Листая старый буклет 60-х годов, рассматривая непривычные современности фотографии, вдруг неожиданно для себя обнаружил находку, которую никогда ранее нигде не встречал и не замечал. Посмотрите:
Перед нами неизвестная двухфигурная скульптурная композиция, невероятных размеров, установленная на скале при въезде в Юпшарский каньон. Разумеется, начал искать информацию, но увы, ничего кроме названия и происхождения героев обнаружить не удалось. И можно было бы подумать, что эта скульптура – что-то вроде видения, возможно чьей-то ошибки при составлении буклета, но нет, взгляните на следующие фотографии:
Эти фотографии найти тоже оказалось нелегко, тем не менее мы видим на них и поражающую своими масштабами скульптуру, и лица людей из далеких 60-х лет прошлого столетия, которым посчастливилось сфотографироваться на ее фоне. А вот фотографии 1950-х гг. - ее еще нет и 1968 г. - скульптуры уже нет, словно ее вообще здесь никогда и не было. На фотографиях удалось найти ее только в 1965 и 1967 году.
Кто же этот юноша и что заставило сражаться его с барсом? Да к тому же и имя известно. Видимо, в редакционном отделе «Интуриста» кто-то владел информацией гораздо больше, когда составлял тот самый буклет про озеро Рица.
Можно предположить, что идея скульптуры позаимствована у М.Ю. Лермонтова и его произведения «Мцыри». Все мы знаем, что и описания, и места действий во многих лермонтовских сочинениях напрямую связаны с Кавказом.
Возможно, здесь изображен главный поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» по имени… Тариэл. По сюжету он был сыном амирбара (полководца), царя Индии Фарсадана. Родился и провёл всё своё детство при царском дворе, окружённый мудрецами. Но после того, как его постигло великое горе, ушёл жить в лес, к диким зверям. Сам он – могучий красивый статный витязь.
"…Тариэл стоял могучий,
Попирая льва ногою.
Меч, залитый алой кровью,
Трепетал в его руке…"
В Тариэле Руставели хотел показать мудрого, верного борца за добро, который никогда не бросит своих друзей в беде. Вероятно, именно эта идея и послужила поводом для создания этой скульптуры.
И есть у меня, пожалуй, последняя версия: за основу мог быть взят сюжет народной баллады IХ-Х вв (доподлинно не известно) - «Тигр и юноша» («Вепхви да мокме»). Правда, баллада эта популярна и любима больше в Грузии, но в то время для Абхазии это не имело никакого значения. По ее мотивам написал стихотворение с тем же названием поэт Важа Пшавела (1861—1915).
Ни стихотворение Важи Пшавелы, ни сама баллада на русский язык не переводились. О содержании «Вепхви да мокме» можно судить по подстрочному переводу баллады на английский язык, который был сделан в 1958 году. Суть баллады в следующем: молодой охотник Тариэл встретился в лесу с тигром. Они долго боролись, и оба погибли. Тело тигра осталось в лесу, а тело юноши принесли в родной дом. Мать рыдала над погибшим сыном. И вдруг плачущая мать произносит такие слова: «А может, мать тигра больше меня плачет и сокрушается, пойду к ней и принесу ей свои соболезнования. Поплачем с ней вместе».
Примечательно, что персона интересующего нас героя был популярна и в таком виде искусства, как чеканка. Даже сейчас можно купить панно с подписью: "Тариэл сражается с барсом", "Тариэл и тигрица". И даже филателия не осталась в стороне:
Остается только гадать, кому пришла идея воплотить в камне такую грандиозную по масштабам скульптуру, как ее устанавливали и куда она в последствии исчезла.
Пусть каменный Тариэл с барсом останутся в памяти на этих фотографиях, а мы, проезжая и останавливаясь мимо известного всем Камня Желаний, будем мысленно водружать на скалу этот монумент и представлять как это было в прошлом. Во всяком случае, вы теперь знаете очень редкий факт из жизни Юпшарских ворот, абсолютно в этом уверен.
Благодарю за прочтение! Оставьте знак внимания, если Вам понравилась эта история)