Что такое "синдром отличника" и почему я решил про него написать в блоге, посвященном писательству?
Это желание угодить всем и сразу, при этом сделав что-то на "пятерку". Только так, и не иначе! Вы можете спросить - а что в этом такого? Ведь делать на "пять" - это здорово! Но так ли это на самом деле?
Проблема в том, что при таком подходе человек полностью зависим от оценки своей деятельности окружающими. Он неосознанно как-бы ходит с раскрытым дневником, заискивающе глядя в глаза случайным прохожим и прося поставить красной ручкой хорошую отметку. Понятно, что ни о каком творчестве как естественном потоке здесь говорить уже не приходится.
Важная пометка: мы живем в обществе, и я не говорю о том, что на мнение окружающих не стоит ориентироваться. Я говорю о разумном балансе, в котором основное внимание уделено собственному творчеству, а не тому, как его оценят.
Как появляется синдром отличника?
Как и многие другие негативные установки - из детства, а точнее со школьной скамьи. Система образования построена так, чтобы выращивать не свободомыслящих личностей и творцов, а работников, словно детали единого механизма, созданные по лекалам неведомого инженера. Здесь главным фактором является оценка учителя (а также родителей и сверстников). Сделал правильно (а "правильно" это так, как сказал взрослый, т.е. как удобно и выгодно ему, а не ученику) - получил "пятерку" и, соответственно, похвалу. Сделал не так - получай "два", а вместе с этим и порицание. А что главное для ребенка? Любовь. И такой подход является чистой воды манипуляцией с соответствующими результатами в будущем. У ребенка формируется программа: сделал так, как от меня хотят (независимо от того, что я хочу на самом деле) - заслужил любовь. "Хорошая девочка! Послушный мальчик!". Не сделал - не получил любовь. Все просто, и прекрасно откладывается в подсознании. Мозг формирует четкую установку как действовать, чтобы получать любовь - установку на всю дальнейшую жизнь в ЛЮБЫХ ситуациях.
Так зарождаются перфекционизм (когда пытаешься все сделать идеально), прокрастинация (когда делаешь все что угодно, кроме вот того дела, которое боишься сделать не идеально) и страх ошибки (страх плохой оценки и порицания). А ведь ошибки - это то, благодаря чему мы учимся, растем. Невозможно чему-то научиться, не ошибаясь. А из школы выходят люди с установкой: ошибаться категорически нельзя!
А теперь представьте, что человек с синдромом отличника хочет написать книгу. В его представлении он не имеет права сделать даже на пять с минусом. Почему? Потому что это, возможно, единственный способ получить любовь, которому его научили с детства. Только пятерка. Только высший бал.
Что из этого следует? Такой человек либо никогда не возьмется за выполнение сложной задачи, в которой может не получить "идеальный" результат, либо возьмется, но выгорит на пути ее реализации. Будет трястись за каждую оценку, каждый негативный комментарий (а они будут даже если вы создадите шедевр! Почему - расскажу в другой статье).
Что с этим делать?
Первое - принятие. Если вы обнаружили синдром отличника, его нужно принять. Потому что невозможно решить проблему, если отрицать ее наличие. Это больно, неприятно - признавать, что я не идеален - но это единственный путь.
Второе: наблюдение. Как проявляется этот синдром, какие мысли возникают, какие ситуации вспоминаются. Постараться обнаружить корни проблемы (смотрите в детство).
Третье: позволить себе ошибаться. Да-да! Позволить писать плохо, не в тему, не в тренде и т.д. Позвольте проявиться вашему естеству! Мастерство приходит с опытом, опыт получается только в процессе (который нужно завершать, т.е. обязательно дописывать то, что вы начали).
Ну а самый надежный способ - не заниматься самокопанием, и сходить на серию сеансов к психологу, гипнологу, регрессологу - кому что ближе. Скажу по собственному опыту: я написал первую книгу только когда проработал эти установки через работу подсознанием. До этого я чего-то ждал 37 лет (хотя писал с раннего детства).
А у вас возникает синдром отличника? Если да - как с ним боретесь (или не боретесь)?