Найти тему

О доходности комитетской

Инвестиционный бум на рынке доходной недвижимости Петербурга начала прошлого века привлекал внимание не только частных лиц или страховых компаний. Возможность получения солидной и достаточно стабильной прибыли вызывала небывалую активность самых разнообразные категории потенциальных инвесторов, имевших свободные средства или доступ к заемному капиталу. Помимо предприятий чисто коммерческих на этот рынок стали активно выходить и предприятия, так сказать, «общественные». Множество самых разных организаций, существовавших на пожертвования – благотворительные, образовательные и даже церковные приходы - увидели здесь возможность существенного пополнения своей зачастую довольно скудной и уж точно очень не стабильной казны. Правда в этом случае были две проблемы. Далеко не все располагали необходимым количеством денег для подобных операций. И, кроме того, очень у многих коммерческая деятельность просто не предусматривалась официальным уставом. Но такие проекты все равно появлялись с завидной регулярностью, а подчас приобретали весьма значительные масштабы…

 

Внушительный доходный дом на углу Мытнинской и 10-й Рождественской был построен в 1910-м. Автором проекта был недавно окончивший Институт гражданских инженеров и еще мало кому известный инженер Виктор Михайлович Орлов. Судя по всему, типичная задача обеспечения максимальной доходности на ограниченном участке, играла для Виктора Михайловича главную роль. Плотная компоновка лицевого корпуса и двух дворовых флигелей, шесть этажей и 56 квартир… Стилистку сей постройки можно условно назвать «рациональным» или «поздним» модерном, который был не редкостью для купеческих Песков того времени. Еще сохранилась отделка фасада материалами разной фактуры, характерный угловой эркер и даже башенка (ныне утраченная), но декор уже сведен к самому минимуму, а разная форма окон и выделенные ризалиты выглядят очень скромно и откровенно монотонно.

-2

Справедливости ради надо сказать, что внешнюю «скуку» Орлов попытался компенсировать в парадных, где с размахом использовал витражи интересного геометрического рисунка и лестничные ограждения, пусть и типового, но очень стильного вида.

-3

-4

-5

Конечно эти изыски не могли скрыть откровенно экономной планировки, хотя свой своеобразного шарма для потенциальных арендаторов добавляли. Одна парадная была достаточно стандартной.

-6

-7

-8

-9

-10

-11

Вторая – с переходом во флигель, причем с довольно длинными «переходными» маршами и не очень распространённой планировкой,

-12

-13

-14

-15

поскольку флигель, с целью получения дополнительного объема, был немного «выгнут» внутрь дворовой территории.

-16

Думаю Виктор Михайлович имевшееся техническое задание выполнил полностью не превысив скромную смету, рационально использовав площади и добавив зданию определенной эстетической привлекательности в пределах допустимых расходов. Но для кого, в конечном итоге, Орлов все это строил?

 

Формально владельцем участка и заказчиком строительства выступал крупный столичный строительный подрядчик и домовладелец Иван Михайлович Екимов. Вроде все логично, хотя с самого начала есть в этом некая странность. Почтенный Иван Михайлович, владевший в то время пятью доходными домами, ранее не был замечен в склонностях к подобной откровенной простоте, да и сотрудничать предпочитал с архитекторами более известными и опытными. Как-то сама собой напрашивается версия с «теневым заказчиком», причем с таким, которому Екимов просто не мог отказать. И действительно. Чуть более чем через год (обычный срок для «выстаивания» новостройки) дом обрел нового владельца и уже не менял его вплоть до 1917-го…

 

Владельцем дома оказалась не просто известная, а очень известная общественная организация обычно именовавшаяся «Скобелевским комитетом». Сия институция, изначально имевшая довольно длинное название «Комитет имени генерал-адъютанта М. Д. Скобелева для выдачи пособий больным и раненым воинам», была создана в 1905-м сестрой прославленного генерала – княгиней Надеждой Дмитриевной Белосельской-Белозерской при Николаевской академии Генерального штаба. Надежда Дмитриевна была супругой человека очень состоятельного - генерал-майора императорской свиты Константина Эсперовича Белосельского-Белозерского, владелицей знаменитого «семейного дворца» у Аничкова моста и дамой, пользовавшейся большим расположением императорского семейства. Не случайно, в число учредителей ее комитета «под высочайшим покровительством» вошел практически весь цвет столичного генералитета того времени. Вполне естественно, что такая организация не имела особых проблем со сбором пожертвований. Порою очень и очень значительных. Впрочем, как известно, денег много не бывает. Ее устав иных источников дохода не предусматривал, но, в данном случае, об этом просто предпочли забыть. В дополнение к пожертвованиям комитет развернул активную коммерческую деятельность. Первоначально это было кустарное производство так называемых «инвалидских артелей», но этим дело не ограничилось, а строительство собственного доходного дома было только одним из его деловых предприятий. Комитет вел активную издательскую деятельность и активно экспериментировал с новыми технологиями в сфере синематографа и выпуска «тематических» граммофонных пластинок. Естественно все в рамках «госзаказа». С началом мировой войны «патриотический» бизнес «скобелевцев» приобрел просто огромный масштаб, а киносъёмки на фронтах вообще стали их монополией. При этом, дом на Мытнинской так и оставался все эти годы собственностью комитета и, скорее всего, свою доходную функцию выполнял вполне успешно. Интересно, что кинолаборатория комитета тоже располагалась именно тут.

 

Такая вот история.