Когда в Советском Союзе впервые появились автомобили, никто не обращал внимание на безопасность водителей и пассажиров. В то время автомобильная промышленность только начинала свой путь развития. Однако с течением времени количество транспортных средств на дорогах постоянно росло, а вместе с ним увеличивалось число аварий. Инженерам предстояла сложная задача - разработать автомобили, максимально безопасные при возможном столкновении.
Для проверки стойкости и безопасности начали проводить краш-тесты. При этом были использованы европейские стандарты, так как советские автомобили активно продавались за границей для получения валюты.
В данной статье представлены краш-тесты советских легковых автомобилей и грузовиков.
Начнем с Московского завода малолитражных автомобилей. Этот завод стал первым, который проводил испытания своих продуктов на безопасность. В результате этого усилиями предприятия была внедрена травмобезопасная телескопическая рулевая колонка. Краш-тест Москвича 412, который, к сожалению, разбился вдребезги при столкновении с преградами, такими как бетонная стена.
Далее представлены краш-тесты грузовиков. Камаз 5320, сталкиваясь с усиленным шлагбаумом при скорости 45 км/ч, демонстрирует полное уничтожение кабины, но двигатель и части кузова, поглощающие энергию, остаются целыми. Этот принцип проверен также на других моделях Камаза, как 4310, который сталкивается с барьером перед железнодорожным переездом, и 5320, вылетающим в металлический шлагбаум при скорости 80 км/ч.
Следующий краш-тест ГАЗ-21 Волга, сталкивающейся с бетонной стеной весом 45 тонн при скорости 45 км/ч. После столкновения база автомобиля изменилась, но салон остался в целости. Также проведен краш-тест ГАЗ 24 Волга, где не пристегнутый ремнями безопасности манекен пассажира получает серьезные травмы при столкновении со скоростью 50 км/ч.
Следующие краш-тесты представляют продукцию ВАЗ. Модель 2105 при столкновении с бетонной стеной на скорости 50 км/ч демонстрирует вылет лобового стекла и деформацию передней части, но двери остаются закрытыми. Затем, ВАЗ-2106 получает фронтальный удар на скорости 64 км/ч, что вызывает деформацию передней части, но сохранение целостности руля.
Эти краш-тесты позволяют оценить безопасность и прочность советских автомобилей в различных сценариях столкновений.
Второй автомобиль - ВАЗ-2107, после краш-теста, получил 2 балла, в то время как "шестерка" получила 0 баллов. Результаты говорят сами за себя, моделирующий встречное смещенное лобовое столкновение двух машин примерно одинаковой массы на суммарной скорости 110 км/ч.
Далее проводится краш-тест ВАЗ-2109, эксперты Авторевю высоко оценили девятку за безопасность. Благодаря брусьям безопасности в дверях, салон оборудован прочной капсулой, и дверной проем укоротился всего на 30 мм. Однако, при столкновении водителя ожидают серьезные травмы, такие как смещение руля на 140 мм назад, смещение педалей сцепления и опасное положение ступни и голени.
Краш-тест ВАЗ-2121 Нива показывает, что кузов этой модели прочен, но водитель может столкнуться с угрозой травмы головы. Педаль сцепления смещена на 300 мм назад и на 85 мм вверх, что может вызвать серьезные повреждения.
Следующий тест - ВАЗ-1111 Ока, где кузов автомобиля разрушился, дверь разрушена, и водитель имеет минимальные шансы на выживание. Пассажир же, при левостороннем ударе, почти не рискует получить серьезные травмы.
Последний краш-тест грузовика ЗИЛ-130 показывает, как кабина автомобиля складывается, как картон, при ударе. В результате разрушения кабины исчезает даже след от манекенов. Подобный эксперимент с серийным ЗИЛ 130 повторили годом позже, и результаты остаются безнадежно печальными.
Эти краш-тесты проливают свет на уровень безопасности и прочности советских автомобилей различных марок в условиях различных видов столкновений.