Найти в Дзене
Юлия Власова

Проклятие венгерского кота

Когда я прочла этот заголовок, читая содержание книги Ирвина Ялома «Мама и смысл жизни», я подумала, что название очень интригующее. Что же может происходить в кабинете у психолога, чтобы получить такое мистическое название? (Ирвин Ялом не только психолог с мировым именем и международным признанием, но и автор книг, где он на примерах работы психолога с пациентом показывает, как меняется человек в ходе терапии, какие у него при этом могут быть сопротивления и переживания, и как психологу приходится «решать» индивидуально подход к каждому своему клиенту). Рассказ начинался банально. Скучный клиент, который не вызывает симпатии у психолога, хочет прекратить сессии досрочно. Однако уже через несколько абзацев психолог бросает вызов сам себе, что должен из профессионального долга и профессиональной гордости хотя бы попытаться помочь клиенту, даже если он и решит уйти. А дальше происходит редкий случай в практике обычного, не клинического психолога: пациент вспоминает напрочь вытесненные из
Фото из Инернета
Фото из Инернета

Когда я прочла этот заголовок, читая содержание книги Ирвина Ялома «Мама и смысл жизни», я подумала, что название очень интригующее. Что же может происходить в кабинете у психолога, чтобы получить такое мистическое название? (Ирвин Ялом не только психолог с мировым именем и международным признанием, но и автор книг, где он на примерах работы психолога с пациентом показывает, как меняется человек в ходе терапии, какие у него при этом могут быть сопротивления и переживания, и как психологу приходится «решать» индивидуально подход к каждому своему клиенту).

Рассказ начинался банально. Скучный клиент, который не вызывает симпатии у психолога, хочет прекратить сессии досрочно. Однако уже через несколько абзацев психолог бросает вызов сам себе, что должен из профессионального долга и профессиональной гордости хотя бы попытаться помочь клиенту, даже если он и решит уйти. А дальше происходит редкий случай в практике обычного, не клинического психолога: пациент вспоминает напрочь вытесненные из памяти события, вызвавшие панический ужас и приведшие его к психологу. Эти события вызваны встречей с прекрасной женщиной и одной незабываемой ночью, проведённой вместе с ней.

Дальше начинаются «неправильные» с точки зрения этики психолога вещи. Вместо сочувствия и помощи своему клиенту, герой рассказа начинает сочувствовать женщине, о которой рассказал клиент. Он настолько проникается к ней состраданием, что решает найти её и, по возможности, оказать ей психологическую помощь. А дальше начинается мистика: психолог не только попадает в ту же самую ситуацию, что и его клиент, но и видит в кошмарном сне тот же самый сюжет, что и его клиент. Потрясённый совпадениями и подгоняемый ночным кошмаром, психолог убегает и пытается найти помощь и поддержку у своих коллег и друзей. Но встречает их непонимание и даже осуждение.

Психолог продолжает анализировать свои чувства и поведение и, преодолевая себя, звонит женщине и договаривается с ней о встрече, чтобы разобраться, что же всё-таки произошло. И вот здесь начинается самая яркая часть этого рассказа, сопровождающаяся самой яркой работой психолога. Работой на грани нервного перенапряжения.

Женщина рассказывает ему невероятную историю своей бабушки, которая топит в реке злобного кота. (Причин её поступка раскрывать не буду, чтобы избежать спойлеров). И в ту же ночь бабушке снится утопленный кот, который проклинает её и её потомков по женской линии. После этого сна страшное проклятие начинает действовать. И психолог и хотел бы сказать, что это бред, но он сам на личном опыте увидел, что проклятие кота прекрасно работает и сегодня. И он снова идёт на то, чтобы встретиться с ужасным котом в своём сне.

Но теперь психолог готов к встрече с ночным кошмаром. В своём сне он терапевтирует кота, пытаясь понять мотивы его чувств и поведения, и, таким образом, освободить женщину от действия проклятия. Это удивительный по силе эмоций и философских рассуждений разговор. И хотя я не разделяю взгляд Ирвина Ялома на смерть, но за его логикой интересно наблюдать. И хотя кот не сдаётся, он обещает поразмыслить над словами их беседы. И кульминацией их встречи становятся мысленные слова психолога, которые кот расценил очень по-своему.

Меня до глубины души взволновал этот рассказ. Ведь в нём ясно показано, что клиент может принести самые удивительные, полные магии и тайны истории. И как их приходится решать, опираясь на этику, логику, мудрость и любовь. И даже если психолог не верит в мистику, ему приходится с ней считаться. И тогда решение приходит из любви. И это меняет реальную жизнь клиента.

P.S. Что ещё зацепило меня в этом рассказе, так это то, насколько может быть переплетена жизнь животных с жизнью человека. Сейчас это всё чаще и чаще обсуждается и в психологии, и в жизни. Всё больше появляется исследований о влиянии животных на жизнь и здоровье людей. И кто знает, возможно, однажды мы увидим, что помощь животных героям в сказках – это не красивая аллегория, а утраченная нами на время возможность.

***

Возможно, у вас тоже есть в памяти истории о тесной взаимосвязи с животными, а может, и помощи, полученной от них. Буду рада, если вы поделитесь своими историями и мыслями в комментариях.

Ваш психолог Юлия Власова