Октавиан Август – первый император в истории древнего Рима. Основанная им система принципата, фактическая монархия, прикрываемая продолжающими действовать республиканскими институтами, прошла проверку временем.
Однако не все инициативы принцепса оказались такими удачными, как тому бы хотелось. Взять, к примеру, усердно продвигаемую им политику восстановления старых нравов, один из законов которой предполагал наказание за адюльтер. Иронично, что в супружеской неверности были уличены дочка и внучка императоры. О том, какая судьба ждала первую, мы сегодня и расскажем.
Дочь императора
Дочь Юлия была единственным ребёнком императора. Родилась она в 39-м году до н.э., и с ранних лет использовалась своим отцом в династических целях – её выдавали замуж за тех, кого Октавиан наметил в свои наследники. Таковым был сын сестры Августа Марк Марцелл, который, правда, спустя два года после свадьбы тяжело заболел и скончался.
Наследником императора считался и друг Октавиана 42-летний Марк Агриппа. Этот второй брак продлился куда дольше. Юлия подарила супругу трёх сыновей с двумя дочерями. Но в 12-м году до н.э., спустя 9 лет брака, Агриппа также тяжело заболел и умер.
Третий брак
Третий брак Юлии, которую выдали замуж за Тиберия, пасынка императора, сына его супруги Ливии от первого брака, был, впрочем, самым неудачным из всех её браков для обоих брачующихся. Супруги друг друга не то, что не любили – ненавидели. Почему?
Во-первых, чтобы жениться на Юлии, Тиберию пришлось расстаться с любимой женой Випсанией Агриппиной (точно также Агриппе в своё время Август приказал развестись с Клавдией Марцеллой, чтобы женить того на Юлии). Источники рассказывают, что, как-то впоследствии повстречав Випсанию, он проводил её таким долгим и полным слёз взглядом, что Август, узнав об этом, распорядился позаботиться о том, чтобы бывшая жена уехала из Рима. Полюбить женщину, из-за которой Тиберий потерял Випсанию, да и которая уже тогда была известна всему Риму, кроме, быть может только одного Августа, своими многочисленными интрижками с аристократами, он так и не смог.
Во-вторых, сама Юлия невзлюбила Тиберия. И в причинах подобного отношения к супругу источники расходятся: одни утверждают, что она не считала его достойной себе партией; другие говорят, что затаила обиду за то, что тот отказал ей в связи, когда дочь Августа якобы ещё в годы своего первого брака домогалась его.
Единственный сын, которого завела пара в браке, умер ещё в младенчестве, после чего отношения четы совсем испортились. Источники говорят, что жена стала совсем пренебрегать супругом и даже супружеские измены практически перестала скрывать. Тиберий же ни о чём не говорил Октавиану, опасаясь, что их отношения после этого, даже если император поверит его словам, серьёзно испортятся.
Разоблачение и наказание
Но рано или поздно отец всё равно должен был узнать о похождениях дочери, и это произошло во 2-м году до н.э. Источники говорят, будто уже весь Рим был наслышан о её распутстве, когда эти слухи дошли до Октавиана Августа.
Император оказался настолько рассержен, что предпочёл разобраться с дочерью не приватно, а через сенат. Досталось, разумеется, не только ей, но и её знатным любовникам. А история была и впрямь неприятной: среди закрутивших интригу с супругой Тиберия затесался, например, сын Марка Антоний Юл Антоний. Этого Юла Антония казнили, но не по обвинению в адюльтере, а по обвинению в стремлении к царской власти. В заговоре обвинили и также казнили и других знатных граждан, уличённых в связи с Юлией. Повезло разве что тем любовникам дочери Августа, кто, будучи незнатными по происхождению, на большую власть по определению претендовать не могли – их просто отправили в ссылку.
Был ли на самом деле заговор или нет, судить сложно. Однако официально Юлию обвинили не в участии в заговоре, а в супружеской неверности. Наказание её, впрочем, ждало настолько суровое и с такими ограничительными мерами, что, вполне возможно, отец также подозревал дочь в причастности к преступлению, за которое Юл Антоний и ряд других римских аристократов поплатились жизнями. Так, отправлена была несчастная на крохотный островок Пандатерию, чья длина составляла 3 километра, а ширина – и вовсе только 800 метров. Ей было запрещено предоставлять любые удобства. Также Октавиан наказал строго следить за тем, кто хотел бы её посетить, не позволяя без его разрешения появляться на острове никому. Юлия сумела добиться переезда в место с более комфортными условиями, а конкретно в город Регий, расположенный на самом краю Апеннинского полуострова, только через 5 лет.
В Рим ей так и не было суждено вернуться. Она умерла в 14-м году н.э. спустя какое-то время после смерти Августа. Один из наших источников, Тацит, утверждает, что женщина не смогла пережить смерть своего сына от Марка Агриппы Агриппы Постума, который был умерщвлён в том же году после кончины императора. Впрочем, большинство историков склонно верить в другую версию, согласно которой к смерти Юлию непосредственно приложил руку ставший императором Тиберий: держал в тюрьме до тех пор, пока та не умерла от истощения или голода.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!