Найти тему
PsyCase

Онрё, или возмездие

Психологизация, символизация и психические принципы духа Онрё.

Уже смотрели "Голубоглазого самурая"?

В японской культуре есть Онрё - дух возмездия.

В европейской культуре есть Асмодей - демон мести (хотя его функции сильно шире).

В Античности Эринии - это богини отмщения.

Короче, так или иначе во множестве различных мифологий присутствует сущность, назначение которой - мстить.

Во-первых, это некоторая сущность, то есть субъект, испытывающий влечение, потребность, желание отомстить.

Во-вторых, эта сущность интенциональна, то есть направлена.

И, в-третьих, соответственно, эта сущность находится в связи с объектом, которому желает отомстить.

Это совершенно психологизированное явление. Психическое в самом своей оформляющем ядре всегда направлено на что-то. Нет психического без направленности.

Всё то, что не обладает направленностью в структуре субъекта, уже не является психическим в узком смысле (то есть оно не может быть чувственным, эмоциональным и разумным).

Человек чувствует гнев, но не знает, на что он злится? Это значит, что он не (!) осознает эту направленность, но эта направленность есть в виду того, что есть гнев (в противном случае распад направленности как образующего ядра всего психического привел бы и к распаду гнева как частного проявления направленности).

Это совершенно символизированное явление. Вполне логично, что месть как психическое явление в мифологиях и культурах персонифицирована. Потому она по существу своему антропоморфна.

Все эти мифологические образы являются символизированными оформляющими принципами субъекта.

Что значит, что в Мизу из "Голубоглазого самурая" вселился дух Онрё?

Это значит, что Мизу как действующий субъект организует себя и своё поведение в отношении мира и его объектов в согласии с принципом возмездия. То, что философия и психология облекают в протокольный язык, мифология оборачивает в ёмкие образы.

Одержимый местью человек может казаться неуправляемым и яростным существом. Это внушает страх окружающим.

В скандинавских легендах мы слышим об ульфхеднарах и берсерках, терявших "разум" и полностью воплощавших собой ничем не сдерживаемую ярость.

По сути, мифологические образы, будь то демоны, духи, боги и т.п. отражают в символической форме оформляющие, образующие, организующие принципы, существующие в мире как таковом.

Влечение мести - это принцип мести как поведения, состояния и отношения. Мстящий субъект осуществляет этот принцип на деле.

Сам факт, что дух Онрё как бы "вселяется" в человека, предполагает саму возможность такого "вселения". Психологически это значит: всякий человек по природе своей способен приходит в это состояние - самоорганизовывать себя в согласии с принципом мести.

В этом смысле влечение мести исходит из того источника, который, очевидно, связан с гневом, яростью, ненавистью. Всё это категория деструктивных влечений, который противопоставляются категории либидинальных влечений. Позже (не Фрейдом) эта категория получила название "деструдо" по аналогии с "либидо".

Либидо - это общее стремление субъекта к созданию и сохранению связей с объектом.

Деструдо - это общее стремление субъект к разрушению и недопущению связей с объектом.

Дух, демон или божество возмездия описывают и символизируют частное проявление деструдо вообще: причинить объекту боль, лишить объект связи, покалечить или разрушить объект.

Объектом здесь может быть кто и что угодно. Даже сам субъект, оборачивающий свою ненависть против самого себя.

Влечение мести возникает в ответ на острое, жесткое, жестокое разрушение либидинальной связи с объектом. Если объект любви является тем, кто эту любовь и разрушил, то вполне закономерно, что возмездие будет первично направлено на него.

Однако в некоторых случаях нужда в сохранении ценности этого объекта и блокировка горевания может перенаправить желание отомстить на самого себя, что нередко проявляет себя в любых формах саморазрушения).

В этом смысле путь Онрё у Мизу - это путь деривации, отведения и отвлечения либидо, не способного к достижению цели и разрядки.

Мизу не изменит отношение общества к себе, проявляемое как остракизм. При этом она, наученная опытом предательства, сам блокирует либидо в отношении тех, кто готов ее принять.

Ее деструдо направлено не только на возмездие тем, кого она не знает. Оно разрушает и прерывает ее связи с теми, кого она знает и кто любит ее глаза, считающиеся признаком уродства там, где не может быть голубых глаз.

Остракизм, отчуждение и травля по любому поводу/признаку порождает цикл отмщений.

ВСЕ РЕСУРСЫ:

VK:
vk.com/psycaseanalytic

Boosty:
boosty.to/psycase

Dzen:
dzen.ru/psycase

Telegram:
t.me/psycaseanalytic

YouTube:
youtube.com/@psycase