Найти тему

"Зарница" и "Орленок". Начальная военная подготовка (НВП) в советской школе

Оглавление

После долгого перерыва уроки НВП вернулись в российские школы.

Начальная военная подготовка — одна из любимых школьных дисциплин для многих мальчишек во времена СССР. Она была основой воспитания будущих защитников Отечества. Те, кто рос в военном гарнизоне, порой и вовсе считали НВП базовым предметом. Мой знакомый в детстве недоумевал, для чего ему химия или биология, если мужчина в первую очередь должен уметь стрелять из автомата и бросать гранату.

Времена холодной войны диктовали свои правила, в том числе и в сфере образования. Даже шутки были своеобразными. Старшее поколение наверняка помнит бородатый анекдот той эпохи:

«Что делать, если вас застал ядерный взрыв на открытой местности? Гражданским — накрыться простыней и ползти на кладбище, а военным — держать автомат в вытянутой руке, чтобы он, расплавившись, не испортил казенное обмундирование».

Был и другой вариант — положить его под себя, чтобы не оплавился.

Патриотическое воспитание

Указ «О всеобщей воинской обязанности» вышел в 1939 году. И военная подготовка была введена в систему образования. Она стала обязательным предметом для учеников 5-7 классов.

Азы воинской службы способствовали тому, что к моменту призыва в армию, парни уже имели представление о том, что такое армейская муштра. С учащимися 8-10 классов проводились разные занятия, которые этому подготавливали.

Мальчишек обучали основам строевой подготовки, правилам обращения с оружием, оказанию первой медицинской помощи, тактике и защите от оружия массового поражения. Каждый ученик должен был знать, что такое гражданская оборона, и как действовать в условиях чрезвычайной ситуации. Курс подготовки у девочек был проще, чем у мальчишек. Ученицы главным образом изучали санитарное дело.

С 1967-го в пионерских лагерях начали проводить «Зарницы» — военную игру для школьников 4-7 классов. Для старшеклассников была разработана более сложная игра — «Орленок». Позже эти игры проводились и в школах.

-2

Я помню, какая радость для нас была, когда объявляли, что вместо надоевших уроков будет "Зарница". Мы куда то бегали, пытались перевязывать мальчишек, но в основном сидели на траве и болтали о своих девчачьих проблемах. Но самым долгожданным процессом была каша.

Настоящая полевая, из котелков, с запахом дыма. Кто и где ее готовил, я не знаю, но ждали мы этого момента очень сильно. Что каша будет - объявляли в начале игры и нас, девочек, удерживало не смыться куда-нибудь именно желание попробовать эту солдатскую кашу. Почему она казалась нам такой вкусной? Наверное, из-за окружающей обстановки.

Подготовка к армии

А в сентябре 1980-го вышло постановление «О начальной военной подготовке молодежи», согласно которому за военное воспитание в школах теперь отвечало Министерство обороны. Была изменена программа занятий. В «Зарницу» был включен строевой смотр, в ходе которого дети отрабатывали навыки передвижения в строю, в том числе и с песней, а также маневрирование в составе подразделения.

Разумеется, перед смотром проводились многочисленные тренировки, чтобы ученики «не ударили в грязь лицом». Дети сами по себе те еще непоседы, а заставить их действовать слаженно как единый механизм было непростой задачей. Впрочем, инструкторы справлялись, и армия получала призыв с определенными навыками.

-3

Военизированные ритуалы сопровождали любое торжественное мероприятие: отдание чести, подъем или вынос флага, маршировка под барабанный бой и т. д.

Мальчишек обучали разбирать и собирать автомат на время. И с закрытыми глазами.

Мой знакомый рассказывал:

Не знаю, как в других школах, но у нас был еще и норматив в противогазе. Средства индивидуальной защиты подробно изучались. Как и действия при объявлении тревоги.

В нашей школе бомбоубежище было оборудовано в подвале. Там же располагался и стрелковый тир, где учили стрелять из пневматического ружья. Тревоги проводились регулярно. В задачу учеников входило организованно встать и проследовать в убежище. Паники быть не должно.

Сдавали мы в обязательном порядке и метание гранат. Причем на уроке физкультуры, которая тесно переплеталась с НВП. Для изучения устройство гранат использовались муляжи. Для стрельбы из автомата школьников вывозили на полигон. Уши закладывало на пол дня, хоть все и старались следовать указанию инструктора держать рот открытым. Но впечатлений хватало на год вперед. Обычно выдавали от 3 до 6 патронов на человека.

-4

Вывозили нас и для метания учебных гранат. В их днище было проделано огромное отверстие для выхода газов, что позволяло избежать разрыва корпуса и осколков. Но взрыв был и без этого солидным. После броска руки тряслись от мандража, а с лица не сползала улыбка."

Во время стрельб из пневматического ружья выявлялись ученики со снайперскими способностями. Вообще после НВП призывники приходили в военкомат уже с определенной характеристикой. И военкомам было проще сориентироваться, в какие войска отправлять молодое пополнение.

Девочки тоже изучали азы

Девочки также сдавали нормативы по стрельбе и метанию гранат, но для них этот предмет был скорее факультативным. Юных барышень строго не оценивали и на многое закрывали глаза. Главное, чтобы меры безопасности при обращении с оружием соблюдались. За этим следили строго. Травматизм в школе — вещь неприемлемая.

Сколько лет прошло, многое забылось. Не помню имени преподавателя НВП, да и лица его тоже. Но зато помню, что в отличие от физрука, он не видел в старшеклассницах девиц. Для него мы были бестолковыми бесполыми объектами. Которые должны сдать зачет на сбор и разбор автомата, одевание противогаза и все остальное.

Со сборкой и разборкой автомата у нас проблем особых не возникало. Да, в норматив укладывались не всегда, но в основном - успевали.

-5

Противогаз мы ненавидели. Потому что он портил прическу. К метанию гранат относились по-разному. Те из одноклассниц, у кого это хорошо получалось, были довольны.

У нас в школе был тир в подвале. И девочек тоже учили стрелять. От моего умения военком приходил в ужас. Стреляли мы из положения лежа. Я занимала правильную позу, правильно целилась - в теории. И все. Все выстрелы уходили в молоко. При этом у меня не было проблем со зрением, ни косоглазия, ни дрожания в руках. Ничего. Но мишень оставалась нетронутой. Ни я сама, ни военком не понимали - почему? А однажды я все же попала в мишень, и даже где-то ближе к центру. Не знаю, кто радовался больше, я или преподаватель. Но это случилось всего один раз. Поэтому я до сих пор и помню. Зато не тратила деньги в парке, пытаясь "подстрелить" игрушку. Знала, что это бесполезно.

Парням было проще, они знали, что все умения им пригодятся. Уходя в армию, они уже знали свой размер формы и противогаза. Умели пользоваться радиометром и ориентироваться на местности. Научились оказывать первую помощь. В общем, в школах закладывались определенные навыки, которые в дальнейшем могли пригодиться и в гражданской жизни. Другими словами, в армию приходили уже вполне подготовленные молодые люди, из которых начинали готовить военных специалистов.

Правильно ли, что вернули уроки НВП в школы? Хотелось бы узнать ваше мнение.

Поддержите, пожалуйста, наш молодой канал подпиской, лайком и комментарием. Спасибо!