Найти в Дзене
Наука и фантастика

Марсианская утопия - 1918

Оглавление

Нашла очень старый датский фильм, в оригинале - черно-белый и немой, а ныне реставрированный, колорированный и озвученный приятной музыкой.

"Путешествие на Марс" (в оригинале: Himmelskibet - "Небесный корабль", 1918).

Режиссер: Хольгер Мадсен; сценаристы - Софус Микаэлис, Оле Олсен.

Рекламный постер
Рекламный постер

Первая кинокосмоопера?

Вероятно, судя по дате, это первый фильм в жанре космооперы. Самое удивительное, что датский (впрочем, поскольку получилась отчасти сказка, то землякам Андерсена и флаг марсианский в руки).

Имена героев тоже сказочные и "говорящие":

Капитан Аванти (итал. "Вперёд!") Планетариос (тут перевод не нужен); его отец - профессор Планетариос, сестра Аванти - Корона (имя, очевидно, в честь созвездия), злобный завистник и пакостник - профессор Дубиус ("Сомневающийся"), верный друг Аванти по фамилии Краффт (нем. "Сила"), прекрасная марсианка Мария...

Друзья - Краффт и Аванти на борту своего марсолёта
Друзья - Краффт и Аванти на борту своего марсолёта
Корона (сестра Аванти и возлюбленная Краффта), злобный Дубиус, благородный отец Планетариос на грани обморока
Корона (сестра Аванти и возлюбленная Краффта), злобный Дубиус, благородный отец Планетариос на грани обморока

Старый профессор Планетариос всю жизнь мечтал о полетах человечества к другим планетам. Его сын-летчик Аванти готов осуществить мечту и даже пожертвовать ради этого жизнью. Он с друзьями строит космолет "Эксельсиор" (лат. "Выше!"), на котором собирается долететь до Марса.

Марсолёт в представлениях людей 1918 года.
Марсолёт в представлениях людей 1918 года.

Полёт удаётся, несмотря на некоторые трудности (бунт на борту, успешно подавленный Аванти).

На Марсе обнаруживается пригодная для людей атмосфера, прекрасная природа и идеальное общество: все носят белые туники, кушают только фрукты и овощи, никогда никого не убивают, развлекаются исключительно целомудренно, в брак вступают только по взаимной любви, а когда приходит пора умереть, празднуют переход к новой жизни.

Идеальные марсиане. На первом плане - Мария с ее отцом, одним из Мудрейших правителей Марса, который ближе к концу фильма радостно простится с жизнью.
Идеальные марсиане. На первом плане - Мария с ее отцом, одним из Мудрейших правителей Марса, который ближе к концу фильма радостно простится с жизнью.

Земляне, не сразу разобравшись, что к чему, пытаются угостить марсиан вином и мясными консервами, но те с отвращением отвергают эти яства. Попытка буйных гостей убить из огнестрела крупную птицу и оглушить зоозащитников гранатой приводит их на местный суд, который, однако, заключается в том, чтобы они сами осознали свою греховность, раскаялись и больше так никогда не делали.

(Этот мотив, возможно, взят из оперы Вагнера "Парсифаль", где "святой простец" Парсифаль, попав в священную рощу, безрассудно убивает лебедя, но потом понимает, что погорячился, исправляется, а в конце оперы становится главой рыцарей Грааля - а в будущем отцом другого знаменитого рыцаря, Лоэнгрина, который лебедей не убивает, но иногда на них путешествует).

Марсиане дарят землянам глобус. Они за нами, оказывается, давно следят, но связываться не решались.
Марсиане дарят землянам глобус. Они за нами, оказывается, давно следят, но связываться не решались.

В общем, землян удается приобщить к мирной марсианской жизни. Но они всё-таки тоскуют по дому и хотят вернуться, чтобы принести землянам благую весть. Их отпускают, причем марсианка Мария летит вместе с Аванти, которого успела полюбить.

В финале зло посрамлено, а профессор Планетариос соединяет две счастливых пары - Корону с Краффтом и Аванти с Марией.

Зачем смотреть

В пересказе история кажется крайне наивной, и вроде бы смотреть такую древность незачем.

Однако, во-первых, снято и впрямь хорошо и красиво. Хотя об устройстве и быте космических кораблей в 1918 году, конечно, никто еще не имел никакого понятия (невесомость? - не слышали!), самолеты уже летали, и тут матчасть показана эффектно.

Земля, снятая как бы со взлетевшего марсолета
Земля, снятая как бы со взлетевшего марсолета
Марсолет летит на Марс
Марсолет летит на Марс
Марсолет попадает в грозу при возвращении на Землю
Марсолет попадает в грозу при возвращении на Землю

Марсианские сцены, конечно, похожи на оперные постановки - тут и массовка из "Аиды", и что-то вагнеровское, и внезапно нечто вроде купальской ночи с березками, огоньками и любовными признаниями на природе...

Но момент перехода отца Марии в царство теней подан поэтично и мистично.

Отец Марии отправляется на остров мёртвых, его приветствуют блаженные тени
Отец Марии отправляется на остров мёртвых, его приветствуют блаженные тени

Визуально фильм сделан просто прекрасно. Красивые люди, красивые интерьеры, высокие отношения. В "Аэлите" Якова Протазанова (1924) многое строится на вопиющих контрастах убогого раннесоветского быта со следами былой роскоши и жизни марсианских правителей. В датском фильме таких противоречий нет, хотя земляне, конечно, находятся на более низкой стадии развития, чем марсиане.

Фантастика и утопия

Фильм хорош и с идейной точки зрения.

Вместо кровожадных злобных инопланетян - улучшенная версия человечества.

Марсиане сумели побороть в себе животные инстинкты, избавиться от агрессии и воинственности, построить гармоничное общество, никого не намеренное насильственно покорять.

Кино - не роман и не трактат, тут никто не должен объяснять, каким образом удалось осуществить столь чудесное преобразование, и как это идеальное общество функционирует (коммунизм у них, что ли?). Нам показан образец, к которому стоит стремиться.

Однако датчане, создавшие такой фильм в 1918 году, были большими оптимистами.

1918: завершается Первая мировая война, Российская империя рухнула годом раньше и вступила в мрачный период гражданской войны, а в 1918 рухнула и Австро-Венгерская империя.

И вот прошло больше ста лет.

И - где мы? Стало лучше, чище, гуманнее?.. Ответить может каждый самостоятельно, руководствуясь собственной совестью и здравым смыслом.

Остается лишь смотреть старое кино и мечтать о несбывшемся.

Рекламный постер к фильму.
Рекламный постер к фильму.

--

Есть и еще один вариант действий: писать или читать научную (или не очень научную фантастику), в которой человечество будущего живет в мире с собратьями по Межгалактическому альянсу и занимается действительно интересными и полезными делами.

Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый роман - "Возвращение Улисса" - закончен и полностью доступен на Литрес и Литмаркет.