клыками, как суровый волк, как безжалостный ястреб. Настоящий хищник: завораживает красотой, разговором, может поиграть, но обязательно вцепится в горло и с удовольствием погубит.
Что и говорить - актёрский состав великолепный! Впервые увидела Маргариту в кино такую, какую надо: красавицу с томным, тяжёлым взглядом и лёгким, гибким станом, через которые просто фонтанирует богатый внутренний мир и душевный надлом. Для меня актриса Юлия Снегирь стала открытием. А её смех? Озорной и демонический, весёлый и тоскливый - именно так и смеялась героиня Булгакова!
Берлиоз Князев, Ярмольник Стравинский, Верник, Башаров, Сексте - истинное наслаждение от состава и игры! Интереснейшая инопланетная Гелла! Правда, обласканный режиссёрами Цыганов в роли Мастера, как всегда вял, скучен, однообразен: каким чудом такая женщина влюбилась в него остаётся загадкой! И мне искренне жаль всю труппу за то, что им представился раз в жизни шанс сыграть в обожаемом всем русским миром произведении. А это не оно.
Среди плюсов нельзя отрицать смотрибельность, блокбастерность постановки. Качество картинки, графики и спецэффектов. Но в этом же её минус-одноразовость. Вот такая диалектика.
Как грандиозна сцена бала, аутентично переданы размах и масштаб события. Наряд Маргариты, её выражение лица, как она принимает гостей, поступки и грехи которых вселяют только ужас и отвращение. Даже время и бесконечность этого празднества переданы необычайно талантливо!
А сцена преследования Воланда Бездомным: вихрь, любопытство, страх, недоумение и отчаянье. Воланд играет с ним , как с котёнком. а поэт злится и раскочегаривается ещё сильнее!
И многие другие сцены, взятые из книги...
Как только включается фантазии режиссёра и вариации на тему, сцены становятся скучными, тусклыми и мелкими. Вот собрание, на котором Латунский выступает, вот выдуманные диалоги с Воландом, вот месть писателя, где он расправляется с врагами посредством романа. Какие-то подростковые мечты и неловкие манипуляции. Это напоминает интернет-срач в комментариях под новостью от правительства, где досужие домыслы, необоснованные предположения, бездельное нытьё вызывает только одно желание -немедленно выключить компьютер . А потом пойти помыться и забыться!
Вернее, развидеть всё это и этот сюжет.
Почему авторы фильма посчитали себя талантливее автора романа? Неужели в самом произведении недостаточно уровней и недосказанностей? Можно было обыграть всю страшную безысходность и антиутопичность сталинского и нашего времени внутри сюжета, искусно завуалировать в канву повествования, тем самым проявить уважение к своему зрителю, неужели в кинематографе недостаточно художественных приёмов? Или таланта не хватило?