Однажды я проходила один онлайн-курс по классической музыке. Там рассказывали любителям-слушателям об основных музыкальных формах и о том, как их можно понимать - симфонии, концерты, разные музыкальные жанры. Курс был очень познавательным, но спустя 2 года многое, честно говоря, подзабылось. Но осталось одно музыкальное произведение, которое теперь точно навсегда со мной. Никогда ранее я не слышала ничего подобного.
Первые несколько минут ты думаешь, что за ерунда эта современная музыка, невозможно это слушать, как по голове бьет, мелодии никакой, сплошные повторения. Нееет, это не моё. Так мне говорили некоторые люди, с которыми мне хотелось разделить любовь к этому произведению.
Но на самом деле, нужно попытаться послушать хотя бы первые 5-8 минут, чтобы начать различать этот музыкальный рисунок. А потом вдруг музыка тебя захватывает и уносит куда-то в неведомые дали. И чем больше слушаешь, тем более интересные музыкальные узоры открываются перед тобой. В какой-то момент ты думаешь, ну всё, сейчас мелодия подойдет к своему концу, а она вдруг раскрывается с новой силой и так, как не было прежде. И снова ты куда-то улетаешь…
И, конечно, самое невероятное в этом произведении – это конец. Та пауза, которая возникает, и ты погружаешься в пустоту. Ради нее стоило послушать час или даже несколько. Есть разные версии по продолжительности – от нескольких часов до одного дня! И исполняется это произведение тоже на разных инструментах, но моя любимая версия – несколько роялей.
Canto Ostinato – так называется это музыкальное произведение, написанное нидерландским композитором-минималистом Симеоном тен Хольтом. Впервые исполнено в 1979 году. А сейчас оно любимо и регулярно исполняется в Нидерландах. Особенно интересны выступления, когда зрители находятся в зале какой-нибудь церкви и лежат на полу, слушая эту мелодию. Наверное, тогда вообще можно в космос улететь от этой музыки. Надеюсь, что мне когда-нибудь удастся послушать Canto Ostinato в живом исполнении.
А пока - так: