Статья: Грешник и эгоцентрик. Знакомьтесь, ваш мозг. 27.01.2024 (название в ссылке "как устроена память").
Основа статьи программа "Включай голову" (телеканал Наука).
Пересказ яндекса (на скриншоте) - ссылка.
Яндекс даёт ссылку на пересказ, возможность скопировать пересказ.
Перейдя по ссылке каждая реплика сопровождается ссылкой на место из статьи.
Изучим структуру статью и определим где находятся ссылки, которые указаны в пересказе.
Структура статьи (заголовки, "отрывки" в рамках, выделение):
1. Картотека памяти
ссылка реплики 1 "Так устроена память"
"Конечно, хотелось бы верить, что хранилище нашей памяти выглядит, как упорядоченный архив. Но в действительности это похоже на две коробки, в одной из которых порядок, а в другой свалка всякого хлама."
В работе нашего мозга часто возникают помехи = когнитивные искажения или системные ошибки мозга.
2. Грехи мозга
Синапсы
7 категорий: приписывание, внушаемость, навязчивость, предвзятость, блокировка, рассеянность и скоротечность
продолжительность хранения информации часто зависит от того, как она была обработана
"Так, около 60 % информации теряется в первый же час, а затем процесс замедляется и в течение следующих 10 часов забывается всего 5 %. При этом даже через неделю после заучивания Эббингауз мог воспроизвести около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов. Столько же оставалось в памяти через месяц. "
3. Приемы запоминания
3.1. Зрительная обработка
3.2. Фонологическая обработка
3.3. Семантическая обработка
"При семантической и фонетической обработке уровень запоминания будет выше, чем при зрительном."
3.4. Мнемонические подсказки
4. Куда пропадает память
ссылка реплики 3 на отрывок в рамке
"Согласно последним исследованиям, забывание подразумевает полную потерю информации."
5. Эффект телескопа
"Особенно плохо мы запоминаем время однородных событий. Мы еще можем помнить «что» или «где», но не помним «когда». "
грех памяти
"«Грех памяти» проявляется, когда, например, в бытовых ситуациях мы делаем что-то «на автомате». Например, память рук музыкантов. Но, если мы положим очки или пульт не на постоянное место, то наша краткосрочная память этого скорее всего не сохранит, и нам придется искать пропажу."
6. Слепота к переменам
ссылка реплики 5 на отрывок в рамке
"Слепота к переменам — это еще один феномен памяти."
7. Парадокс свидетельских показаний
"Вывод: автоматическое поведение в повседневной жизни — основной источник ошибок по рассеянности, связанный скорее всего со снижением активности нейронов в нижней области левой лобной доли."
8. Что главнее?
ссылка реплики 6 "Рассеянность связана не только с памятью, но и вниманием" (начало заголовка)
"Один из самых известных феноменов — детская или так называемая инфантильная амнезия, при которой мы не помним ранние годы жизни, когда мозг усиленно работал на запоминание главного — а оно все было новое: названия предметов и людей, вкусов и запахов, цветов и размеров, движений и слов..."
9. Мозг предвзят
ссылка реплики 7 "Эта ошибка мышления называется эгоцентрическое искажение" (конец заголовка)
10. Эгоцентрическое искажение
"Именно из-за эгоцентрического искажения мы часто не можем адекватно оценить свой вклад в какое-то общее дело, каждый раз его немного завышая."
эффект контекста
11. Эффект контекста
ссылка реплики 8 "Память лучше сохраняет совокупность ощущений." (начало заголовка)
ссылка реплики 2 "Память лучше сохраняет совокупность ощущений" (начало заголовка)
"И именно в этом наша память отличается от камеры или фотоаппарата. Мы помним контекст. "
Поэтому психологи советуют вспоминать то, что хочется помнить как можно дольше.
Пересказ яндекса не информативен, не отражает сути статьи, содержит добавления не из статьи, при этом необходимо отметить, что и статья не является хорошо структурированной, разделы различны по объему и не всегда отражают какую-либо идею, часто являясь предпосылкой и переходом к следующему разделу.
Статья больше интересна примерами экспериментов, которые отражают особенности работы памяти, эксперименты имеют авторов и выводы, которые могут быть значимы для читателя или для запоминания статьи. Пересказ по экспериментам больше бы отражал суть статьи:
- Дэниел Шектер аллегорично сравнил синапсы мозга с 7ю смертными грехами, разделив их на: приписывание, внушаемость, навязчивость, предвзятость, блокировка, рассеянность и скоротечность;
- Герман Эббингауз, немецкий психолог конец XIX века, 4 года по заучиванию бессмысленной информации -> «кривая Эббингауза» (продолжительность хранения информации часто зависит от того, как она была обработана);
- Дэниел Шектер: эксперимент с заучиванием слов при прохождении МРТ (по активности участков мозга ему удалось предсказать, какие слова люди запомнят, а какие забудут);
- Маркетологи не любят эффект телескопа, когда покупатели забывают о времени покупки, поэтому они интересуются когда именно вы купили товар, указывая на его устаревание, которое вы не ощущаете, в т.ч. добавляют функции контроля срока службы в товары;
- Крис Шабри и Дэниел Саймонс доказали избирательность памяти. Тест на внимательность с видео на подсчет перебрасываний мяча игроков в белой форме - испытуемые либо не замечают проходящего человека в костюме гориллы, либо сбиваются со счета (слепота к переменам);
- Эксперимент Валерии Мухниной "Нападение" (парадокс свидетельских показаний);
- Нейробиолог Маркус Рэйкл, ПЭТ-сканирование: назвать глаголы по существительным, в первый раз активность мозга возрастала (люди размышляли и представляли существительное для подбора глагола), при повторах ответ давался на автомате (активность нейронов снижалась);
- Эксперимент дети и две коробки с конфетами (до 4-5 лет человек не способен понимать конкретную ситуацию с точки зрения другого человека, поэтому мысли субъективно предвзято);
- Эксперимент: записать на бумаге самые разные честные и нечестные поступки - большинство честных историй начинались со слова "я" (эгоцентрическое искажение);
Пересказ не содержит информацию по приемам запоминания (разделы 3 и 10 проигнорированы), хотя это вторая идея статьи - как лучше запоминать:
- эффект уровня обработки (зрительная, фонологическая/рифма, семантическая/смысл-связь),
- мнемотехники (мнемонические подсказки),
- яркость ассоциаций и личностные оценки (в т.ч. эгоцентрическое искажение),
- эффект контекста (обобщающее событие, ситуация, включающая информацию зрительную, тактильную, слуховую, вкусовую и обонятельную).